Этот день в Русской истории 
Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Этот день в Русской истории

30.07.2012


Сегодня мы чтим память преподобного Иринарха Соловецкого и вспоминаем авиаконструктора Н.Н.Поликарпова …

Сегодня мы чтим память преподобного Иринарха Соловецкого. Преподобный Иринарх принял постриг в Соловецком монастыре и в своей иноческой жизни ревностно подражал преподобным Зосиме и Савватию. В 1614 году, после смерти игумена Антония, Иринарх стал его преемником. В то время Соловецкий монастырь имел большое значение в защите северной России от шведов и датчан. Новый игумен много сделал для укрепления обители. Он обновил весь монастырь и создал его укрепления, благодаря которым монастырь мог оказать сопротивление английскому флоту в 1854 г. При преподобном Иринархе была сооружена каменная стена с башнями, выкопаны глубокие рвы, выложенные камнями. Для борьбы с воинственными шведами прп. Иринарх содержал на свой счет небольшое войско. Царь Михаил Феодорович лично знал преподобного и очень почитал его.

Заботясь о внешней безопасности обители, преподобный Иринарх много внимания уделял и внутреннему, духовному ее укреплению. Сам смиренный и кроткий, постоянно погруженный в богомыслие, он ревновал о поддержании в иноках истинно монашеского духа. Под духовным руководством преподобного в Соловецком монастыре выросли многие достойные подвижники. По благословению игумена и при его покровительстве преподобный Елеазар, друг и сподвижник преподобного Иринарха, основал скит на Анзерском острове. В царской грамоте Соловецкому монастырю 1621 года инокам повелевалось «жить по правилам Святых отцов, в полном послушании у игумена (Иринарха) и старцев». Последние два года жизни преподобный провел в подвиге безмолвной молитвы. Преставился святой 17 июля 1628 года. По своей кончине прп. Иринарх не раз являлся жителям сурового Севера, оказывая им небесную помощь.

Николай ПоликарповТакже 30 июля день памяти выдающегося русского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944). Он родился в селе Георгиевском Ливенского уезда Орловской губернии в семье сельского священника. Закончив Ливенское духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не заканчил, а, сдав экстерном экзамены за курс гимназии, в 1911 году поступил на механическое отделение Петербургского политехнического института, с 1914 года занимается на воздухоплавательных курсах при кораблестроительном отделении института. В 1916 году, после защиты дипломного проекта, получил направление на авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 года под руководством выдающегося русского конструктора И.И. Сикорского работал заведующим производством. Участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец». С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод № 1), где до 1923 г. руководил техническим отделом. В 1923 году под руководством Поликарпова созданы первый отечественный истребитель И-1 (ИЛ-400) и самолёт-разведчик Р-1, в 1927 году — истребитель И-3, в 1928 году — разведчик Р-5 и учебный самолёт У-2 (По-2).

В ноябре 1929 года был арестован ОГПУ по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и без суда приговорен к смертной казни. После двух месяцев ожидания расстрела, в декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «шарашку» — Особое конструкторское бюро (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод № 39 им. В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.П.Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель И-5, который находился на вооружении 9 лет. В 1931 году коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову и Орджоникидзе самолета И-5 (пилоты — Чкалов и Анисимов), было решено считать приговор в отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 году — через 12 лет после смерти конструктора — Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.

В мае 1931 года Н.Н.Поликарпов получил назначение на должность заместителя начальника бригады №3 ЦКБ-ЦАГИ П.О.Сухого. В 1933 году начальник бригады №2 ЦКБ на базе авиазавода №39 руководителем которого (ЦКБ) был С.В.Ильюшин. С 1938 года Главный конструктор КБ, размещённого на территории авиазавода №156, а затем на заводе №1. В 1939 г. направлен в командировку в Германию. В его отсутствие директор завода Павел Воронин и главный инженер П.В.Дементьев выделили из состава КБ часть подразделений и лучших конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный конструкторский отдел под руководством Артема Микояна. Поликарпов руководил созданием истребителей И-15 (1934), И-16 (1933), И-153 («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944 сконструированы опытные военные самолёты И-180, И-185, И-190, ТИС и др. С 1943 года Н.Н.Поликарпов — профессор Московского авиационного института. Скончался в 1944 году от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Также 30 июля мы вспоминаем участника Наполеоновских войн генерала Григория Дмитриевича Иловайского (1778-1847); поэтессу Анну Ивановну Готовцеву (1799-1871); генерал-лейтенанта, градоначальника Санкт-Петербурга Николая Михайловича Баранова (1837-1901); вице-адмирала Петра Алексеевича Безобразова (1845-1906); поэта, искусствоведа и переводчика Сергея Васильевича Шервинского (1892-1991).


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме