Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Протоиерей Геннадий Беловолов: «Это наше объяснение в любви к нашей великой русской истории»

Иоанн Кронштадтский / 18.09.2012


Леушинское подворье получило в дар точную копию парохода св.Иоанна Кронштадтского «Святитель Николай Чудотворец» …

Как сообщалось ранее, 14 сентября в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье был отслужен молебен на начало церковного новолетия и нового информационного года. Богослужение совершил настоятель подворья протоиерей Геннадий Беловолов. В молебне приняли участие сотрудники информационно-аналитической службы «Русская народная линия» во главе с главным редактором Анатолием Дмитриевичем Степановым. 

В интервью нашему агентству отец Геннадий рассказал об одном знаменательном событии, произошедшем непосредственно после молебна:


Какой Новый год бывает без подарков?! Это правило касается и Церковного Новолетия.

Мы в этот день 14 сентября - получили особый подарок, не только новогодний, но и церковный. Наша прихожанка Тамара Филипповна Тяпкина привезла в храм необычный дар - точную копию парохода св.Иоанна Кронштадтского «Святитель Николай Чудотворец», которую изготовил ее родственник капитан 1-го ранга в отставке, подводник Юрий Николаевич Дицкий.

Что побудило морского офицера послужить памяти Иоанна Кронштадтского? Ю.Н.Дицкий - потомственный морской офицер, его дядя адмирал Дицкий сражался на морях в годы Великой Отечественной войны. Юрий Николаевич с детства связал свою жизнь с флотом, окончил в 1972 году Нахимовское военно-морское училище, служил на Камчатке, на Белом море, что особенно интересно бывал по службе и в Кронштадте.

Так получилось, что его тетя Тамара Филипповна состоит в сестричестве при Леушинском подворье и служит в Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского. Выйдя в отставку, Юрий Николаевич несколько раз приезжал в Кронштадт в Мемориальную Квартиру. Его глубоко тронули рассказы о праведном пастыре. Вдохновленный примером современного «тульского левши» Льва Бондарева, который изготовил макеты Андреевского собора и Квартиры Иоанна Кронштадтского, Дицкий также решил принести свой дар Дорогому Батюшке.

Пароход «Святитель Николай Чудотворец» можно назвать легендарным, поскольку на нем в последние 10 лет своей жизни совершал путешествия на родину отец Иоанн Кронштадтский. Этот корабль был построен специально для Кронштадтского пастыря. Из Кронштадта до Суры ему нужно было преодолеть более полутора тысячи верст: по Неве, Ладоге, Свири, Мариинской водной системе, по Сухоне, Двине до Архангельска, а потом по Пинеге до Суры. Поездка представляла немало трудностей. Узкие каналы, порожистые реки, прохождение по Кубенскому озеру, которое славилось штормовыми ветрами, - все это требовало как лоцманского искусства, так и бесстрашия пассажиров. Особую трудность представляло плавание по мелководным северным рекам, в частности по Пинеге было из-за большого количества песчаных отмелей («заструг») и обмеления реки в жаркие месяцы лета. Отправляясь в Суру, отец Иоанн обычно дожидался времени максимального подъема воды, но ему часто приходилось пересаживаться в поездке на лошадей.

Об этом корабле известно, что он был построен в 1898 году на средства самого отца Иоанна в Санкт-Петербурге на верфях острова Голодай инженерами Э.Г.Гуляевым и В.И.Афанасьевым. 25-тисильный пароход принадлежал к колесному типу, имел небольшую осадку, рассчитанную для плавания по мелководью. Газета «Котлин» сообщала, что пароход «"Св. Николай Чудотворец" обладает прекрасными качествами: устойчив, ход его достаточно скорый; во встречных порогах, против сильного течения поднимался сам, обходясь без буксиров» («Котлин», 1898, 1 июля, ¹ 142). Его длина достигала 30, 6 м при ширине - 4, 5. Корабль в том же году лично освятил отец Иоанн, который дал ему такое высокое имя - «Святитель Николай» ,обозначив тем самым и конечную точку его маршрута: главный храм на родине отца Иоанна был посвящен святителю Николаю.

Но этот пароход еще более был освящен самими поездками отца Иоанна. Сохранились записи в дневнике Иоанна Кронштадтского о том, что он молит о помощи святителя Николая, чтобы благополучно дойти до села Суры. Это пароход запечатлен на многих фотографиях, в том числе и с отцом Иоанном на борту. Пароход также воспет в русской духовной поэзии. Его описала игумения Таисия в своей поэме «Сурская обитель», посвященной основанию отцом Иоанном монастыря на своей родине. Поэма прямо начинается с описания корабля:

«Тихо плещет по зеркальной зыби Пинеги родной

«Николай Святитель» славный, пароходик небольшой.

Он спешит, он ускоряет свой обычный ровный ход,

Иль кого-то догоняет по волнам пинежских вод.

А на трапе одиноко, скрестив руки на груди,

Средоточенный глубоко иерей стоит в тени».

Этот иерей и есть батюшка Иоанн Кронштадтский.

Вскоре после того, как пароход сошел на воду, он был подарен отцом Иоанном Сурскому монастырю. Как сообщает источник, Сурский монастырь стал единственным в России, владевшим таким большим пароходом. В монастыре пароход выполнял разные функции, но главной была доставка Дорогого Батюшки на родину. Прислуга на пароходе кроме матросов включала трех монастырских послушниц.

