«Чеченские духовные лидеры резко отмежевались от какого-либо потакания боевикам»

Православные священнослужители о запрете похорон уничтоженных боевиков по мусульманским обычаям и на официальных кладбищах

Новости Москвы 
0
807
Время на чтение 4 минуты
Духовное управление мусульман Чечни запретило хоронить уничтоженных боевиков по мусульманским обычаям и на официальных кладбищах. «Эти люди – не просто по локоть, а полностью утонувшие в крови женщин, стариков и детей. Они погибают собачьей смертью и не заслуживают обычного погребения», - заявил председатель Духовного управления мусульман Чечни Султан Мирзаев, сообщает Regions.ru. По словам Мирзаева, теперь родственники боевиков, которым отказали в праве на прощальную церемонию, сами находят места для их захоронения, и никто не знает их месторасположения.

В Федеральном центре госсанэпиднадзора России в связи с этим отметили, что хоронить тела людей за пределами кладбищ запрещает закон. Бывший член Общественной палаты Максим Шевченко, в свою очередь, заявил: «Если такая практика действительно имеет место в Чечне, то это дело чеченского народа. Не нам учить их, как выстраивать отношения между собой. Другие же республики, которые и понятия не имеют, через что прошла Чечня, даже не имеют морального права обсуждать такие вопросы».

Между тем адвокат и правозащитник Муса Плиев считает что такое постановление нарушат даже не религиозный, а просто общечеловеческий принцип – «не воевать с мертвыми».

В связи с этим корреспондент Regions.ru попросил православных священнослужителей прокомментировать решение ДУМ Чечни и реакцию на него.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, полагает, что в Чечне вполне могут принимать решения согласно их религиозным представлениям. «Я считаю, это исходит из их нравственных соображений. Вижу только один недостаток: религиозная традиция входит в противоречие с законодательством, но это надо как-то урегулировать», - отметил он.

«У нас в Православии, когда кладбища были вокруг церкви, в ограде самоубийц не хоронили, находили специальные места для этого. Когда-то в районе Останкино было место для захоронения самоубийц, людей, умерших насильственной смертью, а также неопознанных покойников. Так и в Чечне следует поступить: выделить специальное место для погребения, которое отличалось бы от обычного», - предлагает священник. «Я согласен с Максимом Шевченко: Чечня пережила немало и имеет право на принятие такого решения, только надо урегулировать законодательные нормы, те же требования санитарно-эпидемиологических служб, вот и все», - заключил о.Андрей.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, заметил, что погребальный обряд – это вопрос национального предания, а оно не везде одинаково. «Есть примеры, когда вожди народа просили, чтобы их прах развеяли над океаном. Я бы не придавал этому вопросу принципиального значения. Ведь все мы знаем о случаях, когда людям отказывали в праве быть по-человечески похороненными. Кого-то хоронили под кремлевской стеной, кого-то – в "мавзолее". Во исполнение требования управляющего санитарными делами, их всех следует срочно перезахоранивать», - заметил о.Владислав.

«Из всех высказанных суждений я скорее соглашусь с тем, которое принадлежит Максиму Шевченко. Если бы действительно существовало окончательное общечеловеческое нравственное правило, тогда бы и имело смысл рассматривать данный случай в общепринятом этическом ключе. Но здесь именно вопрос национального предания. Поэтому пусть чеченский народ сам решает. Конечно, хотелось бы, чтобы все у нас было гуманнее. Но можно ли говорить о гуманности тех, кого духовные лидеры Чечни запретили хоронить вместе с единоверцами? Как хоронить таких людей, должен решать и сам народ, общество, и родственники убитых», - заключил священник.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также уверен, что «нам никого учить в данном случае не нужно». «Ведь здесь речь идет о проблеме, в отношении которой веками складывалась определенная традиция, - пояснил он. – Навязывать свое мнение культуре и традиции, конечно, недопустимо». «Как я понимаю, это решение духовных руководителей вызвано страшным злом, которое, к сожалению, совершают люди, которые становятся на путь убийств, сея вокруг себя страх, страдание, несчастье. В православной традиции, например, не хоронят на церковном погосте самоубийц. Здесь же речь идет буквально об убийцах, которые "утонули в крови". Мотивы, по-моему, вполне понятные. Может быть, только таким способом и можно остановить этих людей. Дай Бог, чтобы этот призыв был услышан», - отметил пастырь.

Протоиерей Александр Борисов,настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, также назвал решение ДУМ положительным. «Другое дело, - добавил он, - что выносить какое-либо суждение по поводу этого заявления нужно, конечно, в соответствии с обычаями Чечни, ее культурной и духовной традицией, имеющей свои особенности. Поэтому точка зрения Шевченко мне ближе. Наверное, можно как-то согласовать этот вопрос и с гражданскими властями, чтобы все-таки не хоронили где попало».

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, также согласился с М.Шевченко: «Мы видим в данном случае, что чеченские духовные лидеры резко отмежевались от какого-либо потакательства боевикам, руки которых действительно "по локоть и даже полностью в крови". Действительно, это очень жесткое решение – в первую очередь в отношении родственников боевиков, которые таким образом будут обесчещены. Но ведь их обесчестили на самом деле эти боевики, которые не за правое дело сражались. Вопрос в нравственном плане очень серьезный, но граждане Чечни в первую очередь сами должны в этом разобраться. Желательно все-таки, чтобы было какое-то согласование и с гражданскими властями. Все-таки какой-то порядок в захоронении должен существовать».

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, заметил: «Если мусульмане выносят такое решение, - кто мы такие, чтобы его оспорить? Я могу привести в пример решение православных канонов о том, что человек, покончивший с собой, не подлежит церковному погребению и отпеванию. Что касается кладбищ, то можно там же отделить место для погребения лиц, которых не считают мусульманами и которые не достойны мусульманского обряда по решению духовенства».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06