Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Критический отклик иеромонаха Арсения (Железнова) на комментарий протоиерея Андрея Ткачева

Комментарий известного священника, сотрудника Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации УПЦ МП, настоятеля храма преподобного Агапита Печерского при медицинском университете г.Киева протоиерея Андрея Ткачева нашему агентству относительно инициатив премьер-министра России Дмитрия Медведева по активизации борьбы с курением вызвал оживленную полемику на форуме «Русской народной линии». На редакционную почту РНЛ поступил отклик на этот комментарий клирика Владимиро-Суздальской епархии иеромонаха Арсения (Железнова), в котором изложена противоположная позиция по данному вопросу.

Не могу согласиться с протоиереем Андреем. Разумеется, курение – отвратительная, страстная привычка, которая является несомненным грехом. Но не всё так просто. Наверное, не ошибусь, если скажу, что в подавляющем числе различных культур религиозных жертвоприношений присутствует идея сотрапезничества с Богом (богами). Не является исключением и еврейское ветхозаветное жертвоприношение: «… и принеси приношение, которое из сего составлено, Господу; представь оное священнику, а он принесет его к жертвеннику; и возьмет священник из сей жертвы часть в память и сожжет на жертвеннике: [это] жертва, благоухание, приятное Господу; а остатки приношения хлебного Аарону и сынам его…» (Лев.2:8).

Обратите внимание на слова: «благоухание, приятное Господу». Или из книги Бытия: «И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека…» (Быт.8:21).

Не трудно предположить, что и жрец, и приносящий жертвы, пытались обонять «благоухание, приятное Господу». Это происходит и сейчас, когда во время каждения в храме некоторые прихожане вдыхают кадильный фимиам. А разве какой-то особый аромат ладана из огромного числа прочих мы выбираем не по собственному вкусу?

Да и само курение, принесенное в Европу из Америки, на своей родине являлось ни чем иным, как жертвоприношением: «Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов. Европейской культуре мало знаком изначальный религиозно-мистический смысл этого действа. А вот на родине этого обычая, в Америке, ритуальное курение весьма распространено. Индейцы очаги начинали всякое дело трубкой табака и молитвой: «Великий Дух, сойди и покури со мной как друг!» Сиу, раскуривая трубку, сначала предлагали ее Солнцу. Вождь надчезов, встречая рассвет ритуальным курением, пускал дым на восток, а затем в трех других направлениях. Для индейцев табак – священная трава, «трубка мира» (калюмет) - дар Великого Духа. Поэтому курение – это угодная богам жертва, а благоговейное выдыхание табачного дыма сродни молитвенному обращению. «Трубка мира» символизирует не только и не столько примирение враждующих племен (как это принято считать), сколько установление гармонии между богами и людьми».

Думаю, что в нас есть некие наследственные атавизмы, делающие сам акт вдыхания дыма не совсем уж неорганичным для нас. И если этот дым – табачное зловоние, а не благоухание ладана на православном богослужении, то можно согласиться со старообрядчеством: курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

39. Ответ на 38., Алёша:

Но не хватило времени господам керенским-милюковым-гучковым, семи месяцев не хватило.Насколько я знаю, не особо и планировали отпускать. Хотели судить и под арестом держали на время следствия. Затевали показательный процесс о преступных деяниях Императора и Императрицы. Но не сумели наскрести хоть каких-то доказательств обвинения. Да, вроде бы, и принимать-то никто не захотел. Все родственники в Европе отказались.

Да, Вы правы. Хотели судить. И принимать никто не захотел. Но уже к лету стало очевидным, что никаких доказательств не существует, ибо доказывать нечего. А то, что не захотели принимать- так ведь Государь изъявлял желание поселиться как частное лицо вместе с семьёй в Крыму, так что это не оправдание.

Русский Сталинист / 30.07.2017

38. Ответ на 35., Русский Сталинист:

Но не хватило времени господам керенским-милюковым-гучковым, семи месяцев не хватило.

Насколько я знаю, не особо и планировали отпускать. Хотели судить и под арестом держали на время следствия. Затевали показательный процесс о преступных деяниях Императора и Императрицы. Но не сумели наскрести хоть каких-то доказательств обвинения. Да, вроде бы, и принимать-то никто не захотел. Все родственники в Европе отказались.

