Подписание хартии о воссоединении началось 21 сентября, в очередную годовщину победы на Куликовом поле, сообщил порталу Интерфакс-Религия глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин со ссылкой на авторов идеи.
Перед подписанием хартии ее инициаторы зашли в храм Святителя Николая на Трех горах, настоятелем которого является отец Всеволод Чаплин, и обратились к Богу с молитвой о даровании успеха в деле объединения братьев-славян.
Авторы идеи считают, что разъединение русских, украинцев и белорусов было совершено вопреки воле народа и теперь препятствует его свободному развитию и благополучию. «Мы, наследники тысячелетней истории и великой цивилизации, опыта созидания, добрососедства, воинской доблести и сотрудничества наших предков, объединенные общей культурой и совместной деятельностью по обустройству и защите нашей земли, при воссоединении возьмем все самое лучшее из практического опыта нашего народа», - говорится в хартии.
«Воссоединяясь, мы полагаем в основу нашего бытия и развития миролюбие и мораль, веру в добро, принципы фундаментальной справедливости, равенства, достоинства, стремление к счастью и благополучие нашего единого народа. Наше развитие и будущее будет строиться на взаимоуважении с другими народами, взаимообогащая наши культуры и делая жизнь лучше, комфортнее и безопаснее», - сказано в документе.
Хартия открыта для подписания всеми заинтересованными гражданами, организациями и общественными объединениями. Она содержит обращение к президентам трех славянских республик с предложением о содействии в подготовке и проведении всеобщего референдума о воссоединении народа и созданию конфедерации.
В хартии особо оговорено, что к этой конфедерации могут присоединиться и другие страны.
Позже в интервью порталу Накануне.ру отец Всеволод заявил, что отрицает свою причастность к «Хартии воссоединения народа России, Украины и Белоруссии». По его словам, это только инициатива общественных организаций. «Ко мне это имеет отношение только постольку, что они пришли перед сбором подписей помолиться в тот храм, где я служу. Так что в принципе эта инициатива ко мне не имеет никакого отношения», - заявил отец Всеволод. На вопрос о том, как он оценивает такое предложение, протоиерей сказал, что «мы его изучаем», но дальше комментировать не стал. Кроме того, отец Всеволод заявил, что сообщения о сборе подписей в его храме - это неправда. «Это без меня женили», - сказал он.
Пресс-секретарь Минского епархиального управления Белорусского экзархата отец Сергий Лепин прокомментировал предложение протоиерея Всеволода Чаплина организовать референдум по объединению России, Украины и Белоруссии, пишет белорусский портал Tut.by.
«Как говорит Екклесиаст, есть время обнимать, и время уклоняться от объятий. Сейчас, слава Богу - время обниматься. Все давно уже осознали, что нам нужно дружить, налаживать отношения, совместно решать поставленные временем задачи. Русские и белорусы в своем большинстве на самом деле ощущают родство и братство неким исключительным образом. России не только в прошлом, но и сейчас отводится совершенно уникальная роль, которую никто не оспаривает. Между нашими странами к настоящему моменту и так уже подписано множество интеграционных соглашений. Они работают и пусть работают еще лучше! Сейчас, вроде, и так созданы все условия для того, чтобы всюду торжествовали эти самые "принципы фундаментальной справедливости и равенства" и прочего по списку. И если нам чего-то не хватает для этого, то отсутствие единой границы - последнее, о чем нужно думать на данный момент», - высказал мнение о. Сергий.
Он отметил, что «нас действительно объединяют многие вопросы экономики, политики, культуры». «Кроме этого, многих представителей наших трех братских народов сплачивает и одна вера. Мы, пребывая в Единой Церкви, под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, уже находимся в такой степени единства и родства, которую не в состоянии обеспечить никакие политические акции. И лично мне бы хотелось, чтоб каждый пастырь, выражая свое собственное мнение, учитывал сложность тех культурно-политических ситуаций, в которых может пребывать Церковь в других государствах. Следует иметь в виду, что нечуткость, бестактность и недальновидность в таких вопросах провоцирует не только русофобские, но и антиправославные настроения на местах и сеет распри среди паствы Поместных Церквей», - заявил священник.
Мы попросили прокомментировать это заявление замдиректора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдана Безпалько.
Из этого сообщения можно заключить, что не все в руководстве Белорусского Экзархата поддерживают объединение в той мере, в какой оно изложено в этой хартии. Дипломатичный, вежливый, но недвусмысленный ответ данного священника об этом и говорит. Похожая ситуация имеет место и на Украине, где до сих пор у руководства Украинской Православной Церкви находятся достаточно однозначно проавтокефалистски оранжевые священники и епископы, не скрывающие своих взглядов и откровенно их выражающие от лица Церкви.
Сложно сказать, насколько в процентном отношении сильны интеграционные отношения или, наоборот, антиинтеграционные у прихожан Белорусского Экзархата. На самом деле те процессы, что происходят сейчас между Белоруссией и Россией, способствуют тому, что среди части белорусского общества растут настроения, что Белоруссии следует интегрироваться в Европу. В Белоруссии в среде интеллигенции, в среде военных также активно растут националистические настроения.
Но нужно учитывать и тот факт, что, зачастую, цифры, которыми оперируют социологические службы, являются, скорее, инструментами для формирования общественного мнения, чем отражением этого мнения.
Я думаю, что большая часть белорусского общества по-прежнему настроена на интеграцию с Россией, и, соответственно, подобная хартия отвечала бы их интересам. Но, очевидно, что часть белорусского клира не поддерживает интеграционные процессы и будет их тихо саботировать.
8. 4. sysbooter :
7. Re: «Очевидно, что часть белорусского клира не поддерживает интеграционные процессы»
6. Re: «Очевидно, что часть белорусского клира не поддерживает интеграционные процессы»
5. Ответ на 3., дед пенсионер:
4. Re: «Очевидно, что часть белорусского клира не поддерживает интеграционные процессы»
3. Re: «Очевидно, что часть белорусского клира не поддерживает интеграционные процессы»
2. Re: «Очевидно, что часть белорусского клира не поддерживает интеграционные процессы»
1. Re: «Очевидно, что часть белорусского клира не поддерживает интеграционные процессы»