Таинство соборования по старому обряду

Игумен Кирилл (Сахаров) о практике совершения таинства

0
1562
Время на чтение 3 минуты

Только что завершил соборование старшего брата и его супруги. Выйдя в сад, решил «по горячим следам» зафиксировать свои мысли и наблюдения. Не так часто совершаю соборования, хотя бы потому, что они обычно совершаются в больничном храме, который опекает наша община. На основном приходе это бывает только один раз в году – Великим постом.

Когда тяжело заболел старший брат (он перенес сложнейшую операцию), возникло острое желание пособоровать его. Не сразу он согласился – слишком довлеет представление о том, что соборование – это напутствие к смерти (каждый священник встречался с таким мнением). В прошедший пост брату предлагалось пособороваться в больничном храме – не получилось. Тогда я решил ехать к нему домой. В будний день не получилось – он ведь еще и работает (и это после такой тяжелой операции!), пришлось ехать в воскресенье после Литургии. Вместе со мной поехал знакомый священник. На вопрос брата, сколько по времени будет проходить соборование, я сказал: «Часа полтора». «О-о-о!» - в ответ. На самом деле было все значительно дольше – и это несмотря на то, что не было ни малейшей паузы; все было неспешно, но «убористо». Открываю «Чин освящения масла» - это отдельная книжица объемом в 80 страниц. Начало – все как по обычному чину. Канон, ирмосы которого мы не пели, а читали. Канон имеет особенность – после каждой его песни – катавасия: «Сохрани от бед раба твоего, имя рек, Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Избавителю, и всех Владыце Господу Исусу». В конце пения катавасии крестимся и делаем поясной поклон, после чего хор трижды поет «Господи помилуй». Все еще трижды крестятся и кланяются.

– «Сам исцели, иже в болезнех страждущих, Благоутробне Господи».
– «Покажи заступление и крепость Твою, приходящим верно к священническому заступлению».
– «Ущедри и помилуй всех Спасе и изми от злых болезней» - это из текста канона.

А вот из текста стихир: «Избави язв злых и тяжких струпов», «многоплетенных соблазн избави, от болезни утиши, и беды и печали отжени, и всякие струпы исцели...»

Кое-что прочитали «втай», т.е. один из чтецов параллельно тому, что пелось и читалось, чтобы слишком не затягивать, ради полноты чина про себя читал некоторые стихиры – есть такая уставная практика. Прочитаны «втай» были также псалом 50-й (когда он должен был читаться повторно) и псалом 90-й.

Каждый священник вливает часть масла в сосуд с вином. Далее идут тропари святым и покаянные стихиры Богородицы (все это мы читали). Заканчивается первая часть таинства испрашиванием прощения. В ответ на это все священники одновременно говорят: «Бог простит тя, и в нынешний век и в будущий». Вторая часть начинается с возгласа: «Благословенно Царство...», далее идет ектенья об освящении масла. Семь чтений из Апостола и семь из Евангелия, причем евангельские чтения подобраны отдельно для мужчин и отдельно для женщин. Первым читается Соборное послание апостола Иакова. В нем повествуется об установлении этого таинства. Священник крестообразно помазует чело, уста, сердце, уши и руки болящего с словами: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, на исцеление души и телу, рабу Божию, имя рек, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь». Известная молитва «Отче Святый, Врачу душ и телес...», во время которой помазуются части тела по обычному чину – по старому чину читается после помазания. Имен святых в ней меньше упоминается (полностью они упоминаются только на отпусте).

– «Возстави раба Твоего от одра болезни и от ложа озлобления цела и совершенна».
– «И язвы неисцельныя исцели, и всяк недуг и всяку болезнь того уврачуй, и даруй ему душевное и телесное здравие», - это из молитв перед каждым помазанием. После седьмого помазания на главу болящего возлагается Евангелие. Все священники «тихим гласом» вслед за предстоятелем читают заключительную молитву. После сугубой ектеньи - молитва «Владыко Многомилостиве...» Вторая часть таинства тоже заканчивается прощением (более пространным чем в конце первой части). Священники в ответ: «Бог простит тя и благословит и помилует Своею благодатию».

Исповедь перед соборованием может быть по желанию воцерковленных, тем более, духовных чад священника. Для остальных она обязательна. Вот еще некоторые замечания: свечи в руках соборующихся горят постоянно – их не гасят после Евангелия или при помазании. Перед помазанием священник трижды со словами «Услыши ны, Боже, услыши ны Владыко, услыши ны, Святый», спичкой с ватой на конце делает крестообразные движения в емкости с маслом и вином, после чего, немного опалив конец спички, помазует им болящего.