Алёша / 30.07.2017

37. Ответ на 34., Русский Сталинист:

Но у нас ведь как в последнее время- каждого великого непременно надо ещё и святым объявить- то Суворова, то Достоевского, то Грозного и Сталина.Глупость, абсурд, провокация, иных слов не подобрать.

+ 100

Лев Хоружник / 30.07.2017

36. Курение трубки с табаком относится у индейцев к числу особых магических ритуалов

Курение магический ритуал ,это как спился и проигрался от многочисленных ранений https://www.youtube.com/watch?v=gNAHHPaNR2s

eka / 30.07.2017

35. Ответ на 25., Георгий:

рехи разные бывают... За каждение диаволу вряд ли канонизируют.Канонизируют за добродетели, а не грехи.

Либо за мученичество, как в случае с Государем и его Семьёй, ибо больше никаких оснований для их канонизации не имелось. Выпусти их за границу, или, хотя бы в Крым, Временное Правительство до Октября- о каком прославлении могла бы идти речь? Но не хватило времени господам керенским-милюковым-гучковым, семи месяцев не хватило.

Русский Сталинист / 30.07.2017

34. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Или вот ещё одна тенденция последнего времени- периодически объявляются граждане, призывающие канонизировать то Ивана Грозного, то Сталина. А на каких, собственно, основаниях? Да, несомненно, оба являются великими Правителями, оба посвятили свои жизни России, оба создали великие государства, честь и хвала им за это. Наш долг очистить их имена от грязи и клеветы русофобов. Но при этом ни один не вёл праведной жизни, и ни один не принял явную мученическую смерть за Христа и за Россию. Но у нас ведь как в последнее время- каждого великого непременно надо ещё и святым объявить- то Суворова, то Достоевского, то Грозного и Сталина. Глупость, абсурд, провокация, иных слов не подобрать.

Русский Сталинист / 30.07.2017

33. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Курение, конечно, вредная привычка от которой лучше избавиться, но вот "каждение диаволу" это всё же перебор! Тогда и дымящиеся трубы эл. станции - то же каждение диаволу...И везде, где дым - каждение диаволу. Печь в доме истопил - диаволу покадил. Кроме того, никотин это один из стимуляторов, без которых ныне люди обходится не могут. Так можно сказать, что и выпив чашку кофе ты принёс жертву диаволу...Я хирурга знаю, которому перед операцией покурить надо, иначе у него нет необходимой твердости в руках. Вы, например, когда такой хирург вас оперировать будет, потребуете, чтобы он не кадил диаволу, или благоразумно промолчите? :)

Лев Хоружник / 30.07.2017

32. Ответ на 20., :

Курение - это медленное самоубийство, то есть непростительный грех. И как могли стать святыми те,кто курил?

Например, приняв мученическую смерть за Христа и за Веру. Или для Вас грех курения перевешивает мученическую кровь?

Русский Сталинист / 30.07.2017

31. Ответ на 19., дед пенсионер:

"Да, они курили. В дневниках св. Николая Японского есть запись..."Слышу.Скажете ли что про Государя Николая Александровича?

А что Государь Николай Александрович канонизирован как праведный? Иными словами, он что, вёл праведную жизнь? Вообще-то, он канонизирован как Страстотерпец, т.е. за страдальческую смерть и за те мучения и скорби, которые он и его Семья с подлинным Христианским смирением приняли в заключении, а не за то, что он курил, стрелял по воронам, вызывал "дух" своего отца Александра Третьего и читал французские детективы. Вот такое вот искажённое гипертрофированное "почитание" Государя Страстотерпца, приписывание ему некоей прижизненной святости, наделение его свойствами Искупителя (т.е. уподобление самому Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу- единственному Искупителю всего людского рода), по мне гораздо опаснее и страшнее открытого глумления вроде "Матильды", ибо рядится в Православные одежды, а на деле есть лжеправославное сектантство, оскобляющее Господа и самого Государя Страстотерпца, которому, очевидно, не пришлось бы по душе подобное кощунство.

Русский Сталинист / 30.07.2017

30. Как я бросил курить

В том, что курение не угодно Богу я убедился, можно сказать, на собственной шкуре. Но говорю только за себя ибо про других ничего не могу знать. Курил я 25 лет. Многократно пытался бросить с помощью таблеток, пластырей, разных методик и собственной силы воли (кроме кодирования). Но ничего не выходило. Курил много. На службе, за ночь, выкуривал по две пачки. Дома, конечно, меньше. Но, в среднем, пачку в день. И вот, как-то раз, уже под конец службы, в свободную минутку, сели в дежурке попить чайку и зашёл разговор о табаке. Кто сколько курит и кто как пробовал бросить. Я и скажи: ребята, я всё перепробовал, но ничего не помогло. Поэтому если я когда-нибудь и брошу курить, то только с Божьей помощью. После чая, как обычно, вышли подымить и тут я понял, что курить мне не хочется. Повертел сигарету в руках и сунул обратно в пачку. Но курить так больше и не захотелось. Не было никакой ломки, никакого дискомфорта. Какое-то время я ещё ждал, что снова захочется. Но где-то через месяц убедился, что бросил курить окончательно. Было это пять лет назад.

Алёша / 29.07.2017

29. Курение - фимиам диаволу

Курение - фимиам диаволу - это фраза принадлежит Иоанну Кронштадскому.

basil_ust / 29.07.2017

28. поддерживаю антитабачный закон во благо народа

Большинство населения, включая даже большинство курящих - поддерживают антитабачные ужесточения. Под видом якобы защиты прав курящих выступают финансируемые табачным бизнесом организации, которые прикрываясь правами курящих работают вопреки их мнению, подчеркну - большинство курящих ЗА ужесточения антитабачного законодательства. Распространенная дезинформация псевдо-общественных организаций, финансируемых табачным бизнесом: "рестораны якобы понесут убытки от запретов на курение", на самом деле это сейчас убытки от нарушения прав некурящих, практика показала совсем обратное - нет убытков, есть прибыль от новых некурящих посетителей (мы лично будем чаще ходить и оставлять там деньги). Существует мировая практика — никогда не было убытков ресторанам от полных запретов курения, как раз наоборот — от новых некурящих посетителей прибыль существенно увеличивается. Залы для некурящих часто от курящих отделяет метр воздуха, это как в бассейне дорожки рядом для писающих и неписающих, никакие вытяжки не избавляют от всех вредностей дыма, дым из спецкомнат также будет попадать в залы для некурящих. Нужен полный запрет на курение в кафе и ресторанах — выгодно и полезно. Табачный бизнес, на мой взгляд, ворует у ресторанного примерно половину клиентов и не дает получать доходы от некурящих посетителей. Это мнение как самих рестораторов, так и их клиентов. Также табачный бизнес вынуждает быть пассивными курильщиками официантов и других сотрудников ресторанов.

Шевчук Денис / 13.11.2012

27. на здоровье

норм дискриминационного характера по отношению к гражданам, которые курят, в законопроекте нет. Основой для такого вывода является то, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации особого, специального правового статуса для «курильщиков» не предусмотрено, поэтому механизм охраны и защиты права каждого гражданина на здоровье и благоприятную окружающую среду должен быть общим, единым для всех граждан без исключения.

Шевчук Денис / 13.11.2012

26. Ответ на 24., Георгий:

Скажете ли что про Государя Николая Александровича?http://goo.gl/wBrnu

Совершенно верно, Георгий. Царь Николай II курил, и очень много. У Зимина не сказано, но государь отказался от султанского, турецкого табака и курил уже исключительно ростовские «Асмоловские папиросы , поставщика двора Его императорского Величества «Асмоловъ и сыновья». Кстати, в императорской семье курение считалось вполне безобидным занятием, приватно покуривали и Царевич и Великие княжны. В сети много фотографий.

Ш. Максим / 19.10.2012

25. Ответ на 17., М.Яблоков:

рехи разные бывают... За каждение диаволу вряд ли канонизируют.

Канонизируют за добродетели, а не грехи.

Георгий / 17.10.2012

24. Ответ на 19., дед пенсионер:

Скажете ли что про Государя Николая Александровича?

http://goo.gl/wBrnu

Георгий / 17.10.2012

23. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Название статьи само за себя говорит, ещё дым от курения это чужеродное тело внутри организма, да и вообще не вкусно.

AlexxxxS / 17.10.2012

22. Ответ на 19., дед пенсионер:

"Слышу.Скажете ли что про Государя Николая Александровича?

Погуглите, найдете фото.

lisander / 17.10.2012

21. слуги дьявола против курения

В то время, как среди народных масс повсеместно внедряются вредные для здоровья вещи (недоброкачественное питание, вакцинация с патологическими побочными действиями, деструктивные идеологии) все правительства, подвластные МВФ, ВТО, G8 (короче говоря Мировому Правительству) вдруг стали бороться с курением? Выскажу конспирологическую версию: вещества, которые попадают в кровь при курении табака, разрушительно влияют на ЧИПы, которые глобалистическая элита планирует вживить каждому человеку.

