Василий Белов – мастер православного реализма

Николай Коняев размышляет о творчестве русского писателя в день его восьмидесятилетия

Сегодня исполняется 80 лет выдающемуся русскому писателю Василию Ивановичу Белову. Редакция «Русской народной линии» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес юбиляра, желает ему многая и благая лета, дальнейших творческих успехов.

О значении творчества В.И.Белова размышляет в интервью «Русской народной линии» петербургский писатель Николай Коняев


Василий Белов - это один из виднейших русских писателей не только послевоенного десятилетия, он очень заметен во всей русской литературе, стоит в ряду с великими классиками. Когда называют Василия Белова «писателем-деревенщиком» - это условность. Да, первые вещи Белова были написаны на деревенскую тематику, действие происходило в нищающей вологодской деревне, но на самом деле смысл прозы Белова гораздо шире, чем проблема опустошения деревни.

Белов - большой русский писатель, мастер православного реализма. Его герои, например, Иван Африканович Дрынов из повести «Привычное дело», который не ходит в церковь, не исполняет православных обрядов, потому что нет у него такой возможности, но, тем не менее, остается глубинно-православным человеком, его поведение подчинено той православной традиции, которая выработана за 10 веков русской культуры. Дрынов - один из значительнейших персонажей Белова, а повесть «Привычное дело» - одна из лучших его вещей, в которой Белову удалось рассказать то главное о русском человеке и русской душе, что необходимо было рассказать миру. Более того, он сумел рассказать то, что хотела тогда услышать страна, уже заблудившаяся в дебрях атеизма, потерявшаяся без Православия, без Церкви. То, что он это выразил, сразу сделало имя Василия Ивановича Белова широко известным.

Я занимался много Федором Абрамовым. Когда читаешь его дневники, видишь, какое огромное влияние оказал на него В.И.Белов, хотя, казалось бы, Белов человек в литературе более молодой, чем Абрамов, но тут получилось взаимное дополнение. Не было бы Белова, если не было бы первой повести Абрамова «Братья и сестры», но если не было бы «Привычного дела», то как-то иначе пошло бы развитие Абрамова.

Можно говорить и о том, как влиял Белов на других русских писателей, но взаимовлияние, показанное на этом примере, демонстрирует, насколько органично и естественно развивалось направление, которое потом было названо «деревенской литературой». Я бы назвал это направление «литература православного реализма». То, что она начала развиваться тогда, - это не случайно. Православная тематика, касающаяся церковных обрядов, не звучала в ней не напрямую, но, тем не менее, главная проблема произведений этого направления повествовала о том, как человек спасает свою душу или губит ее.

Конфликт «Привычного дела» в этом и заключается. У того же Ивана Африкановича Дрынова есть возможность бросить нищенскую вологодскую деревню, уехать на заработки в Мурманск, и он даже делает такую попытку, но Господь не позволяет ему превратиться в безликое существо, потерять свою сущность. По сюжету его ссаживают с поезда, возвращают назад. Ему дорого пришлось заплатить за попытку измены: умирает его жена в больнице. Но все же Иван Африканович возвращается к своей земле, на которой он живет.

Думаю, что Василий Иванович Белов - один из виднейших писателей русской литературы, он не заслоняется даже великими классиками, которыми богата наша словесность. В его прозе есть та нравственная, духовная глубина, та нравственная цельность, без которой наша литература сразу обеднеет.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Коняев:
Русское слово «Кондопога»
К годовщине со дня кончины писателя
15.09.2019
Остро стоит проблема «отцов и детей»
О причинах нарастающего межпоколенческого разрыва
29.06.2018
Белинский: за и против
Размышления о литературной критике в свете 170-летия со дня кончины известного критика и публициста 19 века
11.06.2018
Нобелевка оскандалилась
Скандалы в Шведской академии в области литературы еще раз продемонстрировали ангажированность этой премии
13.04.2018
Театральные постановки не имеют никакого отношения к классике
Писатель Николай Коняев предлагает способ повышения интереса школьников к классической литературе
23.03.2018
Все статьи автора
"ДелоРус и Александро-Невская Семья"
«Этот крестный ход приподнял, вдохновил нас!»
В Санкт-Петербурге, в День перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, состоялось стотысячное молитвенное шествие
12.09.2019
Крестный ход объединяет людей
12 сентября в Санкт-Петербурге пройдет молитвенное шествие, посвященное дню перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
11.09.2019
«Предстоящие мероприятия не должны стать официозом»
Святейший Патриарх Кирилл принял участие в заседании Оргкомитета по подготовке и проведению юбилейных торжеств, посвященных 800-летию со дня рождения князя Александра Невского
11.09.2019
«Ханам нужен был наш кошелек, а этим господам — наша душа»
Святейший Патриарх Кирилл объяснил, почему святой благоверный князь Александр Невский ездил в Орду и дружил с ханами, а с христианскими рыцарями боролся
11.09.2019
Все статьи темы