Болезни духовного возрождения

Публицист Андрей Карпов об отношении к памятникам святым Петру и Февронии

0
703
Время на чтение 4 минуты
Наша публичная, социальная жизнь соткана на секулярном станке. В ней нет Бога. Глубину этого безбожия, пропитавшего ткань нашего социума порою и осознать тяжело. Масштаб бедствия становится очевиден только на фоне наших попыток одолеть эту бездну. О том, что традиции полностью пресеклись, понимаешь, наблюдая, как мучительно осуществляется их реконструкция, как ищется современный формат, в котором общественному бытию могла бы быть возвращена духовная первооснова.

Например, уже, практически, осознано, что религиозная традиция способствует образованию крепкой, здоровой семьи. В Русской Православной Церкви есть свои покровители семьи и брака – святые благоверные Петр и Феврония. В 2008 году день памяти Петра и Февронии был объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. В этот день – 8 июля 2008 года – в Муроме, на родине святых супругов, был открыт памятник. Скульптор – Николай Щербаков – изобразил Петра и Февронию в виде двух коленопреклонённых фигур, протягивающих друг к другу руки.

То, что это именно Пётр и Феврония, из самого скульптурного изображения не следует. Возможно, в этом есть и своя сильная сторона: скульптуру можно трактовать как некую модель идеальной семьи, в которой отношения между мужем и женой построены на благоговении, нежности и любви. Однако, очевидно, что скульптура носит исключительно светский характер. Поэтому ей подыскали соответствующее место – возле ЗАГСа. Стоит также сказать и о закрытой композиции скульптуры: Пётр и Феврония обращены друг к другу, мы можем видеть их встречу, но при этом мы остаёмся лишь зрителями.

Следующий, 2009 год был отмечен новыми скульптурными приобретениями. Памятники Петру и Февронии установили в Архангельске, Ярославле, Сочи, Ульяновске, Абакане. Потом география стала ещё шире – памятники появились в Ейске, Омске, Владивостоке, Иркутске, Батайске, Новосибирске, Ижевске. Ко Дню семьи, любви и верности в этом году были открыты памятники в Екатеринбурге, Волгограде, Калуге, Тамбове, и снова – в Муроме.

Памятник Петру и ФевронииВсе эти памятники выстроены приблизительно по одному стандарту. Петр и Феврония стоят или вполоборота или прямо лицом к зрителю. Оформление памятника, как правило, адресуется к их житию. При открытии памятники освящаются. Многие из них установлены рядом с храмами.

Естественным образом, памятник Петру и Февронии становится центром проведения праздника 8 июля. Канон этого праздника уже практически сложился. Он предусматривает награждение супружеских пар, сохранивших свой брак в течение долгого времени, а также чествование молодоженов. Проведение праздника возглавляет местное начальство. В итоге получается своеобразное официально-фольклорное мероприятие.

Внимание к семье, безусловно, благое дело. Однако, построив общую картину Дня семьи, любви и верности в масштабе страны, невольно начинаешь испытывать лёгкое беспокойство. Возникают совершенно ненужные параллели с советской эпохой, от которой нам достались похожие друг на друга памятники Ленину на центральных площадях городов. Легко вспоминаются торжественные речи и мероприятия, проходившие под сенью этих памятников.

Хорош тот праздник, который прорастает снизу, укорененный в естественном духовном или хотя бы душевном порыве народа. Но этого не происходит, и вот тут-то понимаешь, насколько мы поражены духовной немощью и пусты душой. Возможно, действительно, единственный путь, который остался, это насаждение духовности сверху. Но хочется задать следующий вопрос: насколько подлинная это духовность? Растиражированность художественного решения памятников Петру и Февронии уже вызывает сомнения. Но есть и гораздо более серьёзный симптом.

В Тамбове памятник установили напротив «Моста влюбленных», не как противопоставление, а как продолжение темы. «Мосты влюбленных» сегодня есть во многих городах России. Как правило, это - пешеходные мостики, на перила которых навешиваются замки с именами новобрачных. Пока висит такой замок, союз считается нерушимым… Устойчивая языческая традиция в современной культуре. «Мост влюбленных» в Тамбове официально и торжественно открыли к Международному дню семьи в 2008 году. В Ейске Петру и Февронии нашлось место в парке недалеко от «Дерева желаний», на которое молодожены повязывают ленточки.

Получается, что православная составляющая сама по себе не очень важна. Для местной власти памятник Петру и Февронии интересен, прежде всего, тем, что он становится ещё одной туристической точкой, объектом свадебной индустрии. Глава Удмуртии Александр Волков на церемонии открытия в Ижевске так и сказал, что он надеется, что памятник станет ещё одним местом, посещаемым молодоженами.

Памятник Петру и ФевронииИ тут возникает ещё один вопрос: какие мотивы будут вести людей к памятнику? И вообще, что такое – памятник православным святым? Является ли памятник скульптурной иконой? К освященному памятнику люди прикладываются, кладут цветы… Это, вроде бы, правильно… У памятника можно и помолиться.

Но вот, например, в Иркутске у ног благоверной четы изображен зайчик (в соответствии с житием). Теперь принято тереть носик этого зайчика, как говорится «на счастье».

В Муроме новый памятник установили рядом с Троицким женским монастырем. Была потребность именно в таком памятнике, который бы вписывался в традицию религиозного искусства (поскольку первый памятник – Николая Щербакова – как мы помним, оказался светским). И на новом муромском памятнике тоже есть зайчик. Архитектор памятника так представил этого героя: «Обратите внимание на кролика, сидящего у ног святых, - Владимир Сягин указал на фигурку на памятнике. - По легенде, в семье Петра и Феврония жил домашний кролик. А Феврония, кстати, была простой крестьянкой и целительницей, хранила единство с окружающей природой. Кролик на скульптуре как раз символизирует эту связь. Кроме того, кролик — это символ размножения и плодородия. Добавляя его в скульптурную группу, мы, авторы, даже представили, что с этой фигуркой может выйти какая-нибудь добрая традиция». И, конечно же, традиция не замедлила явиться - люди потянулись гладить нос зайчика…

Что же мы всё-таки тиражируем: образы святости или идолов? Восстанавливаем духовность или спекулируем на ней?

Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. В жизнь страны входят святые- покровители семьи!

Вспоминаю официальное оформление своего брака:"Именем российской советской социалистической федерации и формальные фразы..."Наш брак оказался стабильней государственной организации, наш брак оказался прочнее..."У родителей появились надежные помощники в воспитании детей,можно будет сводить к памятнику,детям поиграть у него, да и намерения молодого человека девушке легче проверить у памятника святым, а не на ночной дискотеке.Да и бабушкам и дедушкам этот памятник будет мил и радостен.А находящимся во тьме суеверий- не приносить же памятник в жертву...есть и традиции амбарной книги и ЗАГСа...
Владимиръ / 10.07.2012, 10:02

1. Болезни профессионального патриотизма

А.Карпов: /" Что же мы всё-таки тиражируем: образы святости или идолов"? / Идолов, конечно. Кролик - символ разложения. Дракон, с Годом которого нас, так тепло поздравили, - символ могущества. - Японцев, на Фукусиме, Господь наказал. - А нас, в Крымске, - Господь посетил. Все это и есть - "профессиональный патриотизм". Но, не смотря ни на что, - духовный образ благоверных Петра и Февронии, как покровителей брака и семьи, - все более укрепляется в сознании Православных христиан.
Орлов / 10.07.2012, 09:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Владимирович Карпов
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Основной вопрос стихотворения
Человек должен самореализоваться, и если в нем есть какой-то внутренний потенциал, то его надо активировать
03.09.2024
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Все статьи Андрей Владимирович Карпов
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40