Евгений Пономарёв / 17.10.2012

20. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Курение - это медленное самоубийство, то есть непростительный грех. И как могли стать святыми те,кто курил?

Аноним / 17.10.2012

19. 16. Георгий :

"Да, они курили. В дневниках св. Николая Японского есть запись..." Слышу. Скажете ли что про Государя Николая Александровича?

дед пенсионер / 17.10.2012

18. рудовскому."Страсти по автобусной остановке".

Безусловно,ув.рудовский,Вы правы. Наркоман с пистолетом,алкоголик с топором,-никак напрямую не опасны окружающим людям,стоящим на автобусной остановке. Наоборот,-это благо,могут,если что,к примеру, по просьбе пассажиров,прибить того,кто усиленно дымит,-воздух портит. Наркоман и алкоголик,ув.рудовский,тоже бывают курят табак,-вот бросят, перестанут болеть и примутся за работу. На автобусной остановке,-порядок наводить,-разгонять курильщиков,а если некурящим достанется,так что с того... "Лес рубят-щепки летят". Пользуйтесь метро,а то, не ровен час,-попадете,под горячую руку или... ногу. Вот ведь как может быть.

Писарь / 17.10.2012

17. Ответ на 14., Георгий:

Безгрешен только Господь. Или забыли?

Грехи разные бывают... За каждение диаволу вряд ли канонизируют.

М.Яблоков / 17.10.2012

16. Ответ на 10., дед пенсионер:

"Значит свв.Николай Японский и Царь Николай тоже диаволу кадили..."Разве они курили,Михаил?Или я Вас не понял?

Да, они курили. В дневниках св. Николая Японского есть запись (1.04.1880): «Вечером скучно было и хотелось курить, а, между тем, бросил с воскресенья — более чем двадцатилетнюю привычку не легко бросить» // Праведное житие и апостольские труды святителя Николая, архиепископа Японского, по его своеручным записям. СПб., 1996. Ч. 1. С. 241.).

Георгий / 17.10.2012

15. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Итак,кто или что является инициатором нынешней "антитабачной компании", на Западе, или иначе,-какова ее духовная основа? (c) Поищите-ка лучше экономическую основу: люди чаще болеют, быстрее умирают - меньше работают. Это раз. Два - курение (в отличие наркомании, игровой зависимости или алкоголизма) напрямую опасно не только для курильщика, но и для окружающих. Представим себе автобусную остановку. Наркоман нюхает, геймер сидит с приставкой, алкоголик хлещет из горла, курильщик курит. Наркоман остальным пассажирам напрямую на здоровье не влияет, геймер и пьяница тоже, а курильщик еще как влияет.

рудовский / 17.10.2012

14. Ответ на 3., М.Яблоков:

Значит свв.Николай Японский и Царь Николай тоже диаволу кадили... Не бред ли это? Не надо преувеличивать!

Безгрешен только Господь. Или забыли?

Георгий / 17.10.2012

13. Спаси Бог!

Курение всегда считалось среди простого русского народа грехом. Советую почитать книгу иеромонаха Пантелеимона "Невидимая битва. Козни бесовские против человека". Там устами бесов часто говорится об этом их оружии против людей. Цитирую: Задал я как-то вопрос опытному духовнику, занимавшемуся раньше болящими, и он мне много перечислил, что любят бесы: женщин в штанах, накрашенных, намалеванных; мужчин, курящих и любящих вино и пиво, живущих не венчанными с женами; те церковные службы, когда все совершается быстро и неблагоговейно или ради денег, или славы /митры, креста, ордена/; когда святыню не ценят и не дорожат ею; когда церковные и семейные тайны выносят на суд посторонних; отпевают и служат панихиды по самоубийцам, опившимся вином, инаковерующим или неверующим вообще, или даже некрещеным /а бывает и такое: в США совершалась о. Виктором Потаповым панихида по А. Сахарову, а он некрещеный/; любят тех, кто уши прокалывает и носит серьги; когда колдунов боятся больше Бога; любопытных и пустословов; общую исповедь и небрежное отношение к исповеди вообще; когда на могилах ставят памятники вместо креста; добрые дела, сделанные напоказ, ради похвал или выгод.

