«Многоуважаемый Владимир Владимирович! Считаем своим гражданским долгом довести до Вашего сведения прилагаемое к настоящему письму заключение, сделанное профессиональными юристами, докторами юридических наук, работающими в высших учебных заведениях, подведомственных непосредственно Президенту России и Правительству Российской Федерации, и содержащее развернутое юридическое обоснование неготовности для внесения в Государственную Думу проекта федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Эти авторы ограничились анализом текста законопроекта. Для лучшего понимания сложившейся ситуации необходимо видеть место и роль этого документа в более широком контексте: изменения закона "Об образовании", принятого в 1992 году, не учитывают и тех изменений, которые происходят в мире в целом в связи с переходом от индустриального общества к обществу, основанному на знаниях», - говорится в документе.
«За двадцать лет, прошедших после принятия закона "Об образовании", в него внесено более сорока поправок, - отмечается далее. - Большая их часть приходится на период, когда министром образования был человек, по его собственной оценке, не являвшийся профессионалом в этой сфере. К этому стоит добавить, что в последние четыре года параллельно с частыми, не всегда продуманными поправками и последующими поправками к поправкам, шла работа над законопроектом "Об образовании в Российской Федерации". Версия 3.0.5, которую предполагается вносить в Государственную Думу, разительно отличается от первых вариантов, не выдерживавших вообще никакой критики как по содержанию, так и по его юридическому оформлению. Последующие версии значительно отличались друг от друга, напоминая челн, совершающий хаотичные движения по воле волн, "без руля и ветрил", то есть без внятной содержательной концепции».
За эти же двадцать лет, говорится в документе, «в мировом образовательном сообществе произошла революция в понимании образования, связанная с глобальным переходом к постиндустриальному обществу. В наиболее концентрированном виде она отражена в докладе комиссии ЮНЕСКО (1997) "Образование [в оригинале – Learning]: сокрытое сокровище". Ее ключевое звено – перевод центра тяжести с преподавания на обучение, ориентация на личность обучающегося, его приобщение к культуре, одним словом - культуроцентичность. Вместе с этим принципиально иную, гораздо большую роль в образовании призваны играть родители и местное сообщество».
Между тем, отмечает Валентина Ланцева, по этому признаку законопроект значительно уступает даже первой – 1992 года – редакции закона «Об образовании». «В ней имелась статья 14. Общие требования к содержанию образования, в которой, в частности, говорилось: "Содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в систему мировой и национальных культур; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества". Ничего даже близкого к требованиям к содержанию образования в законопроекте нет, на что справедливо указывают авторы Заключения», - поясняет автор обращения.