Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Таинство соборования по старому обряду

14.09.2012


Игумен Кирилл (Сахаров) о практике совершения таинства …

Только что завершил соборование старшего брата и его супруги. Выйдя в сад, решил «по горячим следам» зафиксировать свои мысли и наблюдения. Не так часто совершаю соборования, хотя бы потому, что они обычно совершаются в больничном храме, который опекает наша община. На основном приходе это бывает только один раз в году – Великим постом.

Когда тяжело заболел старший брат (он перенес сложнейшую операцию), возникло острое желание пособоровать его. Не сразу он согласился – слишком довлеет представление о том, что соборование – это напутствие к смерти (каждый священник встречался с таким мнением). В прошедший пост брату предлагалось пособороваться в больничном храме – не получилось. Тогда я решил ехать к нему домой. В будний день не получилось – он ведь еще и работает (и это после такой тяжелой операции!), пришлось ехать в воскресенье после Литургии. Вместе со мной поехал знакомый священник. На вопрос брата, сколько по времени будет проходить соборование, я сказал: «Часа полтора». «О-о-о!» - в ответ. На самом деле было все значительно дольше – и это несмотря на то, что не было ни малейшей паузы; все было неспешно, но «убористо». Открываю «Чин освящения масла» - это отдельная книжица объемом в 80 страниц. Начало – все как по обычному чину. Канон, ирмосы которого мы не пели, а читали. Канон имеет особенность – после каждой его песни – катавасия: «Сохрани от бед раба твоего, имя рек, Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем, к Милостивому Избавителю, и всех Владыце Господу Исусу». В конце пения катавасии крестимся и делаем поясной поклон, после чего хор трижды поет «Господи помилуй». Все еще трижды крестятся и кланяются.

– «Сам исцели, иже в болезнех страждущих, Благоутробне Господи».
– «Покажи заступление и крепость Твою, приходящим верно к священническому заступлению».
– «Ущедри и помилуй всех Спасе и изми от злых болезней» - это из текста канона.

А вот из текста стихир: «Избави язв злых и тяжких струпов», «многоплетенных соблазн избави, от болезни утиши, и беды и печали отжени, и всякие струпы исцели...»

Кое-что прочитали «втай», т.е. один из чтецов параллельно тому, что пелось и читалось, чтобы слишком не затягивать, ради полноты чина про себя читал некоторые стихиры – есть такая уставная практика. Прочитаны «втай» были также псалом 50-й (когда он должен был читаться повторно) и псалом 90-й.

Каждый священник вливает часть масла в сосуд с вином. Далее идут тропари святым и покаянные стихиры Богородицы (все это мы читали). Заканчивается первая часть таинства испрашиванием прощения. В ответ на это все священники одновременно говорят: «Бог простит тя, и в нынешний век и в будущий». Вторая часть начинается с возгласа: «Благословенно Царство...», далее идет ектенья об освящении масла. Семь чтений из Апостола и семь из Евангелия, причем евангельские чтения подобраны отдельно для мужчин и отдельно для женщин. Первым читается Соборное послание апостола Иакова. В нем повествуется об установлении этого таинства. Священник крестообразно помазует чело, уста, сердце, уши и руки болящего с словами: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, на исцеление души и телу, рабу Божию, имя рек, всегда и ныне и присно и во веки веком, аминь». Известная молитва «Отче Святый, Врачу душ и телес...», во время которой помазуются части тела по обычному чину – по старому чину читается после помазания. Имен святых в ней меньше упоминается (полностью они упоминаются только на отпусте).

– «Возстави раба Твоего от одра болезни и от ложа озлобления цела и совершенна».
– «И язвы неисцельныя исцели, и всяк недуг и всяку болезнь того уврачуй, и даруй ему душевное и телесное здравие», - это из молитв перед каждым помазанием. После седьмого помазания на главу болящего возлагается Евангелие. Все священники «тихим гласом» вслед за предстоятелем читают заключительную молитву. После сугубой ектеньи - молитва «Владыко Многомилостиве...» Вторая часть таинства тоже заканчивается прощением (более пространным чем в конце первой части). Священники в ответ: «Бог простит тя и благословит и помилует Своею благодатию».

