Враги Церкви, говорится в письме, «умело используют юридически-процессуальный абсурд» вокруг дела «панк-феминисток» «для наглядной демонстрации тезиса – "РПЦ служит не Богу, а деньгам и власти". Противопоставить этому пока мы ничего не можем... Изначально нами был допущен ряд стратегических ошибок, как-то: поздняя реакция, обращение за помощью к полиции, подача искового заявления в Прощеное воскресение, принуждение прихожан к подписанию этого заявления и последующий ярмарочный энтузиазм, что привлекло внимание прессы и сделало безобразие Pussy Riot в одночасье знаковым событием времени, а участниц "символом борьбы за правду"».
«Чтобы мы теперь ни предпринимали, в памяти людей останется сочетание двух событий в самом вульгарном понимании оных: значимая часть народа отказала в доверии своему Президенту, поэтому срамные девки извивались перед Царскими вратами кафедрального собора страны и "церковники" их посадили в тюрьму. Стереть из памяти людей мы это не сможем никогда, но можем противопоставить этим унизительным событиям события не менее значимые, иного порядка», - полагает о.Иоанн Охлобыстин.
В связи с этим он предлагает: «Приложить все имеющиеся административные возможности для освобождения участниц Pussy Riot из заключения» и «соборным решением изменить ошибочный для данного времени пункт "Социальной доктрины", запрещающий участие священнослужителей в политической жизни своей страны». Последнее, по мнению запрещенного в служении священника, «позволит священнослужителям вернуть свое конституционное право и на законных основаниях отстаивать интересы Церкви и русского народа». «В ином случае будет еще много Pussy Riot и "жилищных скандалов"», - предупреждает автор письма.
Также он предлагает «в знак скорби о произошедшем в Кафедральном соборе страны кощунстве закрыть оскверненный алтарь до публичного покаяния перед его Вратами каждой из участниц осквернения».
Корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей прокомментировать письмо о.Охлобыстина Святейшему Патриарху.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, сказал, что у него «создается впечатление, что как человек эпатажный, как актер, который больше живет шоубизнесом, нежели церковной жизнью, Иван Охлобыстин очень необдуманно выбрал именно этот способ обратиться к Патриарху: написать открытое письмо. В этом, скорее, проступает его желание как-то "засветиться", пропиариться». «В этом письме, на самом деле, очень много сырых и необдуманных мыслей. Никаких вопросов он не решает. Это просто очередная пачка дрожжей, которая вбрасывается в СМИ, и которая послужит только тому, что вновь разгорятся споры и взаимные оскорбления, а никакого продуктивного диалога так и не получится. Если бы Охлобыстин действительно хотел обратиться к Патриарху с конструктивными предложениями, он бы не стал привлекать такого внимания к своей персоне. Так что это чистый пиар», - убежден отец Никон.
Священник Димитрий Арзуманов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебине, в свою очередь заявил, что позиция о. Ивана Охлобыстина ему близка. «Я готов поддержать его по всем пунктам – собственно, я бы и сам такой текст подписал», - сказал он. «Действительно, все что произошло - искусная манипуляция антицерковных и антирусских сил. К сожалению, мы как-то быстро на это повелись и подыграли этим силам. Действительно каждый день мы теряем потенциальных прихожан. К сожалению, многие не понимают серьезности этой проблемы, не понимают, что, поддавшись дешевым лозунгам, стали орудием в борьбе против Церкви. Это очень печально. Мне бы хотелось, чтобы Святейший услышал это обращение. Это очень умная и взвешенная позиция. О.Ивану больно за Родину и больно за Церковь. Я знаю его как умного и честного человека и всецело поддерживаю его», - заключил отец Димитрий.
По мнению же клирика храма Святителя Николая в Хамовниках иерея Александра Шумского, «это очень лукавое письмо». «Как клирик, хотя и запрещенный в служении, он не имеет права публично обращаться к Патриарху с открытым письмом. Это по меньшей мере нескромно. Не ему решать, закрывать или нет алтарь. И если он уверен, что осквернение храма имело место, то почему требует освободить этих срамных девиц? Где логика? Получается – и вашим, и нашим. В этом – лукавство. В качестве кого он выступает? Плохого, на мой взгляд, актера, шоумена, или хотя и запрещенного, но священника? Наверное, он хочет совместить два этих качества. Но это дешевое скоморошество!» - считает отец Александр.
«Это наглое, провокационное письмо. Он почему-то уверен, что большинство верующих против осуждения кощунниц. Но это не так. Против выступают только либералы, которых можно назвать "малым церковным народом", который всегда противопоставляет себя консервативному и патриотическому большинству. Я не сомневаюсь, что большинство как раз выступает за то, чтобы кощунницы находились в заключении, и чтобы им дали серьезный тюремный срок. Лучше бы этому господину, которого даже не знаю как назвать, "отец-шоумен", что ли, помолчать и не выдавать своего мнения за мнение всего церковного народа», - заключил отец Александр Шумский.