Георгий / 17.10.2012

12. Ответ на 9., Токарев:

сатана продолжает завидовать Богу, поэтому захотел, чтобы и ему воздавали "почести" курением табака наподобие каждения ладана

Неплохо сказано! Буду так объяснять детям!:))) Как одну из версий,конечно!:)

Ева / 17.10.2012

11. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Почитал комментарии и удивился. Курение - зависимость, страсть. Если человек не покается, и не оставит это дело - подлежит муке. Что-то не так?

дед пенсионер / 17.10.2012

10. 3. М.Яблоков :

"Значит свв.Николай Японский и Царь Николай тоже диаволу кадили..." Разве они курили,Михаил? Или я Вас не понял?

дед пенсионер / 17.10.2012

9. лозунг

курить - духовному и физическому здоровью вредить сатана продолжает завидовать Богу, поэтому захотел, чтобы и ему воздавали "почести" курением табака наподобие каждения ладана а поскольку дьявол - человекоубийца от века, то, возбуждая человека на курение табака, дьявол тем самым достигает две цели - наносит вред как душе человека ( поскольку курение табака и др. подобных трав отгоняет Благодать Святаго Духа), так и телу (рак легких, горла)

Токарев / 17.10.2012

8. Белогвардейцу,Митричу и рудовскому...Д.И.Менделееву.-"анафема".

Ув.Митрич,Белогвардеец и рудовский. Как вы полагаете,отчего это на Западе,все "вдруг",- начали бросать курить? Развернулась мощнейшая пропагандистская компания,сопровождающаяся административными мерами,-запретами и штрафами? С чего это вдруг,"анафема",так озаботилась здоровьем своих собственных граждан? Впрочем,будем считать,-искренне озаботилась,но как-то чУдно,-курить бросают и "нечистую пищу" употреблять,но одновременно с этим,- отмечается заметный рост употребления различного рода стимуляторов,-далеко не безобидных,не просто не безобидных,но приводящих к биологической зависимости,а следом,- к росту психических отклонений,вплоть до явной патологии. Я уже не говорю-о марихуане и пр,чтобы не перечислять. Во всяком явлении,ищем, прежде всего,-его источник. Итак,кто или что является инициатором нынешней "антитабачной компании", на Западе, или иначе,-какова ее духовная основа?

Писарь / 17.10.2012

7. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

"и сожжет на жертвеннике,жертва,благоухание,приятное Господу...". "И обонял Господь приятное благоухание..." Кажется,нет такого человека,у которого что-либо когда-либо не подгорало или вовсе не сгорало,- на сковородке,либо человек не присутствовал,при этом печальном событии. Смрад стоит невыносимый и находиться рядом,- нет никакой возможности,-мгновенно открываются все окна и двери,впуская свежий воздух,однако еще долго, в помещении, витает запах гари... Писание прямо и недвусмысленно говорит,что Господь,отлично от людей, "обонял приятное благоухание". Здесь нет никакого противоречия и несуразности,как нет его в Писании,-вовсе. Вера,вот та сила,что преображает смрад сжигаемого приношения,-Жертвы Благодарения. Вера Искреннего Сердца,преисполненного всякой Благодарности Богу. Напротив,-самый тончайший аромат воскурения,несомненно услаждающий всякого человека,на Небеси,обоняется яко "облако смердюче",-если нет в человеке Веры,если человек,воскуряет его,- ради чувственного своего,наслаждаясь и услаждая себя,во имя свое,-выбирая по вкусу.

