itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Это очень тяжелый период, но, с другой стороны и очистительный»

Православные священнослужители об Октябрьском перевороте и о советском периоде отечественной истории

0
606
Время на чтение 5 минут

Россия отметила 95-ю годовщину Октябрьской революции. Политики и эксперты в эти дни обычно рассуждают о значении этого события для России.

Портал Regions.Ru попросил православных священнослужителей высказать их отношение к Октябрьскому перевороту.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сообщил, что недавно прочел одну книгу, в которой автор придерживался радикально-либеральной позиции и назвал Ленина контрреволюционером.

«Мне понравилась эта характеристика. Если Троцкий и Свердлов были революционерами, то ленинская гвардия повернула революцию 1917 года не в сторону разрушения, а в сторону переформатирования и укрепления. Так что и у наших критиков иногда бывают интересные откровения. Конечно, после Октябрьской революции появился некоторый энтузиазм, но весь энтузиазм строительства социализма эксплуатировал высочайший духовно-нравственный потенциал России, который своим существованием обязан православию. Но, к сожалению, этот потенциал использовался, но не возобновлялся. И хватило нам его до начала 90-х годов. Его бы и до 1939 года не хватило, но тут помогли немцы, которые своей агрессией взбодрили наши духовно-нравственные силы. Я сам горжусь тем, что Россия, благодаря контрреволюционеру Ленину, перешагнула через несколько веков и опередила весь мир в индустриализации и техническом прогрессе, благодаря чему мы победили в Великой Отечественной войне. Но сама по себе революция была страшной катастрофой, главным итогом которой стали десятки миллионов убитых, замученных, затравленных, умерших от голода и эпидемий людей», - продолжил священник.

Он также прокомментировал мнение отдельных либеральных писателей и поэтов, в частности, Дмитрия Быкова, который полагает, что «религия должна знать свое место в обществе и не может претендовать на роль госидеологии». «Православие для России - это главная духовная крепость и главный стрежень. Восстановление и подъем России может произойти только через укрепление нашего православного духа, нравственности и культуры. Внешние обстоятельства нам не оставляют никакого выбора: либо мы в очередной раз должны сделать колоссальный прорыв, либо должны погибнуть. И этот прорыв случится, если мы свои дерзновения будем основывать на том потенциале, который возрождается вместе с возрождением духовности. Так что надежда только на наш дух православный, о котором, кстати, говорил один из идеологов фашизма на Нюрнбергском процессе, объясняя, что немцы учли все факторы кроме духа русского народа. Так что господин Быков и иже с ним пусть знают, что этот дух и есть Православие», - подчеркнул отец Александр.

Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, полагает, что этот переворот – одна из самых злосчастных дат в многовековой истории нашей страны.

«Это была попытка осуществления в нашей стране кровавой утопии, очень скоро обнаружившая свою антинародную сущность. И сейчас очевидно, что эта авантюра 17-го года закончилась полным крахом. Коммунизм обнажил всю свою античеловеческую сущность и историческую порочность. Об этом почему-то никто не говорит. Ради построения этой утопии, что завершилось полным провалом, были принесены невероятные, многомиллионные и отнюдь не добровольные жертвы нашим народом. Это был самый настоящий автогеноцид. Самым злосчастным результатом этой так называемой"«социалистической революции" стала гибель исторической России. Это было сознательное уничтожение российского общества, его укладов и сословий, включая крестьянское. Это страшное, до сих пор не признанное всем обществом, преступление, следствием которого является продолжающееся вымаривание народа и глубочайший кризис», - заявил отец Борис.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель Татианинского храма при МГУ, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, считает, что Октябрь 17-го - самая мрачная и трагичная страница в истории России и нашего народа.

