Как сообщалось, протодиакон Андрей Кураев дал интервью газете «НГ-религии». На вопрос журналиста «С чем, по вашему мнению, связана в последнее время волна антицерковных выступлений?» отец Андрей, в частности, сказал: «Думаю, что для христиан лучше думать, что дело в нас самих... Собственно говоря, у людей сегодня к Церкви претензия только одна и вполне понятная: Церковь судят за то, что она действует не по-церковному и не очень похожа на Церковь. Сейчас не советские годы, когда нас ненавидели просто за то, что мы Церковь. Сейчас, напротив, всплески неприятия поднимаются именно тогда, когда видят, что наши слова и дела расходятся уж слишком далеко».
Портал Regions.Ru попросил священнослужителей прокомментировать высказывания о.Андрея Кураева.
«Я бы скорее не согласился с отцом Андреем, - заявил настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов. - Когда вначале он говорил о том, что мы упустили возможность церковной христианской интерпретации (это не значит, что там всепрощение должно быть главным тезисом) - такого отеческого пастырского подхода (хотя они и не наша паства) – было понятно. Мы видим, что люди заблуждаются и в этом заблуждении идут на преступление – преступление против самих себя, прежде всего, против своей человечности. Во что превратились молодые женщины? На кого они стали похожи, совершая непотребные акты в Зоологическом музее? Кто их заставлял? А оскорбительная и кощунственная выходка в храме Христа Спасителя? Да, мы негодуем, возражаем против этого. Мы понимаем, что это горе для них самих, но они этого не видят. Мне казалось, что об этой более равновесной позиции и говорил вначале отец Андрей. И я стою на такой позиции: да, они совершили преступление, которое, как не юрист, я не могу квалифицировать. В первую очередь это нравственное преступление, но это и преступление против общественного порядка, поэтому они должны предстать перед судом. Такова моя позиция».
«Это не значит, что я считаю, что их должны засудить, чтобы они получили большие сроки. Но они должны быть судимы публично, потому что они совершили публичную - отвратительную, преступную, нравственно недопустимую - акцию. Конечно, прощение должно идти впереди наказания. Да, мы сострадаем им помимо их самих – в этом наше прощение, мы жалеем, что они губят свои молодые души, что они развратили себя при неправильном представлении о свободе как о вседозволенности. В этом смысле мы им сострадаем. А взыскать надо. Взыскать – назвать вещи своими именами: вы – преступницы. В первую очередь, не в уголовном – нравственном смысле. Это преступление против Образа Божия, который Господь вам дал так же, как и всем нам. Вы покусились на эту святыню, прежде всего», - отметил священник.
По мнению клирика храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве протоиерея Андрея Спиридонова, «если критика, звучащая в адрес Церкви, благожелательна, если она исходит из законного желания на самом деле видеть в Церкви некую нравственную силу, то я всецело готов согласиться с отцом Андреем Кураевым. Действительно, сегодня в ее деятельности есть много недостатков и поводов для критики».
«Но беда в том, - продолжил он, - что в нынешнем информационном поле критика нацелена не на поиск недостатков, а на дискредитацию и даже на уничтожение Церкви. Ее авторы ищут не правды Божьей, а совершенно других «правд», основанных на лжи и бесчестности, идущих вразрез с духовно-нравственными принципами. Информационная война, ведущаяся против Церкви, очень изощренная. Здесь мы сталкиваемся, выражаясь современным языком, с постоянной «заказухой» и подогревом искусственно создаваемых информационных поводов. Заказчики таких провокаций, как выходка феминисток в Храме Христа Спасителя, исходят из определенных сценариев, рассчитывают на определенную реакцию в обществе. Поэтому бывает очень сложно всегда находить нужный тон, чтобы отвечать на те или иные вызовы или провокации. А совсем не реагировать на них, молчать – это тоже далеко не всегда оправданная позиция».
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник» протоиерей Максим Первозванский считает, что «с некоторыми высказываниями отца Андрея Кураева можно согласиться. Всем, в особенности христианам, полезно прислушиваться к критическим замечаниям в свой адрес, анализировать на основе этих замечаний свои поступки. Любой человек, вовлеченный в конфликтную ситуацию, должен попытаться понять свою часть вины, чтобы тем самым найти путь к взаимопониманию с другой стороной».
«Однако нередко мы оказываемся перед лицом людей, которые изначально не намерены относиться к нам с пониманием, что бы мы ни делали. И есть такие люди, которые никогда не изменят своей позиции по отношению к Церкви. В этом случае я считаю неконструктивным, если ее представители во всех конфликтных ситуациях будут брать вину на себя, говорить: бейте нас, обличайте, критикуйте. Другое дело, что те из религиозных деятелей, которые выступают в роли церковных ораторов, часто и публично выражают свою позицию, должны предельно осторожно, внимательно относиться к своим словам. К сожалению, некоторые из них порой не стесняют себя в выражениях, поскольку привыкли, что их паства всегда безоговорочно их поддерживает, одобряет и приветствует любое слово. В последние годы мы привыкли существовать в атмосфере в целом доброжелательного отношения к религии. А было бы как раз очень полезно вспомнить советские времена, когда любое неосторожное слово могло ударить по церковнослужителям, которые и без того подвергались гонениям», - полагает отец Максим.
«К сожалению, - продолжил он, - в любые времена, в том числе и сегодня, найдутся свои гонители Церкви. Поэтому нам было бы неплохо взять на вооружение замечательный принцип, о котором когда-то говорил один из моих наставников: "Не давайте повода ищущим повода"».
В свою очередь настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке священник Владимир Лапшин заявил: «Я совершенно согласен с отцом Андреем. Все высказывания, здесь приведенные, – все это мне очень близко, я понимаю, что он хотел выразить. И в храме я всегда говорю, что если люди внешние, люди мира сего плохо говорят о Церкви, то в этом виноваты мы – люди верующие, называющие себя верующими и духовными. Значит, мы не сумели показать этому миру, что есть Церковь – что Церковь это присутствие Христа в этом мире, явление любви Божией».
«Господь заповедал нам быть Его свидетелями даже до края земли. А это значит, что мы должны быть свидетелями и любви Божией. Но нам не хватает любви, не хватает милосердия – все это проявляется. Конечно, были времена, когда люди внешние не знали, что есть христианство, что есть Церковь, не имели доступа к Евангелию, когда христианство было в катакомбах. И тогда они могли говорить о Церкви и христианах всякую ерунду, потому что ничего не знали. А сегодня все люди грамотные. Все знают, что написано в Евангелии, имеют представление о проповеди Христа, знают по книгам о Церкви, чем должна быть Церковь. И когда они видят, что Церковь являет что-то другое, то отсюда и нападки, и агрессия. Потому что по нам – людям церковным, людям, считающим себя христианами и верующими, люди судят и о Церкви, и о христианстве и порой даже – о Боге. И поэтому мы ответственны за все, что происходит в Церкви и вокруг нее», - заключил священник.