Министр напомнил, что проект федерального закона об образовании в Российской Федерации разработан Министерством образования и науки в исполнение комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы России на период до 2010 года. Концепция и техническое задание на разработку законопроекта были утверждены Комиссией по законопроектной деятельности Правительства в 2009 году. По его мнению, «действующее законодательство об образовании, хотя и было для своего времени одним из наиболее прогрессивных, было принято около 20 лет назад и на сегодняшний день не в полной мере регулирует сложившиеся отношения в сфере образования. Более того, за последние годы в связи с активным изменением этой сферы явно обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и её законодательным обеспечением. При этом практика внесения изменений в действующие нормативные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. Предлагаемым законопроектом об образовании в Российской Федерации сохраняются и дополнительно детализируются действующие базовые принципы и гарантии реализации прав граждан в сфере образования. При этом новый закон опирается на достигнутые результаты модернизации системы образования. В нём нашли отражение лучшие образовательные практики, образовательные технологии, подтвердившие за последние годы свою эффективность».
«Законопроект также опирается на принцип открытости системы образования, - продолжил министр. - Для этой цели в нём закрепляются реально апробированные на практике механизмы, такие как участие заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, например, через проведение общественной и общественно-профессиональной аккредитации, учёт её результатов при государственной аккредитации и так далее. А во-вторых, информационная открытость системы образования для потребителей – например, обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации, установление перечня информации, обязательной для размещения и опубликования, публикация отчётов о самообследовании и так далее. Закрепляется система мониторинга в сфере образования, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике, в том числе на уровне отдельных организаций. Вводится процедура независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценку деятельности образовательных организаций, в том числе определять достоверность публикуемой ими информации о качестве образования, его соответствии ожиданиям заказчиков и потребителей образовательных услуг».
«Кроме того, в законопроекте предложен ряд новых механизмов, направленных на развитие отрасли. К ним можно отнести следующие: первое – расширяется круг организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане смогут получать бесплатное образование, расширяются возможности ведения образовательной деятельности негосударственными, в том числе коммерческими организациями. Второе: предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребёнку доступа к дошкольному образованию – как в форме семейного образования, так и в государственных учреждениях, причём не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования детей и так далее», - отметил Дмитрий Ливанов.
«Обучающимся предоставляются возможности выбора различных учебных курсов самой образовательной организации или вне её в рамках использования модульных технологий обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций», - подчеркнул он.
«Законодательство в сфере среднего профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации: среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя как программы подготовки специалистов среднего звена, так и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Сейчас эти программы реализуются на уровне начального профессионального образования. Я хочу обратить внимание, что в статье 43 Конституции единственным уровнем не университетского образования, который установлен, является именно среднее профессиональное образование. Поэтому образовательные программы, которые раньше реализовывались на уровне начального профессионального образования, никуда не уходят, они просто будут реализовываться на уровне среднего профессионального образования. Эта позиция согласована со всеми объединениями работодателей. Она поддерживается бизнесом», - отметил министр.
«Расширяется видовое разнообразие образовательных программ, - продолжил он, - которые в своей совокупности будут обеспечивать мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. С целью удовлетворения потребностей работодателей в подготовке рабочих кадров по существу по-новому выстроена структура подготовки кадров по программам профессионального обучения, получают законодательную регламентацию центры профессиональных квалификаций и так далее». «Закрепляются особенности получения образования, во-первых, для граждан, проявивших выдающиеся способности, во-вторых, для граждан с ограниченными возможностями здоровья и, наконец, в-третьих – образование в сфере искусства и культуры, медицины, спорта, обороны и безопасности государства. Значительное внимание в законопроекте уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений – педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Впервые на законодательном уровне признаётся особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство по созданию условий для обеспечения их профессиональной деятельности. В совокупности указанные нормы позволят создать необходимые предпосылки для перехода к эффективному контракту с педагогическими работниками», - полагает чиновник.
«Одновременно с этим в законопроекте описано правовое положение обучающихся – их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся и стипендиального обеспечения, и предоставления мест в общежитиях, и обеспечение учебниками, питанием, и так далее. Также закрепляются права и обязанности родителей обучающихся или их законных представителей. Установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закреплены их права на получение информации, на их участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания. Кроме того, впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений», - отметил Дмитрий Ливанов.
«Законопроектом также предусматриваются новые нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативно-правовых актов, - продолжил он, - которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной экспериментальной деятельности в сфере образования и так далее, которые в совокупности призваны обеспечить динамичное развитие системы образования в будущем».
«Мы считаем, что принципиальная позиция, которая действительно позволит нам получить бесконфликтное обсуждение в Государственной Думе, – это, первое, в полном объёме сохранение тех льгот, которые действуют уже сегодня. Отказ от этих льгот будет воспринят, естественно, негативно и даст обильную почву для критики законопроекта. И второе – нам кажется принципиально важным зафиксировать в законопроекте обязанности органов управления образованием и государственных органов финансировать государственные образовательные услуги с учётом их качества и объёма по нормативу, который позволяет установить среднюю зарплату педагогическим работникам на уровне не ниже, чем средняя зарплата по экономике соответствующего региона, в полном соответствии с теми указами Президента, которые были подписаны в мае и направлены на развитие социальной сферы. Мы считаем, что вот эти две принципиальные позиции, если мы их сегодня одобрим, позволят нам получить в первом чтении при голосовании абсолютное большинство Государственной Думы», - считает министр.