Поскольку на этом корабле ничего не делалось без благословения Иоанна Кронштадтского, то Всероссийского пастыря вполне можно назвать духовным капитаном корабля. Думаю, что для отца Иоанна этот пароход был в каком-то смысле образом Церкви. Господь наш Иисус Христос также не раз совершал плавание на корабле через воды Тивериадского озера. На корабле Господь совершал молитву, чудеса, являл знамения. Этот корабль Иисуса Христа в каком-то смысле стал образом Церкви, совершающей свое спасительное плавание в волнах бурного житейского моря. Любопытно отметить, что первоначально символика христианского храма использовала образ корабля. Именно так называлась центральная часть храма, а боковые отделения назывались нефы, от слова «навис» - навигация. В древних текстах есть прямые указания строить храмы «наподобие корабля». Конечно, здесь мы видим также аллюзию на Ноев ковчег.

Для отца Иоанна Кронштадтского эти плавания были не просто посещениями родных мест, но это были, по сути, миссионерские поездки по России, которые становились общественно-значимыми событиями всероссийского масштаба. Он практически каждый день останавливался в разных городах и весях и совершал литургии, проповедовал, по его молитвам совершались чудеса, исцеления. С отцом Иоанном ехало много сопровождающих людей: монахи, священники, писатели, художники. Одно из таких путешествий в 1903 году описал художник Сергей Животовский, издав потом целый альбом с рисунками и фотографиями.

Какова же дальнейшая судьба этого парохода? До революции корабль берегли как святыню, хотя он верой и правдой продолжал служить обители, был занят на перевозке разных материалов, принося заметный доход монастырю. Однако в революционный 1917 год корабль уберечь не удалось: во время сильной бури на Оперной (ныне - Красной) пристани в Архангельске он затонул, скорее всего, сказалось нарушения правил стоянок, вызванные общим революционным хаосом. Это произошло 16 сентября 1917 года. Получается, что копия парохода была изготовлена и принесена на Леушинское подворье как раз к 95-летию гибели легендарного корабля Иоанна Кронштадтского.

У нас давно было желание в каком-то виде представить его в мемориальной квартире, чтобы почитатели батюшки хотя бы мысленно могли представить эти поездки отца Иоанна. Этот труд и взял на себя мастер-подвижник, который досконально изучил все фотографии корабля с разных точек и ракурсов. Чертежей не сохранилось, поэтому понадобилась кропотливая работа по его воссозданию и реконструкции. Работу над макетом парохода он начал еще в прошлом году, а закончил только в этом.

Когда на Церковное Новолетие к нам в храм «приплыл» этот макет корабля, было чувство, что сам Иоанн Кронштадтский нас посетил и благословил. Тогда же возникла мысль доставить этот пароход в Кронштадт не обычным наземным путем через дамбу, а привезти его по воде. Это «водное паломничество» в Кронштадт с кораблем Иоанна Кронштадтского мы планируем провести 30 сентября на праздник святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

Таким образом, мы хотим повторить путь Иоанна Кронштадтского, который обычно ездил в Петербург по воде или до Ораниенбаума или прямо на берег Невы в городе. В настоящее время паломнические поездки в Кронштадт совершаются, как правило, наземным путем, но макет парохода отца Иоанна навел на мысль возродить путь, которым пользовался сам отец Иоанн из Петербурга в Кронштадт. Приглашаем присоединиться к паломничеству (обращаться на Леушинское подворье).

В заключение, хотелось бы сказать несколько слов о самом искусстве изготовления макетов. Что заставляет людей отдавать много сил и времени предмету, от которого внешней утилитарной практической пользы быть не может? По моему глубокому убеждению, это то чувство, которое поэт назвал «любовь к родному пепелищу». Реконструкции, копии, макеты, которые все больше получают распространение в последнее время, это прежде всего выражение любви к своей истории.

Как можно выразить любовь к Иоанну Кронштадтскому? Конечно, через молитвы к нему, чтение его трудов. Но любовь ищет и материального выражения, поэтому возникает желание посетить места, связанные с великим подвижником, желание сохранить их и возродить, увидеть, все, что было дорого для отца Иоанна. Именно это, кстати, вдохновило меня и моих помощников на возрождение и восстановление Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского.

У нас в музее уже есть два макета - это Андреевский собор и сама Мемориальная Квартира, которые изготовил Лев Бондарев из Тулы. Он просто прочитал житие Иоанна Кронштадтского, узнал, как тот любил народ и Россию, и это вызвало ответное чувство. Думаю, что и созданный макет парохода также стал выражением чувства любви к отцу Иоанну. Даже спустя сто лет после кончины отец Иоанн заражает своей любовью к России, к русскому народу, к Православию и к себе как к пастырю. Макет изготовлен очень тщательно, воспроизведены все мелкие детали, мачты, паруса, кажется, опусти его на воду и он - поплывет.

Подобные работы приближают к нам прошлое, делают его зримым и осязаемым. Это наше объяснение в любви к нашей великой русской истории. Хочется поблагодарить всех людей, которые так кропотливо воссоздают образы нашего прошлого, возвращая нам нашу историю. Слава Богу, что это движение приобретает довольно широкие масштабы. Я увидел это на Бородинском поле, где увидел тысячи реконструкторов - людей, которые живут русской историей. 

Хотелось бы сделать традиционное пожелание этому пароходу «большого плавания», в том смысле, чтобы многие паломники из разных концов русской земли увидели его и совершили мысленное плавание с праведным Иоанном Кронштадтским.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме