«Я проиллюстрирую на простых примерах, - продолжил политик. - Лет шесть назад, когда я впервые начал заниматься ипотечной программой в нашей стране, работая тогда тоже в Правительстве, наша ипотечная ставка составляла в зависимости от региона (ну там плюс-минус) 13%, 15%, а иногда даже 17% годовых. Абсолютно неподъёмная цифра. Почему? Не потому что было какое-то злонамеренное соглашение между банками или государство это выпустило из-под контроля – нет, конечно. Ипотечная ставка в значительной степени зависит от цены денег в нашей стране, а цена денег (банковская цена денег имеется в виду) в нашей стране зависит от инфляции в том числе. Если инфляция была 10%, 11%, 12%, то, если посчитать, получается, что ипотечная ставка плюс некий заработок банков и некоторые другие расходы, которые включаются в ипотечную ставку, вылезали на этот уровень. В этом году и в прошлом году у нас уже существенно более низкая ипотечная ставка плюс некий заработок банков, некоторые другие расходы, которые включаются в ипотечную ставку, вылезали на этот уровень. В этом году, ну и в прошлом году у нас уже существенно более низкая ипотечная ставка. Почему она более низкая? Потому что стала более низкой инфляция, несмотря на то, что пару лет назад был кризис, поэтому мы будем и дальше снижать инфляцию путём различного рода макроэкономических мер. Вместе с ней будет опускаться общая ипотечная ставка, но это, я подчёркиваю, общая».
«Теперь что касается конкретной ипотечной ставки: в зависимости от того, насколько, ну условно, богатым является работодатель, у него есть возможности повлиять на эту ипотечную ставку и что-то дотировать. Вот мы сейчас думаем о том, каким образом нам решать жилищную проблему для бюджетников. Это ведь ещё более сложная задача, чем для, допустим, предприятий, таких, как те же самые «Российские железные дороги». Это, в общем, крупные системы, которые всё-таки сами деньги зарабатывают, поэтому у организаций есть возможность добавить своих денег и тем самым снизить ипотечную ставку ниже того, что есть в стране, и в этом случае ипотечная ставка уже становится более-менее приемлемой. Мы ставим себе целью выйти на такой уровень, когда в среднем по стране можно будет получить ипотеку за 5–6% годовых – эта ставка как раз будет по силам практически любой семье, которая, конечно, зарабатывает деньги. Значит, в тех случаях, когда сегодня, например, ипотечная ставка 9–10%, или 11%, часть, соответственно, вот этой ипотечной ставки может принимать на себя организация», - отметил премьер.
«Значит, и последнее, что про ипотеку хотел сказать. Это такой, знаете, очень важный в нашей стране вопрос, потому что своим жильём абсолютное большинство людей не довольно. Даже если у человека хорошее жильё, он всё равно стремится к лучшему, поэтому его невозможно решить раз и навсегда, но попытаться решить существенно мы просто обязаны. И мы будем этим заниматься и, конечно, акционерное общество «Российские железные дороги» тоже будет это делать. Но чего мы не должны допустить? Мы не должны допустить ситуации, когда будет дисбаланс между, собственно, кредитными ставками и количеством жилья, или же, как принято у экономистов говорить, «перегрев», такой, как случился в Америке в 2008 году. Собственно, «перегрев» по ипотечным кредитам запустил механизм экономического кризиса, и что бы там ни говорили, но этот механизм был запущен американцами, из-за того что они раздали слишком много ипотек. Это я вам просто говорю откровенно, как данность такую. Но мы этого не допустим», - пообещал Дмитрий Медведев.