Протоиерей Павел Красноцветов: «Церковный голос должен звучать в полной мере»

Настоятель Казанского собора о Крестном ходе, который пройдет 4 ноября в Санкт-Петербурге

Как сообщалось, 1 ноября в Санкт-Петербурге в пресс-центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная подготовке и проведению Крестного хода 4 ноября в Северной столице в связи с Днем народного единства и праздником Казанской иконы Божией Матери. В пресс-конференции приняли участие: начальник отдела по связям с религиозными объединениями Администрации губернатора Санкт-Петербурга Владимир Иванов, настоятель Казанского собора протоиерей Павел Красноцветов, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, руководитель Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, доктор философских наук, кандидат исторических наук, профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета Андрей Вассоевич.

Предлагаем вниманию читателей расшифровку выступления настоятеля Казанского собора протоиерея Павла Красноцветова
.

О Крестном ходе 4 ноября в Санкт-Петербурге в связи с Днем народного единства и праздником Казанской иконы Божией Матери:

Я настоятель Казанского собора и прямо связан с этим праздником, потому что Казанская икона Божьей Матери находится в соборе. Праздник Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября празднуется в Петербурге уже 300 лет. Очень важно, что мы здесь собрались перед этим праздником, который вновь вводится в практику как празднование народного единства.

Когда были смуты на Руси, то голос поднимала, чтобы победить эти смуты и объединиться, обычно Церковь. В 1612 году Патриарх-мученик Ермоген возвысил голос в Москве, когда её заняли поляки. Он рассылал письма по всем городам с призывом подниматься и защищать Русь и Москву. Минин и Пожарский собрались в Нижнем Новгороде, взяли из Казани чудотворную икону Божией Матери и пошли в северные города, Ярославль, там они собрали дружину и пошли на Москву и освободили ее.

Здесь и сейчас тоже звучит голос Церкви. Думаю, что церковный голос должен звучать в полной мере, потому что православные составляют почти 80% населения России. Мы призываем всех участвовать в этом единении, в прощении взаимных обид, в согласии разных религий. В России множество религий: основная религия - Православная Церковь, католики и лютеране - небольшие группы, мусульмане - большая группа верующих, на востоке страны очень много буддистов. Эти основные религии должны жить в мире, они и до революции жили в мире. Не было никаких религиозных столкновений на Руси в то время. Мы должны к этому сейчас стремиться. В этот праздник 4 ноября мы специально устраиваем в Санкт-Петербурге Крестный ход с иконой Божьей Матери от Казанского до Исаакиевского собора, где будет торжественное молебное пение. Соберутся люди из всех петербургских приходов. Это будет молитва к Богу, чтобы Он дал нам мир, спокойствие и благоденствие, о чем мы каждый раз молимся за Богослужением. Такая наша задача.

Об истории Казанской иконы Божией Матери:

Кратко расскажу историю Казанской иконы Божией Матери. В 1576 году икона обретена в Казани девочкой в горелом доме. Это небольшая икона аналойного типа 6,5 на 5 вершков, это приблизительно 30 на 40 см. По историческим справкам она никогда не покидала Казань, находилась в монастыре в честь Рождества Божией Матери. В то время сделали несколько списков. Первый список был сделан для Иоанна Грозного. В 1590 году исполнили список в два раза больше оригинала, потому что существует правило делать списки с чудотворных икон другого размера. Этот список размером 56 на 70 см отправили в Москву. Второй список также был немного больше явленного образа, и вот с этим списком, который принесли из Казани в Нижний город (Нижний Новгород), ополчение Минина и Пожарского пошло в Ярославль, там собрались северные города и с этим списком иконы пошли на Москву. Трижды обошли Крестным ходом вокруг Кремля и взяли его штурмом. Эта икона была подарена Пожарскому. Он получил на Лубянке место, там затем построили Казанский храм, где эта икона и была поставлена. Во время советской власти, когда рушили храмы, пропадали иконы. Поэтому мы сейчас не знаем где та икона, которая была Пожарским поставлена в Москве. Та икона, которая была в Казани, пропала в 1904 году. Какой-то разбойник украл ее из монастыря. Предположительно ее уничтожили. Но есть последние сведения, что эту икону все-таки спрятали и передали в дальние старообрядческие монастыри на Урале. Вроде старообрядческая монахиня заплатила этим жуликам и спрятала эту икону. Об этом писал «АиФ» года два назад. Чудотворная икона пропала, мы не знаем, что с ней.

