В настоящее время стремительно изменяется правовой статус русского языка в разных странах мира. Так, во Франции начался сбор подписей за использование русского языка в качестве официального в Еросоюзе, причем этот процесс инициирован сразу несколькими французскими организациями.
На Украине же был принят закон «О признании русского языка языком национального меньшинства». Одним из его пунктов является запрет на использование русского языка в официальном обороте.
В целом мы видим, что, если во Франции предпринимают шаги, чтобы сделать русский язык официальным в Евросоюзе, то на Украине наоборот, русский язык запрещается в качестве официального и признается языком национального меньшинства.
Получается, что бандеровцы, выступившие против этого закона на Украине, сами того не ожидая, оказались на стороне России.
Прокомментировать ситуацию мы попросили известного петербургского политолога, д. ф. н. Сергея Лебедева.
Во Франции своя специфика. Французский язык, которым сами французы гордятся - действительно, язык мирового значения. Лет 150 назад вся аристократия Европы от Лиссабона до Санкт-Петербурга говорила на этом языке и весьма часто не знала языка своей страны. Французы были обеспокоены резким падением влияния своего языка в мире и стали за него бороться, за что их можно уважать. Они создали такую международную организацию, как «Франкофония». Они тратят хорошие деньги на поощрение продвижения французского языка и культуры за границей.
Исходя из всего этого, у французов есть понимающее отношение к другим языкам, против которых идут гонения. Нельзя не признать, что во Франции достаточно серьезные русофильские симпатии, причем как среди левых, так и среди правых кругов. Помним, что была Антанта в Первую мировую войну, а во время Второй мировой войны, когда французская армия и политика покрыли себя позором, только благодаря Сталину, который хотел сохранить Францию как противовес англосаксам, она оказалась даже в числе победителей. Хотя Черчилль рассматривал Францию, примерно как Чехословакию, то есть как такого союзника, который только мешает.
Что касается Украины, давайте вспомним следующее. Признаем без всякой политкорректности, что Украина - достаточно искусственное территориально-политическое образование. Нет никакой украинской нации, а это юго-западная часть русского народа. История украинского национализма больше смахивает на историю тоталитарной секты, чем на историю национального движения. Идеология и символика выхвачены, позаимствованы из разных мест. Поразительна бездарность украинских националистов - они даже какого-нибудь русофобского мифа придумать не могут, все имеющееся слизано ими с поляков, немцев, австрийцев, американцев или в искаженном варианте с русских. Гимн их очень напоминает польский гимн, желто-голубой флаг - австрийский, трезубец - это рунический знак варягов (тавро, которым метили скот, принадлежавший князю).
Единственное, что действительно отличает москаля от хохла, - это то, что говорят они немножечко не так. Украинский язык - это не язык, а диалект русского языка. Чтобы понять, чем диалект отличается от самостоятельного, хотя и родственного, языка, нужно прослушать, прочитать какую-нибудь фразу. Если мы прочтем фразу на украинском, то поймем все, кроме отдельных слов. Если же мы прослушаем фразу на родственном языке, например, польском или чешском, то все наоборот: мы поймем только отдельные слова. То есть, словарный состав современного украинского языка несколько отличается от русского, потому что за время польского господства украинцы много заимствовали слов из польского, а позже искусственно придумали различные неологизмы. А вот синтаксис практически идентичен, что в русском, что в украинском языке. То есть, действительно - украинский язык - всего лишь диалект, это совокупность сельских наречий, на которых могут существовать замечательные лирические песни. Но это не язык науки, не язык открытого общества.
То, что сейчас националисты пытаются привнести в язык, имеет одну цель - чтобы звучало не по-русски. Именно этим объясняется филологический уклон украинского национализма. Украинская «мова» совершенно неконкурентоспособна. Если просто прекратить преследовать русский язык на Украине, то «мова» исчезнет. Чтобы показать, как это может выглядеть, посмотрим на Белоруссию. Когда Лукашенко жестко прекратил начавшуюся там белорусизацию, произошла естественная и незаметная рерусификация. При этом белорусский сохранился как обязательный предмет в школах и все прочее. За время правления Лукашенко большая часть белорусов, даже сельские жители перешли на русский язык. Может быть, говорят они на нем не очень чисто, это так называемая «тарсянка» (как на Украине – «суржик»).
На Украине ситуация несколько иная, но она в схожем направлении развивается. Согласно данным американских исследователей (подчеркиваю - американских, если бы это была российская служба, можно было бы обвинить ее в предвзятости), 83 % украинцев дома разговаривают по-русски. Добавим еще интересную особенность: не факт, что 17 % говорят по-украински, так как в этот процент входят другие национальности: венгры, татары, молдаване и прочие. Вот и получается, что украинский язык - намеренно, с целью раскола русского народа созданный символ отдельной идентичности малороссов от великороссов. Будущего у этого языка нет. Это намеренно испорченный полонизмами и искусственно придуманными неологизмами юго-западный диалект русского языка. Поставленный в одинаковые условия с русским языком, он, естественно, так же, как белорусский, отойдет на второй план. На Украине даже те, кто считает, что они говорят по-украински, на самом деле говорят по-разному. В Галиции, на Полтавщине и в Полесье говорят по-разному, весьма отлично друг от друга. А в школах преподают совершенно отдельно смонтированную версию украинского языка. В результате большая часть украинцев говорит на «суржике», то есть, на не очень правильном русском языке.
