Родился он в городе Сарире около 622 года, происходил из колена Левиина, был священником и сыном священника Вузия. Во второе нашествие на Иерусалим вавилонского царя Навуходоносора в 597 году, в 25-летнем возрасте Иезекииль был отведен в Вавилон вместе с царем Иехонией II и многими другими иудеями, став жертвами бездумной и авантюрной националистической политики царя Иоакима, пытавшегося играть на противоречиях Египта и Вавилона.
В плену пророк Иезекииль жил при реке Ховар и проводил время в трудах, молитве и посте. Там, на 30-м году жизни, в видении ему было открыто будущее еврейского народа и всего человечества. Пророк увидел сияющее облако, в середине которого был пламень, а в нем - таинственное подобие движимой духом колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался как бы кристальный свод, а над сводом - подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле сияющее "подобие Человека", а вокруг Него радуга (Иез. 1, 4-28). Вот что говорит о значении этого видения св. Ефрем Сирин: « видение Сына Человеческого выше тверди, равно как и прежнее видение Сына Человеческого, - изображают Еммануила. Ибо Он, соделавшисъ человеком, явился Сущим над всеми. По толкованию св. Иринея Лионского четыре животных означают четырех евангелистов, а по изъяснению других отцов колеса со множеством очей - части света со всеми народами земли.
Бог повелел ему проповедывать Израильскому народу, непокорному и жестоковыйному: «Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. 4 И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: "так говорит Господь Бог!" 5 Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них». (Иез. 2, 3-5). Не относятся ли эти слова в полной мере также к нам, к новому Израилю? Мы так и не покаялись толком ни в советском, и постсоветском мятеже против Бога, против циничного попрания Его заповедей, ни за деяния Троцкого и Ярославского и Кагановича, ни Познера, Гельмана и Невзорова и прочих, имя бо им легеон. И к нам в полной мере относится наименование «изменники», ибо мы изменили своему Царю в 1917 г. и Церкви после 1917 г. Мы изменили своему предназначению, мы отвратились от идеала Руси Святой и пошли за лозунгом потребительского общества — вначале социалистического, еще основанного на каких-то нравственных принципах, например социальной справедливости, а сейчас не основанного ни на чем.
Проповедь становится для св. пророка Иезекииля духовно-нравственным императивом и средством спасения народа: «Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою. И если праведник отступит от правды своей и поступит беззаконно, когда Я положу пред ним преткновение, и он умрет, то, если ты не вразумлял его, он умрет за грех свой, и не припомнятся ему праведные дела его, какие делал он; и Я взыщу кровь его от рук твоих. Если же ты будешь вразумлять праведника, чтобы праведник не согрешил, и он не согрешит, то и он жив будет, потому что был вразумлен, и ты спас душу твою» (Иез. 3: 18-21).
В чем обвинял св. пророк своих соплеменников? Во-первых в неверии и в двоеверии. В духе он видит Иерусалимский храм, где творятся страшные мерзости и кощунства: «И вошел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом. И семьдесят мужей из старейшин дома Израилева стоят перед ними, и Иезания, сын Сафанов, среди них; и у каждого в руке свое кадило, и густое облако курений возносится кверху. И сказал мне: видишь ли, сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: "не видит нас Господь, оставил Господь землю сию". И сказал мне: обратись, и увидишь еще большие мерзости, какие они делают. И привел меня ко входу в ворота дома Господня, которые к северу, и вот, там сидят женщины, плачущие по Фаммузе, и сказал мне: видишь ли, сын человеческий? обратись, и еще увидишь большие мерзости. И ввел меня во внутренний двор дома Господня, и вот у дверей храма Господня, между притвором и жертвенником, около двадцати пяти мужей [стоят] спинами своими ко храму Господню, а лицами своими на восток, и кланяются на восток солнцу» (Иез. 8:10-14).
Не похоже ли это на состояние нашего общества, где люди, считающие себя православными, считают возможным обращаться к гадалкам и экстрасенсам, листать гороскопы, молиться с еретиками, иноверцами и язычниками, а некоторые священнослужители пресурьезно рассуждают о некоей невидимой Церкви, где вместе с православным святыми пребывает …. Махатма Ганди? Не напоминает ли иерусалимский храм видения Иезекииля Всемирный Совет Церквей, на ассамблеях которого после христианских молитв индейцы проводили свои колдовские церемонии? Из книги св. пророка Иезекииля мы знаем, что последствия такого поведения весьма печальны: «Посему, - живу Я, говорит Господь Бог, - за то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя. Третья часть у тебя умрет от язвы и погибнет от голода среди тебя; третья часть падет от меча в окрестностях твоих; а третью часть развею по всем ветрам, и обнажу меч вслед за ними». (Иез. 7:11-12).
