По словам А.Осипова, это очень насущный вопрос. «Таким первым критерием, я бы назвал его внешним, является степень внимания к словам молитвы, которые человек произносит. Если нет внимания, то нет и молитвы, и наши слова превращаются в пустой звук. Это очень важный критерий, о нем говорят все святые отцы и при этом подчеркивают, что без внимания молитва становится не только бесполезной, но часто приносит даже вред. Почему вред? Потому что читающий молитвы без понуждения себя к вниманию, а тем более вычитывающий не только все "положенное", но и сверх того, начинает расти в своих глазах: "какой я молитвенник", а на самом-то деле молитвы и нет. И это самое страшное в духовной жизни. Святитель Игнатий писал: "Без внимания молитва – не молитва. Она мертва! Она – бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие"! Поэтому, говорит он, "сначала должно произносить слова с крайнею неспешностью, чтобы ум успевал вмещаться в слова, как в формы"», - процитировал слова святителя Игнатия А.И.Осипов.
«Если говорить о внутреннем критерии правильной молитвы, то таковым, по святым отцам, является осознание своей греховности, возрастание чувства покаяния и смирения. Ведь если нет чувства раскаяния в грехах, то что же это за молитва?» - вопрошает богослов и цитирует преподобного Петра Дамаскина, который указывал: «Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской».
Также Алексей Ильич коснулся еще одного условия правильной молитвы. «Если человек привыкает читать молитвы без внимания (а к этому, к сожалению, легко привыкается), то у него скоро начинает теряться одно из самых основных свойств религиозного состояния – благоговение. Посмотрите, какой скороговоркой, с какой небрежностью нередко вычитывают "Отче наш", например, перед обедом – просто стыдно слушать. Полное впечатление, что обращаются не к Богу, а как к какой-то безликой силе! Или забываем, что проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением?» - задается вопросом известный богослов.
Итак, по его словам, «внимание, благоговение и сокрушение сердца являются важнейшими состояниями ума и сердца человека, по которым можем судить, молимся мы все-таки или только вычитываем положенное, скатываясь в самое настоящее язычество». «Таковы основные критерии христианской молитвы», - подчеркнул Осипов.
«Конечно, - продолжил он, - ни один человек не может сразу научиться молиться так, чтобы всегда сохранять внимание. Поэтому важно понуждать себя к вниманию, постоянно возвращая его к словам молитвы. Тогда наш ум, который сейчас находится в каком-то расслабленном состоянии, постепенно укрепляется и становится способным все более продолжительное время совершать молитву без рассеяния».
Для этого, по словам А.И.Осипова, святые отцы советуют совершать краткую молитву как можно чаще. И более всего советуют ту, которую можем произносить в любом положении – идем ли, сидим, стоим, лежим, больны ли, здоровы. Это – молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, помилуй меня», или «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня». «Эту молитву должен знать каждый христианин. Она краткая, ее легко совершить с вниманием, и она является очень хорошим средством приучения ума и сердца к вниманию, покаянию и благоговению», - заключил А.И.Осипов.