Исповедь перед соборованием может быть по желанию воцерковленных, тем более, духовных чад священника. Для остальных она обязательна. Вот еще некоторые замечания: свечи в руках соборующихся горят постоянно – их не гасят после Евангелия или при помазании. Перед помазанием священник трижды со словами «Услыши ны, Боже, услыши ны Владыко, услыши ны, Святый», спичкой с ватой на конце делает крестообразные движения в емкости с маслом и вином, после чего, немного опалив конец спички, помазует им болящего.

Куда девать оставшееся масло? Имеется такое примечание: «Аще умрет помазанный» – полить его тело во время чина погребения. «Аще же оздравеет, то сожещи его в лампаде пред иконами».

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. πλάνιος : 18. М.Яблокову
2012-09-16 в 23:58

"Вы - обычный экуменист, и не больше того. Не имею желания с вами иметь никакой части. Оставайтесь со своими раскольниками-сектантами."
Это что такой аргумент?-"Сильно",ничего не скажешь,сначала солгали про то что двоеперстие это новый обряд,на вопрос мой про анафему собора 1655 года не ответили,оклеветали решение собора 1971 года,а теперь еще меня и обозвали экуменистом и ложно меня обвинили,что я якобы нахожусь вместе с какими-то мнимыми раскольниками сектантами.
Стыдно должно быть ,называясь православным, Вам Михаиле так открыто лгать.
18. М.Яблоков : Ответ на 16., πλάνιος:
2012-09-16 в 20:58

Вы - обычный экуменист, и не больше того. Не имею желания с вами иметь никакой части. Оставайтесь со своими раскольниками-сектантами.
17. С. Швецов : Ответ на 16., πλάνιος:
2012-09-16 в 16:05

Тогда Вы просто или обманщик или провокатор



Ложная дихотомия(С).

Он на броневичке.
16. πλάνιος : 15. М.Яблокову
2012-09-16 в 14:44

У меня к вам только один вопрос.
С чего вы решили, что я все это не читал и не изучал? Я все это давным-давно читал и изучал. Уж, поверьте . И сделал совершенно однозначный вывод.
Или вы все же будете продолжать считать, что дело в неведении?


Тогда Вы просто или обманщик или провокатор,раз прочитав Голубинского и Каптерева продолжаете всем доказывать,что троеперстие старше двоеперстия и идет от апостолов.
Ни один историк не нашел ни одного документа свидетельствующего о том ,что христиане во времена Вселенских соборов крестились тремя перстами.

Оправдывая ложное решение собора 1666-67 года вы присоединитесь к клеветникам и убийцам православных ,крестящихся двоеперстно.
Кроме того Вы еще клевещете на всех иерархов РПЦ,решения собора 1971 года о снятии клятв со старообрядцев не оспаривается ни одним архиереем РПЦ,да и ни одним священником РПЦ.
Если решение собора 1971 года ложное о снятии клятв со старого обряда ,то почему оно не отменяется,более того против него нет никаких возражений в среде духовенства?-Потому что это решение верное и истинное по сути своей и абсолютно православное.
Вы же своими провокационными действиями просто усугубляете раскол и сеяте ненависть.Ваша деятельность неправославная.
15. М.Яблоков : 13. πλάνιος
2012-09-16 в 07:49

У меня к вам только один вопрос.
С чего вы решили, что я все это не читал и не изучал? Я все это давным-давно читал и изучал. Уж, поверьте ) И сделал совершенно однозначный вывод.
Или вы все же будете продолжать считать, что дело в неведении? )

Считаю симпатию, любовь или какое-то желание возврата в мнимое старообрядчество особой формой экуменизма. Вопросы?
14. Вадим И : Ответ на 9., М.Яблоков: А кто Вы, чтоб осуждать решения Собора 1971г?
2012-09-16 в 06:41

Назовите хотя бы одного историка, кто не считал Паисия Лигарида, верховодившего на Соборе 1666-67гг,- агентом Ватикана. Отсюда и клятвы, хотя была реальная возможность уврачевать раскол.
13. πλάνιος : 12. М.Яблокову
2012-09-16 в 01:10

