В Федеральном центре госсанэпиднадзора России в связи с этим отметили, что хоронить тела людей за пределами кладбищ запрещает закон. Бывший член Общественной палаты Максим Шевченко, в свою очередь, заявил: «Если такая практика действительно имеет место в Чечне, то это дело чеченского народа. Не нам учить их, как выстраивать отношения между собой. Другие же республики, которые и понятия не имеют, через что прошла Чечня, даже не имеют морального права обсуждать такие вопросы».
Между тем адвокат и правозащитник Муса Плиев считает что такое постановление нарушат даже не религиозный, а просто общечеловеческий принцип – «не воевать с мертвыми».
В связи с этим корреспондент Regions.ru попросил православных священнослужителей прокомментировать решение ДУМ Чечни и реакцию на него.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что в Чечне вполне могут принимать решения согласно их религиозным представлениям. «Я считаю, это исходит из их нравственных соображений. Вижу только один недостаток: религиозная традиция входит в противоречие с законодательством, но это надо как-то урегулировать», - отметил он.
«У нас в Православии, когда кладбища были вокруг церкви, в ограде самоубийц не хоронили, находили специальные места для этого. Когда-то в районе Останкино было место для захоронения самоубийц, людей, умерших насильственной смертью, а также неопознанных покойников. Так и в Чечне следует поступить: выделить специальное место для погребения, которое отличалось бы от обычного», - предлагает священник. «Я согласен с Максимом Шевченко: Чечня пережила немало и имеет право на принятие такого решения, только надо урегулировать законодательные нормы, те же требования санитарно-эпидемиологических служб, вот и все», - заключил о.Андрей.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, заметил, что погребальный обряд – это вопрос национального предания, а оно не везде одинаково. «Есть примеры, когда вожди народа просили, чтобы их прах развеяли над океаном. Я бы не придавал этому вопросу принципиального значения. Ведь все мы знаем о случаях, когда людям отказывали в праве быть по-человечески похороненными. Кого-то хоронили под кремлевской стеной, кого-то – в "мавзолее". Во исполнение требования управляющего санитарными делами, их всех следует срочно перезахоранивать», - заметил о.Владислав.
«Из всех высказанных суждений я скорее соглашусь с тем, которое принадлежит Максиму Шевченко. Если бы действительно существовало окончательное общечеловеческое нравственное правило, тогда бы и имело смысл рассматривать данный случай в общепринятом этическом ключе. Но здесь именно вопрос национального предания. Поэтому пусть чеченский народ сам решает. Конечно, хотелось бы, чтобы все у нас было гуманнее. Но можно ли говорить о гуманности тех, кого духовные лидеры Чечни запретили хоронить вместе с единоверцами? Как хоронить таких людей, должен решать и сам народ, общество, и родственники убитых», - заключил священник.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также уверен, что «нам никого учить в данном случае не нужно». «Ведь здесь речь идет о проблеме, в отношении которой веками складывалась определенная традиция, - пояснил он. – Навязывать свое мнение культуре и традиции, конечно, недопустимо». «Как я понимаю, это решение духовных руководителей вызвано страшным злом, которое, к сожалению, совершают люди, которые становятся на путь убийств, сея вокруг себя страх, страдание, несчастье. В православной традиции, например, не хоронят на церковном погосте самоубийц. Здесь же речь идет буквально об убийцах, которые "утонули в крови". Мотивы, по-моему, вполне понятные. Может быть, только таким способом и можно остановить этих людей. Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан», - отметил пастырь.
Протоиерей Александр Борисов,настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также назвал решение ДУМ положительным. «Другое дело, - добавил он, - что выносить какое-либо суждение по поводу этого заявления нужно, конечно, в соответствии с обычаями Чечни, ее культурной и духовной традицией, имеющей свои особенности. Поэтому точка зрения Шевченко мне ближе. Наверное, можно как-то согласовать этот вопрос и с гражданскими властями, чтобы все-таки не хоронили где попало».
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, также согласился с М.Шевченко: «Мы видим в данном случае, что чеченские духовные лидеры резко отмежевались от какого-либо потакательства боевикам, руки которых действительно "по локоть и даже полностью в крови". Действительно, это очень жесткое решение – в первую очередь в отношении родственников боевиков, которые таким образом будут обесчещены. Но ведь их обесчестили на самом деле эти боевики, которые не за правое дело сражались. Вопрос в нравственном плане очень серьезный, но граждане Чечни в первую очередь сами должны в этом разобраться. Желательно все-таки, чтобы было какое-то согласование и с гражданскими властями. Все-таки какой-то порядок в захоронении должен существовать».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заметил: «Если мусульмане выносят такое решение, - кто мы такие, чтобы его оспорить? Я могу привести в пример решение православных канонов о том, что человек, покончивший с собой, не подлежит церковному погребению и отпеванию. Что касается кладбищ, то можно там же отделить место для погребения лиц, которых не считают мусульманами и которые не достойны мусульманского обряда по решению духовенства».