«Что же нам – спокойно смотреть на любые бесчинства в храме?»

Православные священнослужители подчеркивают, что защита святынь не может быть признана экстремизмом

12.10.2012
Настоятель нескольких московских храмов игумен Сергий (Рыбко) обратился к своим прихожанам с призывом защищать храмы от нападений и попыток осквернения, сообщает Regions.ru. «В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернением православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей. В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников. Благословляю применять физическую силу. "Если кто-то при тебе бесчестит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам" (святитель Иоанн Златоуст). Мы не пацифисты и не толстовцы. Никто, кроме нас, не будет защищать наши святыни от нечестивцев и безбожников. Если сегодня мы не отстоим наши храмы, завтра их переделают в супермаркеты и автостоянки», – говорится в объявлении отца Сергия.

На данные слова игумена отреагировали в МВД. Как заявил представитель управления МВД по противодействию экстремизму, это заявление священника вызывает обеспокоенность, так как содержит «призыв к противоправной деятельности». В министерстве добавили, что проверят не только объявление о.Сергия, но и другие подобные заявления: «Все они будут внимательно изучены и отправлены на исследование, по результатам которого будет принято процессуальное решение».

При этом, отмечает издание, новости об очередных кощунствах по отношению к православным храмам и поклонным крестам появляются чуть ли не ежедневно, и само МВД признается, что к каждому храму постового не приставишь, а защита своими силами, как видим, рассматривается как противоправная деятельность.

Прокомментировать призыв игумена Сергия (Рыбко) и ответить на вопросы, есть ли в его словах признаки экстремизма и как защитить православные святыни от участившихся кощунств и нападений, корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, заметил, что «физическая сила - это понятие растяжимое». «Конечно, нарушителей порядка надо выставлять из храма. К примеру, если пьяный зайдет в храм, разве кто-то будет спокойной наблюдать за тем, что он будет творить?» - заметил он.

«Вообще вопрос об обеспечении безопасности храмов серьезен. Нужна система охраны: разве смогут прихожане круглосуточно следить за порядком? Бывает, что на одной службе всего три старушки, - разве они будут воевать с хулиганами и кощунниками? Поэтому призыв призывом, а раз такие опасности возникают, то должна быть организована охрана. К примеру, у нас в храме видеокамеры стоят: в алтаре, амвоне, в нижнем и верхнем приделе – и охрана видит, что там происходит. Так что одним призывом к прихожанам об обеспечении безопасности тут не надо ограничиваться», - считает отец Андрей.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», уверен, что в призыве отца Сергия «никакого даже намека на экстремизм» нет: «Было бы к чему придраться, что называется. Достаточно представить физическое противодействие, как сразу станет понятно, что имеет ввиду отец Сергий. Вообразите, что какая-нибудь девушка или юноша попытаются войти в алтарь или баллончиком краски хотят расписать икону. Можно остановить хулигана словами, а если не помогает, то достаточно взять его за руку, или преградить путь. Убежден абсолютно, что именно это имел в виду отец Сергий. Разумеется, он не подразумевал насилие. Вот у вас захотят отнять портфель, вы не даете человеку это сделать, попытаетесь отцепить его руку - это является применением силы, но никакого экстремизма тут не будет, также это не подразумевает нападение».

«Сейчас действительно много добровольцев, которые помогают осуществлять охрану храма. Так и раньше было, - продолжил священник. - Например, во время служб пытаются промышлять карманники. Иногда в храмах специально приглашают добровольцев, которые помогают следить за порядком. Прихожане не должны бояться оказать помощь, если вдруг появится пьяный и начнет что-то выкрикивать. Его просто нужно вывести под белы ручки. Охрана иногда может находиться на другом конце храма, а для совершения акта вандализма человеку понадобятся всего несколько секунд. И тут оперативно среагировать могут только те, кто находится рядом». «Знаю отца Сергия, как серьезного миссионера (…) Поэтому представить себе, что он призывает к экстремизму, просто невозможно. Это чистой воды придирка», - заключил отец Максим.

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, также не видит в данном призыве никакого экстремизма. «По-моему, верующие не только могут, но и должны самоорганизовываться для защиты святынь и использовать все имеющиеся законные средства. Эти действия, безусловно, должны приравниваться к самообороне и самозащите. Ведь люди встают на защиту самого дорогого, что у них есть. Это, по-моему, очевидно. А нападение, как правило, можно предотвратить только с помощью силы», - заметил он.

«У меня вызывает недоумение и беспокойство, что естественное желание православных людей защитить святыни правоохранительными инстанциями рассматривается как экстремизм, как что-то незаконное. Видимо, с точки зрения этих инстанций мы должны спокойно отдавать на поругание самое дорогое. Я уверен, что необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство», - заключил пастырь.

Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, призвал к словам о.Сергия отнестись очень внимательно и серьезно: «Думаю, все прекрасно понимают, что ни власть, ни правоохранительные структуры не способны с должным вниманием отнестись к происходящему, потому что у Церкви отношение к святыне совсем не такое, как у секулярного государства и общества. Конечно, нужно стремиться действовать в рамках закона. Но нужно пытаться влиять и на наших законотворцев, чтобы они разработали механизм, обеспечивающий достойную защиту наших святынь, в том числе и силами самих верующих. И сейчас нет таких законов, которые это запрещают. Думаю, юристы могли бы дать четкое обоснование. Что же нам – спокойно смотреть на любые бесчинства в храме и ничего не предпринимать? Наступает время, когда будет проверяться не только стойкость нашей веры, но и наша способность защищать наши святыни, то, что нам действительно дорого. Я, как и о.Сергий, уверен, что народ самоорганизуется».

Протоиерей Александр Добросельский, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Заокское Рязанской области, подчеркнул, что защита не может быть экстремизмом. «Очевидно, что отец Сергий не призывает к избиению или какому-то членовредительству. Имеется в виду защита святыни. Разумеется, преступники должны быть переданы в руки правосудия. Эти действия как раз и подразумевают поддержание порядка и уважение к правам человека. О.Сергий призывает не к агрессии и насилию, но к обузданию распущенности. Человек распущенный, не встречая противодействия, воспринимает это как попустительство и поощрение его оскорбительных и неблаговидных поступков. Само собой разумеется, что увидевший творимое в храме бесчинство должен ему воспрепятствовать. Но это должно быть, конечно, адекватное действие», - сказал пастырь.

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, также не видит ничего криминального и экстремистского в высказываниях отца Сергия. «Кто упрекнет главу семьи, например, который пытается защитить свою семью от нападения или от оскорблений? - Наоборот, мы скажем, что он обязан защищать супругу и детей. Это не значит, что для этого нужно обязательно что-то противоправное совершать. Позиция самих верующих должна быть таковой, чтобы было ясно, что мы готовы сами защищать свои святыни. Разумеется, в пределах законодательства, в том числе уголовного, в пределах необходимой обороны. Ничего плохого в этом я не вижу», - заключил отец Тихон.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий