Например, уже, практически, осознано, что религиозная традиция способствует образованию крепкой, здоровой семьи. В Русской Православной Церкви есть свои покровители семьи и брака – святые благоверные Петр и Феврония. В 2008 году день памяти Петра и Февронии был объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. В этот день – 8 июля 2008 года – в Муроме, на родине святых супругов, был открыт памятник. Скульптор – Николай Щербаков – изобразил Петра и Февронию в виде двух коленопреклонённых фигур, протягивающих друг к другу руки.
То, что это именно Пётр и Феврония, из самого скульптурного изображения не следует. Возможно, в этом есть и своя сильная сторона: скульптуру можно трактовать как некую модель идеальной семьи, в которой отношения между мужем и женой построены на благоговении, нежности и любви. Однако, очевидно, что скульптура носит исключительно светский характер. Поэтому ей подыскали соответствующее место – возле ЗАГСа. Стоит также сказать и о закрытой композиции скульптуры: Пётр и Феврония обращены друг к другу, мы можем видеть их встречу, но при этом мы остаёмся лишь зрителями.
Следующий, 2009 год был отмечен новыми скульптурными приобретениями. Памятники Петру и Февронии установили в Архангельске, Ярославле, Сочи, Ульяновске, Абакане. Потом география стала ещё шире – памятники появились в Ейске, Омске, Владивостоке, Иркутске, Батайске, Новосибирске, Ижевске. Ко Дню семьи, любви и верности в этом году были открыты памятники в Екатеринбурге, Волгограде, Калуге, Тамбове, и снова – в Муроме.
Все эти памятники выстроены приблизительно по одному стандарту. Петр и Феврония стоят или вполоборота или прямо лицом к зрителю. Оформление памятника, как правило, адресуется к их житию. При открытии памятники освящаются. Многие из них установлены рядом с храмами.
Естественным образом, памятник Петру и Февронии становится центром проведения праздника 8 июля. Канон этого праздника уже практически сложился. Он предусматривает награждение супружеских пар, сохранивших свой брак в течение долгого времени, а также чествование молодоженов. Проведение праздника возглавляет местное начальство. В итоге получается своеобразное официально-фольклорное мероприятие.
Внимание к семье, безусловно, благое дело. Однако, построив общую картину Дня семьи, любви и верности в масштабе страны, невольно начинаешь испытывать лёгкое беспокойство. Возникают совершенно ненужные параллели с советской эпохой, от которой нам достались похожие друг на друга памятники Ленину на центральных площадях городов. Легко вспоминаются торжественные речи и мероприятия, проходившие под сенью этих памятников.
Хорош тот праздник, который прорастает снизу, укорененный в естественном духовном или хотя бы душевном порыве народа. Но этого не происходит, и вот тут-то понимаешь, насколько мы поражены духовной немощью и пусты душой. Возможно, действительно, единственный путь, который остался, это насаждение духовности сверху. Но хочется задать следующий вопрос: насколько подлинная это духовность? Растиражированность художественного решения памятников Петру и Февронии уже вызывает сомнения. Но есть и гораздо более серьёзный симптом.
В Тамбове памятник установили напротив «Моста влюбленных», не как противопоставление, а как продолжение темы. «Мосты влюбленных» сегодня есть во многих городах России. Как правило, это - пешеходные мостики, на перила которых навешиваются замки с именами новобрачных. Пока висит такой замок, союз считается нерушимым… Устойчивая языческая традиция в современной культуре. «Мост влюбленных» в Тамбове официально и торжественно открыли к Международному дню семьи в 2008 году. В Ейске Петру и Февронии нашлось место в парке недалеко от «Дерева желаний», на которое молодожены повязывают ленточки.
Получается, что православная составляющая сама по себе не очень важна. Для местной власти памятник Петру и Февронии интересен, прежде всего, тем, что он становится ещё одной туристической точкой, объектом свадебной индустрии. Глава Удмуртии Александр Волков на церемонии открытия в Ижевске так и сказал, что он надеется, что памятник станет ещё одним местом, посещаемым молодоженами.
И тут возникает ещё один вопрос: какие мотивы будут вести людей к памятнику? И вообще, что такое – памятник православным святым? Является ли памятник скульптурной иконой? К освященному памятнику люди прикладываются, кладут цветы… Это, вроде бы, правильно… У памятника можно и помолиться.
Но вот, например, в Иркутске у ног благоверной четы изображен зайчик (в соответствии с житием). Теперь принято тереть носик этого зайчика, как говорится «на счастье».
В Муроме новый памятник установили рядом с Троицким женским монастырем. Была потребность именно в таком памятнике, который бы вписывался в традицию религиозного искусства (поскольку первый памятник – Николая Щербакова – как мы помним, оказался светским). И на новом муромском памятнике тоже есть зайчик. Архитектор памятника так представил этого героя: «Обратите внимание на кролика, сидящего у ног святых, - Владимир Сягин указал на фигурку на памятнике. - По легенде, в семье Петра и Феврония жил домашний кролик. А Феврония, кстати, была простой крестьянкой и целительницей, хранила единство с окружающей природой. Кролик на скульптуре как раз символизирует эту связь. Кроме того, кролик — это символ размножения и плодородия. Добавляя его в скульптурную группу, мы, авторы, даже представили, что с этой фигуркой может выйти какая-нибудь добрая традиция». И, конечно же, традиция не замедлила явиться - люди потянулись гладить нос зайчика…
Что же мы всё-таки тиражируем: образы святости или идолов? Восстанавливаем духовность или спекулируем на ней?
Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
2. В жизнь страны входят святые- покровители семьи!
1. Болезни профессионального патриотизма