Писарь / 17.10.2012

6. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

[b]Архиепископ ИОАНН (ШАХОВСКОЙ)[/b] «...Маленькая травка беззакония столь же окаянна перед Господом, сколь большое дерево преступления. ...Конечно, курение – очень небольшая похоть, как и спичка небольшой огонь. Но и эта похоть – духопротивна, и невозможно себе даже представить кого-либо из ближайших Господних учеников – курящими папиросы. Духовный смысл курения и всех мелких «оправдываемых» противозаконий духа есть распущенность. Не только тела, но и души. Это есть ложное успокаивание себя (своих «нервов», как говорят иногда, не вполне сознавая, что нервы – плотское зеркало души). «Успокаивание» это ведет ко все большему удалению от истинного покоя, от истинного утешения духа. Это успокоение – мираж. Сейчас – пока есть тело – его надо возобновлять постоянно. После – это наркотическое успокоение будет источником мучительной плененности души. Молиться духом, куря папиросу, невозможно. Невозможно проповедывать, куря папиросу. Перед входом в Храм Божий откидывается папироса... Но храм Божий, ведь это – мы. Кто хочет каждую минуту быть храмом Божиим, откинет папиросу, как всякую ложную мысль, всякое нечистое чувство. ...Останется вне Царствия Божия и его законов тот, кто сам, по тем или иным соображениям, «разрешит» себе мелкие грехи. Такой человек, «усыпляющий» свою совесть, делается неспособен переступить грань подлинной жизни духа. Он остается всегда подобен юноше, подходящему ко Христу, и сейчас же отходящему от Него с печалию, или даже иногда без печали, а просто чтобы ... «покурить»!. [b]Преподобный СИЛУАН АФОНСКИЙ[/b] В 1905 году отец Силуан провел несколько месяцев в России, часто посещая монастыри. В одно из таких путешествий в поезде железной дороги, он занял место напротив одного купца. Последний с дружеским жестом раскрыл перед ним свой серебряный портсигар и предложил ему сигарету. Отец Силуан поблагодарил за предложение, отказавшись взять сигарету. Тогда купец начал говорить: «Не потому ли, Батюшка, вы отказываетесь, что считаете это грехом? Но курение помогает часто в деятельной жизни; хорошо прервать напряжение в работе и отдохнуть несколько минут. Удобно при курении вести деловую или дружескую беседу, и вообще, в ходе жизни...» И дальше, пытаясь убедить отца Силуана взять сигарету, он продолжал говорить в пользу курения. Тогда все-таки отец Силуан решил сказать: «Господин, прежде чем закурить сигарету, помолитесь, скажите одно «Отче наш». На это купец ответил: «Молиться перед тем, как курить, как-то не идет». Силуан в ответ заметил: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать». b]Старец ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ[/b] Однажды посетил Старца отец, у которого была очень больна дочь, и просил его молитв. Отец Паисий сказал: «Хорошо, помолюсь, но и ты что-нибудь сделай для здоровья ребенка, если уж молиться как должно не можешь. По крайней мере оставь курение, сделай хоть это себе понуждение». [b]Святой НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ[/b] «Если же некоторые и считают курение табака не нарушающим норм приличия и благовоспитанности, то пусть послушают хотя бы современных этических философов, которые очень сильно порицают подобные мнения, справедливо спрашивая, в чем же здесь проявляется вежливость и благовоспитанность? Видел ли кто-нибудь разумное живое существо, которое курило бы трубку, наполненную дымящейся и дурно пахнущей травой, и испускало бы целые облака зловонного табачного дыма, как если бы это была горящая печь? В таком виде человек уподобляется дракону, а этот мифический зверь аллегорически изображает диавола» (...). Курение – страсть духовная: по природе курить человеку несвойственно так, как, скажем, есть, пить, иметь семью. Наверное можно сказать, что курение – некий антипод молитвы. Молитва называется у святых отцов дыханием души. Сосредоточивая ум человека в себе и в Боге, она доставляет ему истинное успокоение, очищение ума и сердца, ощущение духовной силы и бодрости. Курение, связанное с дыханием тела, вызывает суррогаты этих чувств. И сам символ молитвы – курение благовонного фимиама, весьма наглядно выражает противоположность благоухания ладана – употреблению зловонного диавольского зелья». [b]Святой праведный ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ[/b] «Вместо благоухания кадила в храмах мiр изобрел свое благоухание табачное, и усердно окуривает себя им с жадностью, почти ест и глотает его, и дышит им, и коптит им свои внутренности и жилища свои, производит отвращение к благоуханию кадила, отчего многие даже в храм боятся приходить».

Сергей / 17.10.2012

5. Преувеличить, к сожалению, трудно!

В своем отклике на статью протоиерея Андрея я сделал попытку (весьма неуклюжую) показать, что страсть курения паразитирует не на естественных телесных потребностях человека, подобно чревоугодию или блуду. Нет. Корни этой пагубной привычки - в самых религиозных уголках нашей души и могут глубоко проникать в нашу наследственность, чем бы она, наследственность, не была отмечена - истинным ли Богопочитанием или демонолатрией. И не секрет, что искренне воцерковляющиеся боголюбцы очень быстро расстаются с этой страстью Богу содействующу и от осознания её именно духовной составляющей. Судить же других мне не стать, - я сам курил не один десяток лет. Вспомнились сейчас замечательные слова Алексея Степановича Хомякова: "Челоек - это его вера". Простите.

