«Уния построена на политике, обмане и лжи, а потому несет только неимоверные беды»

Диакон Владимир Василик об установлении дней поминовения потрудившихся в деле преодоления Брестской унии

Как сообщалось, Синод Белорусской Православной Церкви установил дни поминовения потрудившихся в деле преодоления Брестской унии. Теперь во всех храмах Белорусской Православной Церкви 23 ноября ст.ст. / 6 декабря н.ст. будет совершаться ежегодное заупокойное молитвенное поминовение Высокопреосвященных Иосифа (Семашко), митрополита Литовского и Виленского, Василия (Лужинского), архиепископа Полоцкого и Витебского, Антония (Зубко), архиепископа Минского и Бобруйского, и иных их сподвижников, потрудившихся в деле воссоединения белорусских униатов с Матерью-Церковью.

Прокомментировать это решение Синода мы попросили известного петербургского ученого и богослова, кандидата филологических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета диакона Владимир Василика
.

Брестская уния явилась чудовищным преступлением против православного русского и русинского народа, проживавшего в Речи Посполитой. С точки зрения государственной, это был обман, потому что законы Польши и статуты княжества Литовского гарантировали православным свободу вероисповедания, их права на сохранение канонического строя, их храмов и святынь.

С точки зрения религиозной, это также был обман, потому что на Брестком Соборе не было и намека на свободный догматический диалог, направленный на выяснение истины при котором собственно и возможно соединение поместных Церквей, а по сути дела воссоединение Греко-католической церкви и Вселенского Православия. Вместо этого была просто проштампована Флорентийская уния.

Между тем, Флорентийская уния не имела и не имеет канонической силы по целому ряду причин. Во-первых, она не завершилась совместной литургией восточных и западных епископов, а ведь именно это и считается необходимым условием подлинного восстановления евхаристического общения. Во-вторых, далеко не все православные епископы её подписали. Не случайно папа Евгений, когда узнал, что Марк Эфесский её не подписал, сказал: «Значит, мы ничего не добились». И, наконец, третье, она была дезавуирована на Константинопольском Соборе 1454 года.

Даже с точки зрения формально-канонической Брестская уния не являлась действительной, поскольку из шести малороссийских епископов двое не приняли её решения. А то, что её подписал митрополит Рогоза, слабый и повинный в канонических преступлениях человек, это лишний раз показывает ущербность данного дела.

Чем была Брестская уния? Это была попытка бегства части иерархии от своих прихожан и измена Святейшему Патриарху Константинопольскому Иеремии. Зная, что рано или поздно они подвергнутся суду за свои нечестивые канонические деяния, архиереи предпочли впасть в волчьи объятия Римо-католической церкви.

Уния была дезавуирована Собором, созванным Константинопольским Патриархом, которого представлял экзарх Никифор. Он, кстати, явился одним из первых мучеников за веру, вскоре он был схвачен, несправедливо осужден и замучен в тюрьме, как якобы турецкий агент. Можно привести целый мартиролог мучеников, убитых униатами и римо-католиками. Уния проводилась железом и кровью. Православных считали схизматиками, нарушителями королевской воли, их травили, лишали имущества и порой даже жизни. Результатом унии, в конечном счете, явилась великая народная война за веру под предводительством Богдана Хмельницкого 1648-53 годов, завершившаяся воссоединением части Малороссии с Москвою. Эта война повлекла за собою огромные жертвы и разорения. Вот к чему приводит униатская политика.

Конечно, достойны всякого почитания те, кто в XIX веке при царствовании Императора Николая I предпринял усилия для воссоединения белорусских униатов с Православием. Следует отметить, что проводилось это мягко и гуманно. По сути, без серьезного государственного давления. Белорусские униаты сами стремились воссоединиться со своей духовной родиной, со святой Русской Православной Церковью. Достойна всякого почитания память тех, кто в 1839 году привел белорусских униатов к Православию. Это митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко), архиепископ Полоцкий Василий (Лужинский) и архиепископ Минский и Бобруйский Антоний (Зубко) - великие имена, заслуживающие того, чтобы быть вписанными в историю нашего Отечества.

Для нас это великий урок, никакая уния нас не спасет. Уния, построенная на политике, обмане и лжи, способна приносить только неимоверные беды. Дай Бог это понимать современным политикам. Надлежит хранить завет святого Иоанна Кронштадтского: «Русь Святая, храни веру Православную - в ней же тебе утверждение».

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Василик:
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Они хотят установить глобалистский Содом во всем мире
Современный экуменизм, проводниками которого являются папа Франциск и Патриарх Варфоломей, не имеет ничего общего ни с духовностью, ни с религией, ни с богословием
19.09.2019
Русское общество стремятся заразить болгарофобией
О причинах русофобских проявлений политиков Болгарии
11.09.2019
Чисто политический ход
О назначении кардиналом литовского антисоветчика Сигитаса Тамкявичюса
06.09.2019
«Польшу предали её же лжедрузья»
О весьма условной дате начала Второй мировой войны и о роли в ее развязывании «западных демократий», потворствовавших фашизму
05.09.2019
Все статьи автора