«Аргументы, что в результате революции мы перекрыли Енисей, хорошо танцевали в Большом театре, создали тяжелую промышленность (как будто она не развивалась в начале XX века опережающими всю Европу темпами), участвовали в антигитлеровской коалиции, - может быть, для кого-то и перевешивают миллионы жизней, сломанных тоталитарным государством. Для объективной оценки необходимо учитывать то, как это государство относилось к Церкви: от демонических гонений 20-30-х годов до тихого удушения при Хрущеве и Брежневе. Государство рассматривало Церковь как институт, которого на его пространстве не должно было быть. Прекрасный ответ дает выставка "Преодоление", организованная ПСТГУ, кстати, в бывшем Музее революции и открытая 7 ноября, что тоже символично. А что люди, рядящиеся в одежды экономических или общественно-политических либералов, приветствуют факт Октябрьской революции и находят в ней многочисленные позитивные стороны, показывает их подлинное отношение к России, ее истории и ценностям, чему, впрочем, удивляться не приходится», - заключил священник.

Священник Владимир Лапшин, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, заявил, что относится к Октябрю 1917 г. именно как к перевороту.

«Революции я, честно говоря, очень не люблю. Это всегда кровь. Все известные революции, происходившие в мире – это и в Англии, и во Франции, и в Мексике, и в России – это сплошные потоки крови. Относиться к этому я могу только отрицательно. Положительная оценка революции, видимо, связана с тем, что обществу очень хочется перемен. Понятно, что перемены нужны, что так жить нельзя, но революции я боюсь. Снова будут потоки крови и разруха. Зло, что принесла революция, перекрывает все те положительные явления, которые, может быть, действительно были ею вызваны, которые действительно можно выискивать. Но то зло, которое она породила, ничем оправдано быть не может», - заключил священник.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, считает Октябрьский переворот частью общей революции, продолжением Февральской.

«Произошло колоссальное крушение самостоятельной цивилизации, которая имела корни в Византийской Империи и во многом развивалась под влиянием как европейско-христианской идеологии, а также имела большое влияние со стороны востока, через Золотую орду, через Московское государство XV-XVI веков. Cложная была цивилизация, но в то же самое время она обладала очень высокой культурой. И если уж говорить о великой русской литературе, то она была создана в XIX веке. Все остальное – это ученики тех великих учителей. Так вот эта цивилизация, к сожалению, была во многом утрачена. Хотя какие-то здоровые корни оставались, и все успехи СССР – индустриальные и военные – связаны с той почвой и мощью, которую подготовила Российская Империя. Как в наше время мы держимся за счет успехов советской науки и техники, так и советская индустриальная машина создавалась благодаря мощным усилиям и накоплениям Российской Империи», - продолжил он.

По его словам, 1917 год – это, конечно, слом исторического хребта русской православной монархии. «Это очень тяжелый период, но, с другой стороны и очистительный: если бы не было революции, мы, возможно, постепенно сползли бы в благодушное состояние, в котором сегодня находится Франция и Англия. Кстати я думаю, фашизм мы бы все равно победили: исторически так сложилось, что Англия и Франция всегда были нашими главными союзниками, так что оснований для победы в России у фашизма не было. Наверное, отравленное либеральным нигилизмом российское общество нуждалось в том, чтобы ему показали истину либеральных и нигилистических ценностей: "Хотите жить без Бога? Попробуйте!" – будто Господь нам это говорил. А когда попробовали, то получили ВЧК, ГУЛАГ, варварское общество, которое никак нельзя назвать идеальным. Но зато это было общество с мечтой. Людям дали мечту о коммунизме и о построении рая на земле. Но пустые мечты - как дом, построенный на песке, долго не может стоять под напором исторических бурь. Поэтому и СССР не устоял. С одной стороны, моя молодость и самые творческие годы прошли именно в Советском Союзе, и я иногда скучаю, например, по советскому кинематографу. Но с другой стороны я благодарен тому, что имею возможность свободно мыслить, исповедовать свои идеи, верить во Христа. Теперь все свободно дается русским людям, и мы не должны отмахиваться от этого», - заключил о. Георгий.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59