иеромонах Арсений / 17.10.2012

4. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Белогвардеец, согласен. Спецзоны курильщикам + тотальный запрет (и жесткие санкции в случае нарушения!) на курение вне этих зон - вот и пусть там травятся никотиновыми смолами.

рудовский / 17.10.2012

3. Святитель Феофан Затворник:

Значит свв.Николай Японский и Царь Николай тоже диаволу кадили... Не бред ли это? Не надо преувеличивать! Вот самое правильное отношение: "Курение 1. Как смотреть на него Курение - дело бестолковое; нравственного тут настолько, насколько есть пустого пристрастия и вреда сознаваемого. Последние две черты трудно сознавать самим курящим и трудно разъяснить их некурящим. Крепко неприлично, но приличие и неприличие, то же что люди, - изменяются. Потерпите дурную привычку, но в грех ее не возводите. Помолиться, чтобы дочь ваша отвыкла, - хорошее дело. Но этого нет нужды облекать в особую форму. При всяком молитвословии взывайте к Богу. И Он устроит, как Его святой воле угодно. (Вып. 8, пис. 1230, стр. 12) 2. Вред от него Добре бросить курение. Оно не только пусто, но подтачивает понемногу здоровье, портя кровь и засоряя легкие. Это есть постепенное себя оядотворение. Но совета на это никакого нет и не бывает, кроме - решиться покрепче. Иного способа нет. Курить или не курить, есть дело безразличное, по крайней мере, наша и общая совесть считает это таким. Но когда некурение связывается обещанием, тогда оно вступает в нравственный порядок и становится делом совести, неисполнение которого не может не мутить ее. Вот вам враг и подсолил. Верно, вы хорошо поговели. Враг надоумил вас положить решение, а потом сбил к нарушению данного слова. Вот и вся история! Извольте учиться и впредь смотреть в оба. На что вязать себя обетом? Говорить надо: постой, дай-ка попробую бросить. Бог даст, и слажу. Встречали вы у святых старцев совет: не вязать себя обетом? Вот таких именно дел это касается." (свт.Феофан Затворник).

М.Яблоков / 17.10.2012

2. Курение в общественных местах запретить

Давно пора запретить курение в общественных местах. При всей справедливости критики Запада они в этом вопросе давно ушли вперед. А у нас до сих пор курят где захотят, хоть рядом с детским садом, хоть на остановке транспорта. И плевать курильщику, что рядом беременная женщина стоит, или дети. Редко кто прислушается к просьбе не курить - чаще всего в ответ хамство. Полностью поддерживаю этот запрет!

Митрич / 17.10.2012

1. Re: Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»

Воистину, батюшка. Курение - страшное зло. Выделить бы курильщикам спецзоны, изолированные от внешнего мира и пусть там сидят и травят друг друга, если не хватает силы воли и силы веры отказаться от этой гадости (от курения). Но, если курение мужчин ещё как-то понятно (отголосок войны, когда папироска отвлекала от боли и помогала забыть голод), то курение женщин - вообще отвратительная вещь, противная самому женскому естеству. Слава Богу, что в моей семье нет курящих женщин.

Аноним / 17.10.2012
Арсений (Железнов):
Участие монашеских общин в механизме управления РПЦ через возрождение самостоятельности и самоуправления монастырей
Доклад на круглом столе «Особенности современной жизни приходов Русской Православной Церкви», 5 апреля 2017 года
09.04.2017
О подготовке ко Святому Причащению
Некоторые недоумения по поводу проекта комиссии Межсоборного присутствия
01.10.2013
«Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно...»
Размышления о церковном пении
22.03.2013
Курение – каждение дьяволу, а не просто «вкусовое пристрастие человека»
Критический отклик иеромонаха Арсения (Железнова) на комментарий протоиерея Андрея Ткачева
17.10.2012
Все статьи автора
"Наркомания, алкоголизм и табакокурение"
«Это паралич душ и духа государства в целом!»
Обращение к депутату Госдумы РФ Сергею Шаргунову
10.10.2019
«Цель реабилитации - приобретение навыков духовной жизни»
История Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского во Владивостоке
03.10.2019
Нас уже миллионы
К 115-летию Фёдора Григорьевича Углова (22.09/5.10.1904 - 22.06.2008)
03.10.2019
Все статьи темы