Очень жаль Михаил,что Вы самостоятельно не хотите разобраться с историей перстосложения.
От Вас не требуется прочтения манускриптов на греческом и латыни,за Вас это сделали историки.Прочтите их труды и убедитесь,что ни двоеперстия,ни троеперстия не является апостольским преданием, решения соборов 1554 года ,1555года ,БМС 1666-67 года о проклятии всех крестящихся двоеперстно ложны и богопротивны.
Поэтому поместный собор РПЦ 1971 года совершенно верно отменил эти ложные решения ,объявив их "яко не бывшими".
Собор 1974 года РПЗЦ не только принял аналогичное решение,но и попросил еще прощение у старообрядцев за несправедливые гонения на двоеперстников.
12. М.Яблоков : Ответ на 10., р.б.Павел:
2012-09-15 в 17:35

Что же касается обряда, то он никакой не старый, а самый настоящий новый.У Вас, по-видимому, свой взгляд на историю крестного знамения.Изложите его, пожалуйста.


Уже целые тома книг по этому поводу написаны. Читайте.
11. πλάνιος : 9. М.Яблокову
2012-09-15 в 16:20

Михаил,а Вы бы не кипятились,а почитали бы серьезных историков Каптерева и Голубинского 2 том 2 часть.
http://dugward.ru/li...iarh_nikon.html#013
http://dlib.rsl.ru/v...004450452#?page=456
Если ссылки не придут ,то я могу Вам их послать по эл.почте,если дадите свой адрес.
А пока процитирую анафему,которую провозглашали на соборе 1655 года,а затем в Неделю Торжества Православия во всех церквах Московского государства в 1656 году и которую отменили поместным собором 1971 года и предлагаю оценить её Вам как честному православному человеку.
"Предание прияхом сначало веры от святых апостол,и святых отец ,и седми святых соборов,творити знамение честнаго креста с треми первыми персты десные руки и кто от христиан православных не творит крест тако,по преданию восточныя церкви,еже держа сначало веры даже доднесь,есть еретик и подражатель арменов,и сего ради имамы его отлучена от Отца,Сына и Святаго Духа и проклята."
10. Павел Михайлович : Ответ на 9. М.Яблоков :
2012-09-15 в 15:31

Что же касается обряда, то он никакой не старый, а самый настоящий новый.


У Вас, по-видимому, свой взгляд на историю крестного знамения.
Изложите его, пожалуйста.
9. М.Яблоков : Ответ на 8., πλάνιος:
2012-09-15 в 08:55

Чаво-чаво?!
БМС 1666-67 года наложил безумнейшие клятвы ,отлучил людей от Церкви за двоеперстие,назвал их еретиками и предал анафеме, мне глубоко наплевать кто были эти люди,если они приняли антихристианское решение.


Это вы что ли решили?! Вы-то кто такой, чтобы осуждать целый Поместный собор, который по своему составу был вселенский. Изучайте историю Русской Церкви, ваше личные умозаключения здесь никого не интересуют. Все "старообрядцы" под анафемой как церковные раскольники и государственные преступники. Что же касается обряда, то он никакой не старый, а самый настоящий новый. А старый - у нас - православных. Понятно?! Посмотрите хотя бы как десница Златоуста сложена в монастыре Филофее на Афоне. Из раскольников никто не покаялся. Даже единоверчество было допущено м.Платоном по икономии. У единоверческого священника православным можно было только причаститься перед смертью, если нет православного священника. Все эти ваши (и ваших друзей) инсинуации ничто иное как особая форма экуменизма. Неверие в Церковь и Духа Святого, Живущего в ней. Мы любые формы экуменизма отвергает, что в направлении т.н."христиан", на самом деле проклятых еретиков, нехристиан - буддистов и проч, а так же мнимых старообрядцев.
8. πλάνιος : 6. М.Яблокову
2012-09-14 в 22:24