Далее, это грехи против ближнего. «Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям. Близкие и далекие от тебя будут ругаться над тобою, осквернившим имя твое, прославившимся буйством. Вот, начальствующие у Израиля, каждый по мере сил своих, были у тебя, чтобы проливать кровь. У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя. Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь. Клеветники находятся в тебе, чтобы проливать кровь» (Иез. 22:4-8). Не стоит ли и нам вслушаться в эти слова? Если в 1986-1987 годах в Российской Федерации регистрировалось менее чем по 10 тысяч убийств и покушений на убийство в год, то в 1994 году их число более чем утроилось, увеличившись до 32,3 тысячи. Но наибольшее число убийств и покушений на убийств было учтено органами МВД в 2001 году – 33,6 тысячи. В 2006 году оно снизилось до 27,5 тысячи, а в 2010 году - до 15,6 тысячи, что более чем вдвое ниже, чем в 2001 году (-53,6%), и на 12% меньше, чем было зарегистрировано в предыдущем 2009 году. Однако, самый страшный конвейер смерти, это аборты — убийство нерожденных детей. Только по официальным данным в России делается миллион шестьсот тысяч абортов в год, по неофициальным — шесть-семь миллионов.
Следующий грех - блуд. «Наготу отца открывают у тебя, жену во время очищения нечистот ее насилуют у тебя. Иной делает мерзость с женою ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего». (Иез. 22:10-11).
Увы, мы недалеко ушли от Израиля, что показали постыдные факты последнего времени, например, акция «поддержим Медвежонка» с публичным сношением под телекамерами в Зоологическом музее в присутствии детей и при одобрении либеральной общественности. Следствием подобного развратного климата в обществе — резкий всплеск заболеваний СПИДОМ и быстрый распад семей: в среднем их распадается до 50% .
Далее, св. пророк Иезекииль обличает коррупцию — взяточничество, воровство, ростовщичество: «Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог. И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя» (Иез. 22:12-13). Если мы обратимся к нашей реальности, то действительно, есть от чего всплеснуть руками: «В 2006 году первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман заявил, что по некоторым экспертным оценкам объём рынка коррупции в России оценивается 240 с лишним млрд долларов США Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). По оценке того же фонда, средний уровень взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос в тот период с 10 до 136 тыс. долл.
Согласно опросу ВЦИОМ, проведённому в 2006 году, более половины опрошенных имеют личный опыт дачи взяток. И опять-таки наказание за этот грех было страшным — погибель Иерусалима: «Устоит ли сердце твое, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал и сделаю. 15 И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя» (Иез. 22, 14-15). Не ждет ли подобное и нас, если не покаемся и не обратимся?
Оплакивая участь города Тира, пророк предрекает погибель цивилизации, построенной на монетаристских принципах — на торгашестве, алчности, коррупции, угнетении ближнего, извращении естества и презрении к Богу: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя. Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки» (Иез. 28:15-19).
И все же св. пророк Иезекииль — пророк надежды, вестник не только гнева, но и милости Божией. Об этом говорит его видение поля сухих костей, которые воскресают по воле Божией и гласу пророка: «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: "кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:1-10).
Этот отрывок не случайно читается в Великую Субботу, ибо говорит не только о возрождении Израиля, но и о чуде Всемирного Воскресения, которое станет возможным благодаря свершившемуся Воскресению Христову. Будем надеяться, что оно также имеет отношение и к нам, что историческая Россия воскреснет и воспрянет, что унылые и сухие кости русских людей облекутся плотью веры, кровеносными сосудами надежды и мышцами действия и Божественная Любовь восставит их на совершение дел Христовых и созидание Града Божия. Аминь.
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
4. на п. 3 -- С. Швецову
3. Ответ на 2., Елена Сергеева:
2. Благодарю, отец Владимир, за статью
1. "Православные" и аборты