Прокомментировать данные соцопроса и ответить на вопрос, допустимо ли обсуждать подобные темы, корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, считает, что сами предложения ввести подобного рода наказания недопустимы. «Сама эта тема, предложенная ВЦИОМ для опроса граждан, по сути своей является провокационной. Чтобы обсуждать эту тему, нужно иметь какое-то юридическое образование, а постановка вопроса должна иметь кроме юридического также морально-религиозное и философское обоснование. А здесь ответы даются на чисто эмоциональном уровне людьми "случайными". Таким образом, это совершенно некорректный опрос», - заявил он.
Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, заметил, что «сам факт подобного опроса свидетельствует о нравственном и юридическом бессилии государственной власти и общества адекватно реагировать на такие выходки». «Наказать вроде бы надо, а давать срок – это уже как бы слишком. Опрос это и отразил», - считает священник. «Проблема, конечно, шире, - продолжил отец Владислав. – Речь идет вообще о возможности результативно бороться с нравственным злом юридическими средствами. Как бороться с распространением и развитием безнравственности? В подобных случаях многое, конечно, зависит от личного нравственного авторитета представителей судебных органов, которые должны быть свободны от какого-либо внешнего давления. Все-таки закон нравственный, так сказать, своей нижней гранью соприкасается с законом уголовным. Другое дело, что система наказаний должна быть более гибкой. Но безнаказанным никакое преступление оставаться не должно. Здесь надо, конечно, учитывать и фактор развитости правового сознания».
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает, что обсуждать можно все, что угодно, «ведь так можно вскрыть какие-то внутренние проблемы общества, только если это обсуждение не провокационное и не ведет к расколу». «Я считаю телесные наказания неприемлемым методом, потому что они действительно унижают человеческое достоинство. Многим, возможно, кажется, что такой способ подействует положительно на наказуемого. Но на самом деле порка ничего не даст. Да, на первый взгляд это более мягкое наказание, чем лишение свободы, но ведь так сознательно унижается человеческое достоинство. Сам человек, который подвергается такому наказанию, в конечном счете озлобляется», - отметил священник.
«Я считаю, это неправильно и ненужно, вполне хватает тех мер, которые существуют, и если грамотно ими распоряжаться, то можно оградить честь и достоинство людей, которых надо наказывать. Другое дело, что наша система исполнения наказания унижает достоинство не меньше, чем телесное наказание, но здесь просто требуется совершенствование этой системы», - заключил отец Максим.
Священник Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, признался, что во время этой навязанной нам тошнотворной дискуссии о "несоразмерности" наказания взбесившихся хулиганок, он задавал себе вопрос: «что должно сделать наше общество (и конкретно государство как аппарат защиты интересов этого общества), чтобы пример этих несчастных кликуш не стал модным прецедентом и Россия не осквернялась бы плясками на гробах и святынях». «К сожалению, мои надежды, что Закон защитит верующих и их святыни, не оправдались. Законный приговор осмеян, Церковь Божия в массовом сознании оболгана, почти всемирная поп-поддержка кощунниц получена, а тюрьма лишь героизирует их. И это неизбежно в так называемом информационном обществе, когда люди не догадываются, что всякий поток информации это тенденция, это скрытая манипуляция, часто переходящая в промывку мозгов. Противопоставить этому умение анализировать, вдумываться в события, сопоставлять разные точки зрения и чувствовать боль другого человека для современного потребителя стало почти недоступным. Вот потихоньку и превращается сидящий перед зомби-ящиками наш народ в быдло, оплевывающий свои святыни и уничтожающий сам себя», - заметил священник.
«Остается лишь ностальгически мечтать о тех патриархальных временах, когда парочка казаков с нагайками и пять минут публичной порки за публичное же осквернение сакрального пространства еще Красной Площади (а лучше бы начать с Зоомузея) навсегда отбили бы охоту к публичному хамству и наглости и, кстати, быстро бы вернули загулявших мамочек к их прямым обязанностям по воспитанию детей», - сказал отец Алексий. При этом, заключил он, «возвращать порку для взрослых в Уголовный кодекс не стоит, а вот выпороть обнаглевших юнцов все же гуманнее, чем годами морить их и духовно уродовать в наших зонах. Об этом стоило бы подумать нашим законодателям».
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, убежден, что эта тема имеет публичный характер, ее вполне стоит обсуждать. «Когда шел суд над хулиганками, то реплики по поводу "выпороть и отпустить" демонстрировали продуманную позицию: сбить общество с пути восстановления правосознания. Эти хулиганки совершили проступок, за это они были обвинены прокурором, уголовное дело было выслушано судом, который вынес приговор», - заметил отец Макарий. При этом он предложил посмотреть на предложение о телесном наказании с другой точки зрения: «Кто-то разбил камнем окно, а кто-то убил 12 человек, как банда Цапка. А что ж, давайте первого выпорем, а другого повесим – устроим суд Линча. Люди, которые выступают за такие идеи, размывают важную задачу восстановления и укрепления правового сознания. То, что эти девицы определены судом виновными и теперь отбывают наказание – это факт положительный и важный для нашего общества. И совершенно верно, в истории российского общества отмена телесного наказания была очень существенным фактом нормализации человеческой личности. Уничтожение телесных наказаний стало одним из шагов затянувшегося пути восстановления внесословных отношений в России. Это разговор об историческом пути и исторических реальностях нашего народа, на фоне которого, конечно, этот вид наказаний должен быть оставлен в прошлом. Не из абстрактных каких-то суждений, а вполне из конкретных исторических выводов».