Клятвы накладывал Большой Московский собор, где были представители всех Восточных патриархов. Ни один из Восточных патриархов клятв не снимал. А на соборе РПЦ в 1971 году это решение протащил м.Никодим.
Ну что же Вы неправду пишите господин Яблоков.БМС 1666-67 года наложил безумнейшие клятвы ,отлучил людей от Церкви за двоеперстие,назвал их еретиками и предал анафеме, мне глубоко наплевать кто были эти люди,если они приняли антихристианское решение.
БМС был поместным собором Русской Церкви ,никого кроме себя самих греки ,сербы и прочие не представляли на соборе,они были гостями на соборе.
Кроме Вас господин Яблоков ни один архиерей не поставил под сомнение снятия преступных клятв БМС.
Поместный собор 1971 года принял совершенно верное решение о снятии клятв,а Вы просто клевещете на истину,когда сваливаете соборное решение на митр. Никодима.
7. иерей Илья Мотыка : о. Александру Васькину
2012-09-14 в 20:52

Мне хорошо известна русская церковная история 20 в. В священнической присяге говорится о том, что запрещаются всякие эксперименты и отсебятина в чине совершения богослужения. Нам при рукоположении был дан служебник патриаршего издания вам 1992, мне 2004. И требники необходимы патриаршего издания.
о. Кириллу Сахарову священноначалие благословило служить по старому чину. Ни мне, не вам такого благословения никто не давал. Поэтому и общественные богослужения и требы мы должны совершать по новому обряду, в редакции патриарха Пимена.
К тому же в мой адрес вы позволяли куда более язвительные замечания. Но вы сами ведете странно отметаете Большой Требник Петра Могилы изданный по благословению нашего священноначалия, в тоже время пользуетесь старообрядческим потребником, еще неизвестно какой сомнительной редакции.
6. М.Яблоков : Ответ на 4., Вадим И:
2012-09-14 в 20:30

Собор 1971г снял клятвы на старый обряд, так что, это - не "эксперименты", а возврат к традиционной Русской Богослужебной практике.


Клятвы накладывал Большой Московский собор, где были представители всех Восточных патриархов. Ни один из Восточных патриархов клятв не снимал. А на соборе РПЦ в 1971 году это решение протащил м.Никодим.
5. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : 2. иерей Илья Мотыка
2012-09-14 в 20:08

Ведите себя скромнее. Учите детей своих. Где Вы воспитывались? И изучайте новейшую историю РПЦ.
Больше ко мне не обращайтесь.
4. Вадим И : Ответ на 2., иерей Илья Мотыка:
2012-09-14 в 20:06

Молодец, не чего сказать. Кто вас благословлял на подобные эксперименты? Чем вас не устроил Требник Издательского Совета Московской Патриархии?


Батюшка, Собор 1971г снял клятвы на старый обряд, так что, это - не "эксперименты", а возврат к традиционной Русской Богослужебной практике.
3. М.Яблоков : Re: Таинство соборования по старому обряду
2012-09-14 в 19:43

Ну и к чему это? "Старый" чин? Тем более что старообрядческие требники не соответствуют дониконовским...

"есть такая уставная практика"
Источник будьте любезны.
2. иерей Илья Мотыка : о. Александру Васькину
2012-09-14 в 19:29

Молодец, не чего сказать. Кто вас благословлял на подобные эксперименты? Чем вас не устроил Требник Издательского Совета Московской Патриархии?
1. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : воспоминания
2012-09-14 в 18:10

Уже много лет, когда бываю в стольном граде, я служу с отцом Кириллом, которого очень люблю, на Берсеневке по старообрядческому чину. Впечатления - незабываемые. Община - дружная. Там русским духом пахнет...
Около 10 лет тому назад гостил и о. Кирилл у нас дома в г. Прокопьевске, служил в нашем деревенском храме - деревянном здании бывшего клуба.
3 года тому назад гостил я в Москве у дочери. Она была беременна, и я решил ее пособоровать. Попросил у о. Кирилла старообрядческий Потребник. Признаться, с непривычки я буквально изнемог: таинство заняло 2,5 часа! А по современному чину оно длится менее одного часа. Тем не менее, я испытал глубокое удовлетворение от содеянного.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме