«Я думаю, определенный эффект по стимулированию спроса будут иметь прежде всего оборонный заказ и социальные расходы. Говорят, что их собираются уменьшить, но пока нет утвержденных планов по сокращению социальных расходов. Даже нынешний чахлый экономический рост во многом обязан той политике социальных и иных расходов, в т.ч. на оборону, которые государство стало реализовывать», - считает эксперт.
«Есть и еще один момент, о котором все время стоит помнить: если у государства не хватает денег для осуществления масштабных инвестиционных проектов, то оно должно компенсировать этот фактор работой над качеством институтов судебной и правоохранительной системы, - полагает М.Ремизов. – Борьба за сокращение издержек, как мне кажется, могла бы быть хорошим резервом для роста и хорошей повесткой для антикризисной политики. Сложно умозрительно оценить эффект от снижения издержек. Подозреваю, что адекватной статистики на этот счет не существует. Отмечу, что вступление в ВТО предполагает унифицированные правила ведения бизнеса, но она вовсе не обеспечит нам автоматически качества регулирующих институтов, так что здесь она нам ничем не поможет».
Как считает аналитик, при существующих раскладах нет денег для инвестиций в развитие, «но, безусловно, можно озаботиться политикой возврата капиталов». «Это – вопрос политический, а не экономический, и мы видим интерес к этой теме со стороны политического руководства. Примером этого являются разговоры о запрете иметь иностранные активы, собственность. Но возврат капиталов в страну требует большой политической воли и качества экономической политики. Чтобы капиталы возвращать, их надо куда-то инвестировать. Соответственно, необходимо создавать инвестиционный спрос внутри страны с помощью больших проектов на основе частно-государственного партнерства. Я говорю о локомотивных проектах, имеющих мультипликативный эффект в экономике», - сказал он.
«Я считаю, что самое актуальное для нас – это скоростные железные дороги, - продолжил М.Ремизов, - Это стало прекрасным локомотивом роста на пару десятилетий для Японии, а у нас это имеет еще дополнительный аспект. Я говорю о том, что страна у нас большая по территории, и ее связность необходимо обеспечивать, т.е. скоростные железные дороги имеют не только экономическое, но и стратегическое, и культурное значение. Таких проектов можно сформировать не один, а несколько, и потом продвигать совместными усилиями государства и частного капитала. И, опять же, это потребует существенно более высокого качества управления, чем мы имеем сегодня».
«В кризисный период у нас будут стимулы заняться борьбой за качество управления. Сейчас речь идет не об остром кризисе, а о состоянии отсутствия экономического роста, о состоянии ослабленной анемичной экономики без перспектив к новому витку роста. Воз и ныне там, и оснований для оптимизма я вижу немного. А точнее, не вижу их вообще, хотя я вижу несколько больше, чем раньше, осознания тревожности положения и больше правильных идей экономической политики на самом верху, т.е. конкретно у Президента. Однако качество экономических решений управленческой элиты оставляет желать лучшего», - заключил Михаил Ремизов.