Куда девать оставшееся масло? Имеется такое примечание: «Аще умрет помазанный» – полить его тело во время чина погребения. «Аще же оздравеет, то сожещи его в лампаде пред иконами».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

19. 18. М.Яблокову

"Вы - обычный экуменист, и не больше того. Не имею желания с вами иметь никакой части. Оставайтесь со своими раскольниками-сектантами." Это что такой аргумент?-"Сильно",ничего не скажешь,сначала солгали про то что двоеперстие это новый обряд,на вопрос мой про анафему собора 1655 года не ответили,оклеветали решение собора 1971 года,а теперь еще меня и обозвали экуменистом и ложно меня обвинили,что я якобы нахожусь вместе с какими-то мнимыми раскольниками сектантами. Стыдно должно быть ,называясь православным, Вам Михаиле так открыто лгать.
πλάνιος / 16.09.2012, 19:58

18. Ответ на 16., πλάνιος:

Вы - обычный экуменист, и не больше того. Не имею желания с вами иметь никакой части. Оставайтесь со своими раскольниками-сектантами.
М.Яблоков / 16.09.2012, 16:58

17. Ответ на 16., πλάνιος:

Тогда Вы просто или обманщик или провокатор

Ложная дихотомия(С). Он на броневичке.
С. Швецов / 16.09.2012, 12:05

16. 15. М.Яблокову

У меня к вам только один вопрос. С чего вы решили, что я все это не читал и не изучал? Я все это давным-давно читал и изучал. Уж, поверьте . И сделал совершенно однозначный вывод. Или вы все же будете продолжать считать, что дело в неведении? Тогда Вы просто или обманщик или провокатор,раз прочитав Голубинского и Каптерева продолжаете всем доказывать,что троеперстие старше двоеперстия и идет от апостолов. Ни один историк не нашел ни одного документа свидетельствующего о том ,что христиане во времена Вселенских соборов крестились тремя перстами. Оправдывая ложное решение собора 1666-67 года вы присоединитесь к клеветникам и убийцам православных ,крестящихся двоеперстно. Кроме того Вы еще клевещете на всех иерархов РПЦ,решения собора 1971 года о снятии клятв со старообрядцев не оспаривается ни одним архиереем РПЦ,да и ни одним священником РПЦ. Если решение собора 1971 года ложное о снятии клятв со старого обряда ,то почему оно не отменяется,более того против него нет никаких возражений в среде духовенства?-Потому что это решение верное и истинное по сути своей и абсолютно православное. Вы же своими провокационными действиями просто усугубляете раскол и сеяте ненависть.Ваша деятельность неправославная.
πλάνιος / 16.09.2012, 10:44

15. 13. πλάνιος

У меня к вам только один вопрос. С чего вы решили, что я все это не читал и не изучал? Я все это давным-давно читал и изучал. Уж, поверьте ) И сделал совершенно однозначный вывод. Или вы все же будете продолжать считать, что дело в неведении? ) Считаю симпатию, любовь или какое-то желание возврата в мнимое старообрядчество особой формой экуменизма. Вопросы?
М.Яблоков / 16.09.2012, 03:49

14. Ответ на 9., М.Яблоков: А кто Вы, чтоб осуждать решения Собора 1971г?

Назовите хотя бы одного историка, кто не считал Паисия Лигарида, верховодившего на Соборе 1666-67гг,- агентом Ватикана. Отсюда и клятвы, хотя была реальная возможность уврачевать раскол.
Вадим И / 16.09.2012, 02:41

13. 12. М.Яблокову

Очень жаль Михаил,что Вы самостоятельно не хотите разобраться с историей перстосложения. От Вас не требуется прочтения манускриптов на греческом и латыни,за Вас это сделали историки.Прочтите их труды и убедитесь,что ни двоеперстия,ни троеперстия не является апостольским преданием, решения соборов 1554 года ,1555года ,БМС 1666-67 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно ложны и богопротивны. Поэтому поместный собор РПЦ 1971 года совершенно верно отменил эти ложные решения ,объявив их "яко не бывшими". Собор 1974 года РПЗЦ не только принял аналогичное решение,но и попросил еще прощение у старообрядцев за несправедливые гонения на двоеперстников.
πλάνιος / 15.09.2012, 21:10

12. Ответ на 10., р.б.Павел:

Что же касается обряда, то он никакой не старый, а самый настоящий новый.У Вас, по-видимому, свой взгляд на историю крестного знамения.Изложите его, пожалуйста.

Уже целые тома книг по этому поводу написаны. Читайте.
М.Яблоков / 15.09.2012, 13:35

11. 9. М.Яблокову

Михаил,а Вы бы не кипятились,а почитали бы серьезных историков Каптерева и Голубинского 2 том 2 часть. http://dugward.ru/library/kapterev/kapterev_patriarh_nikon.html#013 http://dlib.rsl.ru/viewer/01004450452#?page=456 Если ссылки не придут ,то я могу Вам их послать по эл.почте,если дадите свой адрес. А пока процитирую анафему,которую провозглашали на соборе 1655 года,а затем в Неделю Торжества Православия во всех церквах Московского государства в 1656 году и которую отменили поместным собором 1971 года и предлагаю оценить её Вам как честному православному человеку. "Предание прияхом сначало веры от святых апостол,и святых отец ,и седми святых соборов,творити знамение честнаго креста с треми первыми персты десные руки и кто от христиан православных не творит крест тако,по преданию восточныя церкви,еже держа сначало веры даже доднесь,есть еретик и подражатель арменов,и сего ради имамы его отлучена от Отца,Сына и Святаго Духа и проклята."
πλάνιος / 15.09.2012, 12:20

10. Ответ на 9. М.Яблоков :

Что же касается обряда, то он никакой не старый, а самый настоящий новый.

У Вас, по-видимому, свой взгляд на историю крестного знамения. Изложите его, пожалуйста.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке
Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме
11.03.2024
«Жизнь шла через административный приказ и внутренний испуг»
Беседа с прихожанами по истории Русской Церкви по книге протоиерея Георгия Флоровского «Пути русского богословия», часть 2
24.02.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51