Петербургская Казанская икона Божией Матери была передана в Москву, где находилась в царских палатах, там перед ней молились. Алексей Михайлович молился перед ней, чтобы у него родился наследник. Потом Царь Петр I Алексеевич основывает Санкт-Петербург и в 1713 году повелевает своей снохе, жене брата Иоанна, переезжать со всем двором в Петербург и привезти эту икону, которая сейчас и стоит в Казанском соборе. Сноха Царя получает место недалеко от Заячьего острова, строит там дворец и часовню, в которой и находится эта икона. И там эта икона уже начинает проявляться. Люди приходят, молятся и получают исцеления. Есть описания и свидетельства этого. Люди брали икону, возили по домам и получали исцеления. Эта икона тоже имеет трагическую историю. В 1730-е годы Анна Иоанновна построила на Невской першпективе храм в честь рождества Богородицы и туда поставила эту икону. Затем приходит Император Павел I, который не любил свою матушку Екатерину II, многое из того, что она делала, постарался аннулировать. Но надо прямо сказать, что он был все-таки интересный образованнейший человек, который прекрасно знал математику, проехал всю Европу. У него была идея объединить христианские Церкви. Павел Первый повелевает строить для этой иконы новый храм, потому что храм, построенный при Анне Иоанновне, начал разрушаться. Объявляется конкурс, в котором участвуют прекрасные архитекторы. Выигрывает этот конкурс почти неизвестный в то время архитектор Андрей Воронихин. Он строит храм, и туда поставляют эту икону.

Икона, с которой шло ополчение освобождать Москву, тоже исчезла. Говорят, что сейчас она в Богоявленском Елоховском соборе, бывшем Патриаршем кафедральном до восстановления Храма Христа Спасителя. Икона, которая находится в Казанском соборе, - это именно та икона, которая была написана для Иоанна Грозного. Её почитают, мы именуем её петербуржской. А кремлевская Казанская икона утеряна.

Есть распоряжение Патриарха, согласно которому нашу Казанскую икону Божией Матери 3 ноября вечером повезут на поезде в Москву в Успенский кафедральный собор Кремля. Там будет совершена торжественная Литургия Патриархом Кириллом в сослужении епископов, и будет совершено особое молебное пение. После этого икона отвозится в Манеж, где к ней будут иметь доступ все люди, кто пожелает прийти. Там будет выставка, где отведут специальное место.

Теперь о мероприятиях в Петербурге. В Казанском соборе в алтаре имеется второй образ Божией Матери, изготовленный синодальными мастерскими. Прекрасно исполненный, на золотом фоне прописан лик в старинной манере. Мы её выносим 4 ноября на середину собора и там служим Литургию и молебен. Затем берем этот образ, который повелел привезти в Петербург Петр I, и несем с собой Крестным ходом. «И постави во граде Петра Казанскую икону Божьей Матери в основание града», - так интересно сказал Петр I. С этой иконой после Литургии мы идем Крестным ходом ровно в 13 часов. Собирается в Казанском соборе масса народу. Из 50 больших храмов Петербурга на автобусах приедут люди в Казанский собор. Крестный ход пройдет по Казанской улице до Вознесенского проспекта и дальше до Исаакиевского собора, там икону торжественно встречают, служится молебен.

Должен сказать, что Исаакиевский, Казанский и Петропавловский соборы никогда не были объявлены указами как кафедральные. И только Казанский собор Патриарх Алексий объявил кафедральным собором. Исаакиевский собор был первым синодальным собором. (…) Казанский собор был построен раньше Исаакиевского и был главным собором епископа, а потом Исаакий стал главным собором.

Мы будем отмечать особый праздник единения. Я думаю, что люди придут помолиться и поучаствовать в этом знаменательном событии. И я думаю, что Бог даст, и мы наконец встанем из того болота, в котором мы жили 70 лет. И хотелось бы сказать, дорогие друзья, как нам трудно жить в стране, в городе, где именами убийц названы улицы, стоят памятники убийцам. Посмотрите, в Германии нет ни одного памятника фашистам, ни одного города и улицы, названные именами фашистов, - все носят старинные названия. Почему у нас улицы носят имена убийц? Эта зараза распространяется на всех. Все нестроения идут от этого. В новых районах улицам нужно дать новые названия, имена героев. У нас масса героев – Королев и другие. Мы бы гордились ими, а так стыдно ходить по таким улицам.

О происхождении Крестного хода
:

Крестный ход – это старинный обычай на Руси, когда брали святыню и шли с ней, освящая какую-то местность. До революции священник выходил на поля и освящал поля для посева, выгоняли скот - священник освящал пастбища и т.д. Была такая традиция. Когда был престольный праздник в церкви, то брали иконы, хоругви и обходили село, город. Это было и прославление Бога, и напоминание людям о том, что Церковь с ними. Это славная традиция, нужно её продолжать.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Павел Красноцветов:
Протоиерей Павел Красноцветов: «Церковный голос должен звучать в полной мере»
Настоятель Казанского собора о Крестном ходе, который пройдет 4 ноября в Санкт-Петербурге
02.11.2012
Праздник для всех
200-летие Казанского кафедрального собора
24.08.2011
Святыня северной столицы
Беседа с настоятелем Казанского собора в Санкт-Петербурге протоиереем Павлом Красноцветовым
23.05.2011
Все статьи автора