Спецэффекты вместо чуда

Протоиерей Николай Агафонов о фильме «Орда»

На 34-м Московском международном кинофестивале среди отечественных кинолент, представленных в этом году на фестивале, был особо отмечен фильм «Орда» (режиссер – Андрей Прошкин, генеральный продюсер – Сергей Кравец), созданный кино-телекомпанией «Православная Энциклопедия». Жюри кинофестиваля присудило фильму «Орда» две премии: «за лучшую режиссерскую работу» (Андрей Прошкин) и «за лучшую женскую роль» (Роза Хайруллина – за исполнение роли ханши Тайдуллы).

Фильм «Орда», повествующий о событиях русской истории 2-й половины XIV в. и подвиге святителя Алексия, стал единственным российским фильмом, удостоенным призов кинофестиваля в этом году. В основе сюжета – эпизод из жития святителя Алексия, митрополита Московского: в 1357 году митрополит Алексий исцелил ханшу Тайдулу – мать хана Золотой Орды Джанибека. 20 сентября 2012 года фильм вышел в российский прокат.

Своим мнением о фильме «Орда» в интервью «Русской народной линии» ранее поделился директор издательства Сретенского монастыря, кандидат филологических наук иеромонах Симеон (Томачинский). Сегодня представляем читательскому вниманию иной взгляд на картину, которым делится известный православный священник, член Союза писателей России, лауреат многих литературных премий, сценарист протоиерей Николай Агафонов.


Мне этот фильм не очень понравился. Он не «мерзкий» и не «антиправославный», этого там нет. Более того, есть в нем удачные авторские ходы. Но я ведь историк и потому оцениваю художественный фильм и с исторической точки зрения. И в этом плане я должен сказать, что не отправлялся в путь митрополит Алексий со свитой, в которой были один послушник и два татарина. Он практически приравнивался к главе государства, это был целый поезд с подарками, с боярами. В фильме же это все показали очень примитивно. Поэтому я бы сказал, что это фильм не исторический, а «на мотив» истории.

Митрополит Алексий является покровителем города Самары, когда он по пути в Орду проплывал по этим местам, то дал пророчество, что тут будет город, который никогда враги не возьмут. Поход митрополита в Орду – это была важная государственная миссия. Решался этот вопрос боярской думой, архиереями, епископами. А в фильме герой и на митрополита-то не похож. Это чисто художественный образ.

Но как художественный вымысел фильм в целом неплохой. Это просто видение режиссера. Там мало чего православного, хотя он вроде как создавался под эгидой «Православной энциклопедии». Если бы мне пришлось писать сценарий, то я бы по-своему увидел чудо, совершенное митрополитом Алексием. Ведь это имело огромные положительные последствия для Руси. В то время в Сарае была епископская кафедра, которая была там установлена по ходатайству святого благоверного князя Александра Невского. Там был постоянный архиерейский двор. Этого даже не показали, а ведь туда должен бы был прибыть митрополит.

В фильме сотворен какой-то сказочный город из глины, которого, конечно, там и в помине не было. Фантазия у авторов хорошо работала, но куда делся Сарайский епископ, который должен был принять митрополита и вместе с ним помолиться? Так не бывало, чтобы митрополит приехал и сразу к хану пошел. Был ведь целый ритуал с подарками.

В XIV веке уровень отношений Московской Руси с Ордой был вполне достойным. Подобные дела решались по-государственному. Ещё со времен Ивана Калиты существовали налаженные дипломатические отношения с Ордой, а при митрополите Алексии Орде уже нужны были союзники.

Прохождение через огонь в фильме также неверно показано. В этом ведь не было физического испытания, это было символическое очищение огнем, а вовсе не плавильная печь. Все это придуманные художественные эффекты, рассчитанные на молодого зрителя. В этом смысле авторы фильма постарались. А вот суть совершенного чуда им не удалось показать. Фильм получился не об этом, не о чуде Божием по молитвам и по вере православного митрополита. Правда, фильм о стоянии Зои гораздо хуже был, ведь когда за такие фильмы берутся люди нецерковные, то получается совсем плохо, пародии какие-то. Чудо очень трудно описать как литературно, так и кинематографически. Это надо делать через героев, через впечатления.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Ответ на 3., дед пенсионер:

Что ж, самим снимать надо, вот, во ВГИК пойти, что ли, или в Голливуд, - где-то этому учат, сценарии писать? Я бы пошёл, да времени нет. Работаю поэтому диджеем, - в смысле, голых тёть прокручиваю вперёд, мат-перемат - выключаю звук. Проще, конечно, вообще ничего не показывать, но тоже хоть что-то надо вроде как. Есть и приличные фильмы, да приправленные голытьбой зачем-то. Русский бунт, скажем, ну откуда там может быть постельная сцена, зачем?! Не говоря уж о том, что у Пушкина именно в этом произведении, самом зрелом и серьёзном за всю его жизнь она невозможно, - он писал её, будучи сознательным православным христианином, для своих детей.

Родион Николаевич Юрьев / 10.10.2012

3. 1. Родион Николаевич Юрьев :

"Не слишком-то приходится выбирать." И когда это закончится? "Видение режиссера" от чего зависит? Как думаете?

дед пенсионер / 08.10.2012

2. Re: Спецэффекты вместо чуда

Очень рад, что общая тенденция непременно хвалить фильм "Орда" наконец нарушена. Мне и самому этот фильм не показался православным, хотя технически он исполнен мастерски, и при должном отношении из него можно было бы сотворить достойное кино. Но именно православного звучания в фильме и нет. Переживания героя предельно далеки от духовности, и его неуклюжие попытки сотворить чудо и вовсе видятся сущей халтурой. И все остальные его переживания, это не страдания христианина, это неуместные вопли типичного интеллигента, страдающего о земном куда более, чем о небесном. И хотя выбирать действительно не приходится, мне странно, что на деньги Православной энциклопедии снимают именно такие, далекие от духовности фильмы.

Писатель / 08.10.2012

1. В наше время нехульный фильм - уже хорошо

Не слишком-то приходится выбирать. От силы с десяток качественных фильмов наберётся, которые с детьми смотреть можно, так что... "Голые при луне плясать не будете? - Тогда поехали!" - как говорил Козлевич Остапу Бендеру.

Родион Николаевич Юрьев / 08.10.2012
Николай Агафонов:
Литературных шедевров нет, ибо истощилась почва
Горькие размышления к 250-летию со дня рождения И.А.Крылова о плачевном состоянии современной русской литературы
15.02.2019
Чтение становится элитарным занятием
Протоиерей Николай Агафонов о том, как пробудить любовь к книге
19.06.2018
Чтение становится элитарным занятием
Или почему российское общество уже давно перестало быть литературоцентричным
19.06.2018
Хамство «деятелей культуры» питается попустительством зрителей
Самарский священник о.Николай Агафонов возмущен пьяной выходкой актера М.Ефремова в Самаре
12.03.2018
Все статьи автора