Неужели мы должны начать стесняться своих отцов? 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Неужели мы должны начать стесняться своих отцов?

Сталин / 13.08.2012


Писатель Захар Прилепин прокомментировал выпады либералов на свое «Письмо товарищу Сталину» …

Писатель Захар Прилепин (настоящее имя — Евгений Прилепин) опубликовал на сайте «Свободная пресса» опубликовал заметку «Стесняться своих отцов», в которой прокомментировал реакцию на свое «Письмо товарищу Сталину».

Он отметил, что реакция на это письмо «многословная, обиженная, часто вздорная».

«Дмитрий Быков любопытно и во многом точно пишет о мотивациях написания моего письма, но по существу письма – совсем не точно и не всегда любопытно. Быть уверенным в том, что единственной и главной целью Сталина было построение концлагеря от Бреста до Магадана, столь же глупо, как быть уверенным в его доброте и человеколюбии. Вполне возможно привести список – причём, огромный список! – предприятий, полигонов, заводов, пароходов и ледоходов, реально созданных при Сталине и реально распроданных и распиленных определёнными людьми, чьи имена известны», - подчеркнул Прилепин.

Писатель задается вопросом: «Что ж в этом глупого-то, Дмитрий Львович?» «Я говорю очевидные вещи, разве нет? Или у нас с какого-то часа очевидные вещи стало произносить моветон? И когда пробил сей час? Сталинская Россия – многоуровневая и сложнейшая система, оправдывать её сложно, но и упрощать незачем», - добавил он.

Вероника Долина, по словам Прилепина, «приятно поражена предложением своих добрых друзей» воздействовать на автора письма физически: вот бы кто-нибудь дал ему в лицо, радуется поэтесса, чья книжка «Фарфор» стоит сейчас ровно напротив него – на поэтической полке возле стола. И останется там.

«Поэтесса утверждает, что я нарушил главную линию раздела меж людьми и зверьми – и прощения после этого быть не может. Вот ведь как – живёшь в родной стране, имеешь некоторое мнение по касающимся любого русского человека вопросам – а именно, эпохи самой страшной мировой войны – и рискуешь нарушить линию раздела, которую кто-то уже установил. Кто? А почему вы никого не спросили?» - вопрошает Прилепин.

Писатель задается вопросом: почему ему, как в стихах Есенина сказано, порой кажется, что «в своей стране я словно иностранец»; да и не один он так себя чувствует. «Может быть, ваша линия раздела проходит поперёк коллективной национальной памяти?» - вопрошает Прилепин.

Также автор письма отметил, что ему в течение нескольких дней написали благодарные письма и позвонили десятки людей, чьи имена являются цветом современной российской культуры – писатели, режиссёры, актёры, публицисты. «Спасибо за письмо», - сказали. «Мне было тепло от их помощи. Я просил их не вмешиваться в этот развесистый скандал, но, положа руку на сердце, признаюсь, что многие из них и не очень хотели бы заявить о своих чувствах во всеуслышание. Все боятся быть обвинёнными в ксенофобии. А вот в русофобии никто», - подчеркнул писатель.

«Вы понимаете, что вы делаете, самые ретивые оппоненты мои? Вы буквально запугали людей – в своей стране им страшно сказать то, что они думают. Но всегда нужно помнить, что, если заткнуть рот умеющим говорить и слушать, им на смену придут люди, которые не умеют ни того, ни другого», - отметил он.

Дмитрий Ольшанский, написав в одной фразе, что Прилепин неправ, приводит в качестве доказательства список части расстрелянных в 1938 году. Последние фамилии в списке – Ольшанский и Прилепин – Егор Павлович, из села Каликино Липецкой области, родственник деда писателя.

«Мить, я понимаю, о чём ты, и мне ужасно даже видеть эти фамилии, где после каждой приписано "расстрелян такого-то числа". Я просто никак не возьму в толк, это ты писал не так давно замечательную статью о Троцком, рассматривая его не без некоторой, прямо скажем, симпатии? Или текст о Троцком написал один Ольшанский, а на моё письмо по поводу Сталина ответил какой-то другой человек? Или мне тоже по поводу Троцкого прислать тебе свой список? Или, быть может, мы будем любой разговор на историческую тему подменять такими списками – подобрать их, при желании, можно на любую даже вполне вегетарианскую эпоху. И уж тем более странно представить в подобном положении Пушкина, воспевшего Петра, истребившего людей в России больше – это не отрицают даже либеральные историки – чем Сталин. Мы б в подобной ситуации окружили Александра Сергеевича и спросили: ну, что, папуас, не жалко тебе русских людей? Россию, говоришь, поднял на дыбы? Сейчас мы тебе прочтём поимённо, кого ещё он поднял на дыбе, приготовься не спать три недели и слушать», - пишет Прилепин.

Он отметил, что группа студентов еврейского университета также ответила ему письмом, приводя в качестве доказательства непонятно чего Исаака Левитана, прожившего жизнь, по их верному замечанию, в бедности. «Ребята, ваши преподаватели дали вам почитать моё письмо, прежде чем предложили написать ответ на него?» - вопрошает Прилепин.

Кинорежиссёр Бардин, по словам писателя, пишет вообще чёрт знает что, разговаривая не по поводу письма, а «по поводу чего-то своего и глубоко личного».

«Ещё один доброхот призывает всех приличных людей объявить мне повсеместный бойкот: не допускать меня в светское общество, гнать с порога, поставить печать на лоб, чтоб все видели, с кем имеют дело. Ну, это старая школа: ату его, ату. Этому нас учить не надо. Некоторые уже прислушались к пожеланию. Посмотрим, что дальше будет», - пишет Прилепин.

Андрей Колесников, написавший по делу, всерьёз и хотя бы сделавший попытку оппонировать автору письма, а не выдумывать за оппонента, впроброс замечает в своём ответе, что «в русском народе живёт страсть к погрому».

«Отчего эти слова так легко слетают с ваших уст, друзья мои? – думаю я. Представим себе безумца и подлеца, который напишет, что в еврейском народе тайно живёт Френкель, был такой создатель концлагерей в сталинские времена. Какая реакция будет на эти слова? Верно: автора такого допущения смешают с грязью, и поделом. Но отчего ж можно сказать о русском человеке, походя, на бегу, всё что заблагорассудится – и это ничего: утрутся, проглотят, никуда не денутся. По крайней мере, я до сих пор не читал открытых писем русского студенчества к журналистам или телеведущим с требованием перестать подозревать их в погромных намерениях. Также не видел и посланий в поддержку непрестанно охаиваемой с недавнего времени Православной Церкви, высказаться касательно которой имеют право все, живущие в России, в том числе и не православные вовсе – у нас же светское государство», - пишет Прилепин.

Виктор Шендерович, среди прочих толкователей, увидев в тексте письма «признаки вопиющего антисемитизма» и ставит диагноз, что писатель болен сифилисом.

«Ну, я не такой знаток половой гигиены, как некоторые. Однако вздорная память мне подсказывает, что подобный диагноз кому только не ставили: от Державина, Пушкина, Гоголя и Чехова до Блока, Есенина, Шолохова и Михаила Булгакова. Все вокруг больные, один Шендерович здоров. Я как-то обмолвился, что живи в наши дни Достоевский – Виктор Анатольевич и его рвал бы за штанину. На что Виктор Анатольевич слегка обиделся и отреагировал иронично: ну, да, мол, пока нет Достоевского – отыгрываюсь на Проханове. Отчего ж только на Проханове? Отыгрывались, к примеру, на Валентине Распутине, классике и великом русском писателе, и ничего, не поперхнулись. Обнаружить во мне антисемита может только человек, не знающий ни круга моего общения, ни музыку, на которой я вырос, ни круга моего чтения, ни моих учителей, ни моих друзей. Собственно, и книг моих тоже не читавший», - продолжил Прилепин.

По его словам, текст обращён вовсе не к тем, за кого грудью встаёт Шендерович. «Текст обращён к тем, кто сразу себя там узнал. Быков не узнал, Ольшанский не узнал – у них, видимо, всё в порядке со здравым смыслом, - и нам есть о чём поговорить при всей разнице взглядов. Ещё он обращён к тем, кто упрямо узнавать себя не хочет – сегодня, чаще всего, это мои, забывшее родство и совесть, соплеменники, русские по крови, лишённые чести и совести нелюди, у которых тоже бывает местечковое сознание. Ещё он обращён к тем, что последовательно и ретиво выступает в роли адвоката этих нелюдей; и адвокаты всякие бывают», - отметил он.

«Алик Кох, даром, что немец, похоже, тоже кого-то узнал и был необычайно возбуждён этим. Обнажив шпагу и неожиданно охамев (хотя мы не раз сидели за общим столом, пили вино из одной бутылки и были осведомлены о взглядах друг друга), он назначил мне встречу, чтоб сразиться в безжалостном устном поединке, отчего-то уверенный, что я должен всё бросить и примчаться в Москву с ним объясняться. Алик, или, если угодно, Альфред, вас тут целая очередь выстроилась. К тому же, я отчего-то сомневаюсь, что если б я, к примеру, в бытность твою министром ельцинского правительства, столь же самонадеянно назначил тебе встречу для устной дуэли – ты б всё бросил и ответил мне немедленной взаимностью. Более того, я искренне нахожу наш спор бессмысленным», - добавил он.

«Похоже, мы отныне и вовеки останемся при своём. Никакая логическая цепочка доводов не приводит ни одну из спорящих сторон ни к какому согласию. "Вы говорите, что сталинская Россия была вершиной существования русской цивилизации? Это подлый бред! – Нет, это не бред, а очевидность! – Это бред! Он погубил Россию! – Нет, он её спас!" - и так до бесконечности. Цифр можно насыпать с обеих сторон предостаточно. Благо, что Россию ещё кто-то сохранил для нас, и можно о ней поговорить. Но я не участвую в этом споре. Моё отношение к той эпохе и к заявленной теме более сложное, более жёсткое, более болезненное – хотя бы потому, что при Сталине были убиты не только мои родственники, но и любимые мной поэты, чья страшная гибель для меня личная человеческая трагедия – Павел Васильев, Борис Корнилов, Осип Мандельштам», - отметил писатель.

Он подчеркнул, что свое письмо написал затем, чтобы «дать голос коллективному сознательному и бессознательному народа», к которому он имеет честь принадлежать и от имени которого имеет смелость говорить.

Сочинитель Игорь Иртеньев обратился ко Прилепину с письмом, где называет его «мразью». По словам Иртеньева, он оскорбил память его дедов, воевавших во Вторую Мировую. «Мир их праху, пусть они простят меня, если я невольно их обидел. Но обидеть я хотел лишь тех из их сыновей, кто делает больно мне. Не первый год я читаю про свой народ, который, как я снова и снова узнаю, является носителем рабской психологии. Ещё читаю про чёрную дыру прошлого бессмысленного века, про неистребимого совка в моих соплеменниках, про пьяную Зою Космодемьянскую, про опущенного на зоне Александра Матросова, про борьбу двух зол (а где было добро в это время? на Луне?), про половину страны, которая сидела, и другую половину, её охранявшую», - отметил Прилепин.

«Само моё письмо было задумано после очередной скотской вакханалии в прессе, случившейся в последнее 9 мая, и ещё раз повторенной вакханалии 22 июня сего года. К этим вакханалиям многие привыкли, и многие с ними смирились. Кроме, собственно, миллионов людей, проживающих в России. Чтобы хоть как-то объяснить колоссальное чувство почтения к Сталину в народной среде, моими оппонентами приводится довод о том, что все сидевшие в лагерях – погибли, и теперь по Сталину скучают дети палачей и стукачей. Вам, Игорь, больно, а нам, думаете, нет? Вам, Игорь, обидно за родных дедов, а мне до моих, которые не были ни палачами, ни стукачами, ни конвойными – но были раскулаченными крестьянами и честными солдатами, думаете, всё равно? Но для них что-то значило это ужасное имя. Совсем не то, что для вас. Кровавый маньяк? Ну, да. Ещё верховный главнокомандующий. Как-то надо это учесть. Или, может, нам начать стесняться своих отцов, чтоб вас ничем не обидеть?» - вопрошает писатель.

В своём письме, по словам Прилепина, он осмысленно и последовательно старался сделать больно всем тем, кто не первый год делает больно ему и его близким, кто оскорбляет его память и стоит на своём.

«Я вижу, что вам больно, и не радуюсь этому, но так было нужно: иначе вы ничего бы не услышали и в этот раз. Пусть я мразь, но что делать с людьми, которые выбрали Сталина – именем России: мы же знаем, что выбрали – а потом у них привычно своровали и поделили их голоса. Они тоже мразь? Скажите им об этом. Вот они, вокруг нас, живут в этой стране, в этой географии, ходят по одним с вами улицам. Вращаясь в своей, интеллигентной и мудрой среде, вы незаметно для себя, но заметно для нас приватизировали историческую правоту, здравый смысл, всё то, что вы считаете возможным считать вещами общепринятыми, и то, что вы сами назначали недопустимым. Вольтер, на которого вы так любите ссылаться, с его готовностью умереть за право другого человека высказать своё мнение, забыт и отринут. Но я-то вас слушал. Мы-то вас слушали, мы вам внимали. Где хотя бы приблизительная готовность внимать в ответ?» - задается вопросом автор письма.

«Мне просто хотелось сказать, что здесь, вокруг вас, живёт ошеломительное количество людей, которые думают иначе, чем вы. И, видимо, имеют к этому какие-то основания, потому что не может вся правота русского мира принадлежать только вам. Вам придётся жить с этим народом вместе. Будьте снисходительнее к чужим болезням, тогда и к вашим будут снисходительнее. Будьте добрее, если надеетесь, что добры будут и к вам. …Впрочем, как хотите», - заключил Захар Прилепин.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме