О причинах конфликта и его возможных последствиях рассуждает в интервью «Русской народной линии» политолог-международник, декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов.
История эта имеет геополитический характер. Сами острова, территорией всего 7 квадратных километров, необитаемы. Я считаю, что эта история говорит о том, что Китай меняет стратегию своей внешней политики.
Китай вел себя достаточно скромно на мировой арене последние десятилетия ХХ и ХХI века. С начала 1950-х, когда образовалась Китайская Народная Республика, Китай был достаточно активен и агрессивен. Постоянно вступал в различные конфликты с США, военное присутствие которых в регионе на тот момент было высоким. Китай даже объявил более 500 серьезных, решительных и последних предупреждений Соединенным Штатам в 50-е годы. Это было связано с конфликтом вокруг Тайваня, с тем, что США не признавали КНР долгое время и тоже провоцировали ее. В конце 60-х, начале 70-х годов произошли печально известные советско-китайские пограничные инциденты. Некоторые исследователи говорят, что они служили знаком, которое китайское руководство во главе с Мао Цзэдуном подало правительству США о том, что оно готово даже на вооруженный конфликт с СССР. Изменение ориентации «дружбы» с СССР на США дало Китаю прилив технологий, инвестиций, и с 1970 года в Китае началась экономическая реформа.
Тогда китайские руководители поняли, что бряцание оружием, агрессивная, напористая внешняя политика не подтверждена ни реальным экономическим потенциалом, ни военной силой и не эффективна. Поэтому в 80-е, 90-е, 2000-е годы Китай проводил политику накопления сил, сосредотачиваясь на собственных проблемах, на развитии экономики, создании вооруженных сил, проявляя безразличие в международных конфликтах. Китай вступил в Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество еще в 1991 году, а позже даже согласился на участие в нем Тайваня. Теперь в этом форуме 4 субъекта представляют Китай, но не как государства, а как экономики, что свидетельствует об умении Китая идти на гибкие компромиссы.
Сейчас мы можем говорить о том, что происходит смена во внешней политике Китая. Я не уверен, что Китай возьмет новую политическую стратегию где-то в ближайшие месяцы. Возможно, это будет проба сил, расчет на определенную реакцию мирового сообщества. Время уж выбрано очень удачно: в США скоро будет смена администрации, и сейчас оказывать давление на Китай действующему президенту Обаме достаточно сложно - он будет просчитывать, как это отразится на голосах избирателей. И кандидату Митту Ромни, который уже наделал массу ошибок во внутренней политике, тоже сложно повлиять на Китай.
Кроме того, и в самом Китае намечена смена руководства. В последние десятилетия в Китае проводится политика преемственности в руководстве. Китайские руководители во главе с председателем коммунистической партии Китая, председателем Народного собрания находятся у власти порядка 10 лет, готовят себе заранее смену. Пробывшие 10 лет у власти руководители переизбираются на очередном съезде ЦК КПК, приходят более молодые лидеры. Те, кто уходят, становятся советниками нового руководства. Вполне возможно, что сейчас готовится смена руководства Китая и составляется стратегия политики нового руководства на следующее десятилетие.
В Китае очень сильны антияпонские настроения. Военные преступления, которые японцы совершили в Китае в годы Второй мировой войны, носили массовый характер и по своей жестокости сопоставимы с гитлеровскими преступлениями в Европе. Китай - коммунистическая страна, поэтому там общественная жизнь в определенной степени управляется, и когда возможность в проявлении антияпонских настроений перестала ограничиваться партией и государством, они выплеснулись открыто.
Китай набрал достаточно сил, чтобы претендовать на роль регионального лидера. В 2009 г. по объему производства Китай превзошел Германию и вышел на третье место по объему экономику в мире. В 2010 году Китай обошел Японию, которая тогда была на втором месте по объему экономики. Теперь Китай - вторая экономическая держава и его ВВП на 1/3 меньше американского. Поэтому Китай таким образом высказывает претензии на региональное лидерство. Некоторые футурологи, правда, говорили, что, если Китаю и Японии удалось бы создать сдвоенный центр, то этот альянс мог бы поколебать позицию США. Вторая и третья мировые экономики стали бы по объему больше, чем американская, перетянув на себя центр мирового развития. Но, очевидно, китайско-японские противоречия, носящие длительный исторический характер, взяли верх, и Китай начинает строить свою политику как единственный центр региона.
В регионе много конфликтов, кроме того, Китаю большие проблемы доставляет провинция Тайвань, провозгласившая себя независимым государством. Если рубеж применения военной силы произойдет в китайско-японском конфликте, то Китаем будет рассматриваться вопрос применения военной силы и к Тайваню. Однако, и за Японией, и за Тайванем стоят США, держава номер один. Поэтому я считаю, что до вооруженного конфликта дело не дойдет, а если дойдет, то это будет показательный конфликт. Он будет носить такой же характер, как советско-китайские инциденты 1963-1970 годов. Там были военные столкновения, но никакого политического принципиального значения результаты их не имели.
Думаю, что в данном случае будет геополитическое маневрирование, при котором Китай будет формировать свою стратегию на следующее десятилетие. Китайские политики очень взвешенные, осторожные. Китай не будет активно задействовать силовой фактор во внешней политике в ближайшее десятилетие. Однако в будущем китайские политики этого не исключают, а пока им нужен опыт балансирования на грани конфликта, опыт политики с позиции силы. Как говорят ученые-геополитики, часто обладание военной силой позволяет решать многие вопросы, и искусны не те политики, которые начинают войну, а те, кто, обладая силой, умело ею угрожают, проводя политику силового давления. Китай всегда был искусным во внешней политике, а современное китайское руководство осваивает науку политики с позиции силы.