Почему же такая истерика у украинских националистов по поводу русского языка? Да потому, что свободное распространение русского языка будет означать конец «украинской идее». Украина не состоялась как государство, похвастаться ничем не может, никакими экономическими достижениями. Раньше Украина кормилась потенциалом Советского Союза, продукции на душу населения там приходилось больше, чем в некоторых европейских странах, а теперь они на африканском уровне развития. Это очень резко контрастирует по сравнению с Белоруссией. Я могу сказать, что, когда ехал на поезде через Белоруссию на Украину, бросалось в глаза, что на Украине все изранено, как после войны, в отличие от аккуратненькой Белоруссии, при том, что в последней нет выхода к морю, нет особенных природных ископаемых, а есть просто здравомыслящая власть. А на Украине власть живет мифами либо откровенно продалась Западу
Как бы они ни бесились, Украина начинает распадаться, и это зависит не от личных качеств Януковича, который более смахивает на Кучму, чем на Богдана Хмельницкого. Неоспорим тот факт, что упорно побеждают те президенты, которые отстаивают русский язык. Когда-то Кучма обещал это сделать, и Кравчук, и даже на оранжевом Майдане большинство оранжистов говорили между собой по-русски. В городе Киеве, где почти не осталось русских школ, все равно жители все говорят по-русски. Другое дело, есть сельчане, приехавшие из сел, и есть галичане - чиновники, перебравшиеся в столицу, которые демонстративно общаются на «мове». Обратите внимание, позакрывали русские школы, а результат какой? Все равно говорят по-русски, потому что это отторжение того искусственного языка, каким является «мова». Кстати, большая часть литературы, выходящая на Украине, печатается на русском языке. Детективы и дамские романы - это не то, чем должна гордиться русская литература, но это факт, и даже украинские «письменники», то есть писатели, которые хотят чего-то добиться, пока не выпустят свое произведение на русском языке, не могут считаться состоявшимися литераторами на Украине.
Я думаю, чем бы это ни закончилось, но русский язык на Украине восторжествует, а вслед за этим восторжествует и общая русская идея. Давайте вспомним, что большая часть православных на Украине - это чада Русской Православной Церкви Московского Патриархата, а самосвяты-автокефальщики - это политическая партия, а не Церковь. С униатами сложнее. Эта гибридная церковь за 400 лет успела пустить корни, не говоря о финансовой подпитке из Ватикана. Тем не менее, Крым, Донбасс - это регионы, где 99 % населения готовы присоединиться к России. Сложнее с Киевом и центральной Украиной, которые мечутся из одной крайности в другую, но, что касается Галичины - то здесь проявляются классовые интересы «западэнцэв». Под «западэнцами» не вся западная Украина, а только Галичина и области Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская - сельские районы. В городе Львове при Советском Союзе была промышленность, выпускались львовские автобусы, военные предприятия были, но за годы «незалежности» это все уничтожено, так что Львов - это город чиновников и туристов, хотя в настоящее время это весьма обшарпанный город, и, хотя западэнцы говорят, что Львов - символ украинского духа, но получается, что это очень дурно пахнущий дух. Не будем забывать, что большинство украинцев, живущих во Львове - сельчане, которые из карпатских деревень приехали во Львов, который очистили после войны от еврейского, польского и немецкого населения. То есть, это украино-мовные оккупанты. Если даже Украина станет федеративной страной, и Галиция станет всего-навсего одним из штатов этой страны, то это будет означать полный конец даже в чисто финансовом плане для всех галичан, профессионально работающих борцами за украинскую «незалежность».
Уничтожение русского языка – проявление шкурных интересов галичан. Я согласен назвать это великодержавным шовинизмом, но, действительно, Украина как государство не имеет будущего, и не может возникнуть самостоятельная нация, которая будет называть себя «окраиной» - это чисто территориальное понятие. Украинская «мова» - искусственный язык, как язык сектантов, которые пытаются учить заведомо придуманные тексты. Согласен, что это не так быстро разрушится - 150 лет взращивали украинский национализм. Думаю, для полной рерусификации Украины понадобится не меньшее количество лет, но, тем не менее, процесс к этому идет. Великороссия, Малороссия и Белоруссия - это один народ и одна нация, и рано или поздно мы соединимся. Великий, могучий русский язык наряду с Православной верой - это один из мощных интеграторов создания русского мира.
48. читательница с украины (№ 44), «Сумую [ср.: лат. sum] без тебе... Накинь щось на себе»
47. Ответ на 41., дед пенсионер:
46. Ответ на 41., дед пенсионер:
45. Re: «Уничтожение русского языка – проявление шкурных интересов галичан»
44. Ответ всем.
43. Писарю
42. Писарю
41. 22. иерей Илья Мотыка :
40. 37.иерею Илие Мотыке.
39. Писарю