Школа – чтобы смотреть кино?

Публицист Андрей Карпов об инициативе Никиты Михалкова ввести школьный предмет «100 лучших фильмов»

0
792
Время на чтение 4 минуты
29 июня, выступая на круглом столе в Союзе кинематографистов России, проходящем с участием нового министра культуры Владимира Мединского и его заместителя Ивана Демидова, поставленного курировать кинематограф, председатель этого Союза Никита Михалков предложил ввести в школах новый предмет - «100 лучших фильмов». Круглый стол назывался «О развитии национального кинематографа». Введение подобного школьного курса, по мысли Н.Михалкова, должно способствовать развитию российского кино, – прежде всего, тем, что школьник будет научен воспринимать отечественные фильмы.

Логика тут следующая. Существует традиция отечественной кинематографии. Наше кино всегда сильно отличалось от западного. Однако засилье западных фильмов переформатировало нашего зрителя. Он разучился понимать свой кинематограф. В результате, багаж отечественной кинотрадиции сегодня остаётся невостребованным, а новые фильмы, снятые в её канонах, имеют плохую рыночную перспективу.

Таким образом, новый курс одним выстрелом убивает сразу нескольких «зайцев». Дети приобщаются к лучшим образцам отечественного кино. Российское кинопроизводство получает подготовленного зрителя (т.е. гарантируется определённый уровень спроса). А поскольку это кино будет сделано в отечественной традиции, оно будет иметь здоровое духовное основание, т.е. на выходе мы получаем некоторый общекультурный эффект.

Министр культуры в целом поддержал идею. У него лишь возник вопрос, кто будет отбирать фильмы для курса и по каким критериям. Впрочем, вопрос этот можно считать риторическим, так как министр уже озвучил поручение департаменту кинематографии заняться подготовкой списка из ста лучших фильмов.

Машина запущена, процесс пошёл. Однако стоит задуматься и об опасностях, которые сулит введение подобного предмета. Уроки отечественного кино хорошо укладываются в общий сдвиг, имеющий место в нашем школьном образовании. Присутствие точных дисциплин сокращается: уже исчезли астрономия и черчение, по остальным дисциплинам этого блока сокращены часы. Блок гуманитарных дисциплин всё более приобретает хаотичный характер. Информация преподается без единого основания. Разрозненные данные не столько образуют человека, сколько создают видимость эрудиции. В результате образование перестаёт выполнять свою основную функцию и способствует становлению «клипового сознания» у современного школьника.

На фоне этого школьникам (предполагается, что это будут ученики 6-7 классов) предлагается в рамках блока основных дисциплин смотреть (и, конечно, разбирать) некие фильмы. Михалков специально подчеркнул, что желательно курс кино сделать основным, а не факультативным.

Давайте посчитаем. 100 фильмов за два года. Год – это 34 учебных недели. Получается 1,5 фильма в неделю. Если фильмы не только смотреть, но и обсуждать, нужно 3, а то и 4 часа в неделю. Откуда они возьмутся? Пусть даже не за счет литературы, но сравним: литература сегодня – это всего два часа в неделю!

Вводя подобный курс в школьную программу, мы получаем критический перекос в пользу визуального восприятия. Уже сегодня школьники многие художественные произведения знают не по книгам, а по фильмам. В тех случаях, когда по книге снят фильм, сначала обычно смотрится фильм, а книга читается потом, да и то – не всегда. Часто на уроках литературы в качестве вспомогательного учебного материала используется фрагменты фильмов. Умение чувствовать и слышать слово всё более теряется, и уроки кино способны только усугубить этот процесс.

Говорят, что главная задача курса литературы, привить любовь к книге. Вроде бы, можно построить аналогию: курс «100 лучших фильмов» может привить вкус к хорошему кино. Однако если копнуть глубже, обнаружится разница.

В отличие от слова, кино, воздействуя на нас аудивизуально, воспринимается, скорее, с помощью эмоций, а не разумом. Слово учит думать, кино заставляет переживать. Литература развивает личность, стимулирует человека изменять окружающий мир и себя самого. Кинематограф же, возбуждая нашу эмоциональную способность, тормозит рациональное развитие. Он возвращает нам детство, это одна из причин, почему мы так любим кино. Но если детство ещё не преодолено, чрезмерное увлечение кинематографом, консервирует инфантилизм. Эмоциональный человек – это всегда легкая добыча манипуляции. И тут уже не важно, что послужило питательной средой гипертрофированной эмоциональности. Качество материала не имеет значения, важен преимущественно эмоциональный характер реакции.

Стоит также сказать, что эмоциональный стресс, которым, без сомнения, является просмотр фильма, помещенный в обычное учебное расписание, способен сломать весь учебный процесс. Дети будут перевозбуждены, настроиться на обычное обучение им будет трудно.

По сути, просмотр фильма – это типичный досуг. В школе же – по крайней мере, так было принято считать до последнего времени, дети должны заниматься совсем другой деятельностью – познавательной. Познание – это труд, который даётся порой совсем нелегко. Просмотр фильма труда не требует. И именно подобное времяпрепровождение окажется легализовано школой, санкционировано её высоким статусом. Это приведет к ценностной девальвации нормального обучения. На фоне фильмов оно будет казаться скучным, вызывающим трудности, а потому – ненужным. Если мы хотим задать детям правильные жизненные ориентиры, мы не должны допускать равноположенности труда и досуга.

Если опять вернуться к параллели с литературой, то ведь уроки литературы строятся не на прочтении книг, а на работе с прочитанным текстом. Курс литературы отталкивается от книги и учит сопоставлять книгу и реальную жизнь. То, что может быть досугом (чтение), вынесено за пределы урока.

Подведём итоги. Выгоды от введения нового школьного предмета понятны, но они малозначимы. Если дети не смотрят хорошее, доброе кино, то это, скорее, вопрос общего устроения культуры и их воспитания, а не количества просмотренных фильмов. Не привычка решает дело, а духовный труд. Духовный труд по силам лишь развитой личности, способной к анализу ситуации и определению собственной меры ответственности за происходящее. Подобная личность взращивается словом, мотивирующим движение изнутри, а не кинематографом, предлагающим уже готовые рецепты восприятия. Поэтому от введения предмета, предполагающего просмотр художественных фильмов в рамках учебного процесса, следует ждать, скорее негативных, чем позитивных последствий.

Андрей Карпов, редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

14. Re: Школа – чтобы смотреть кино?

Власть давно определилась с народным образованием, когда обязательными предметами вдруг оказались физкультура и ОБЖ. Так что предложение Н. Михалкова ничуть не выходит за рамки лояльности к власти: почему бы не разбавить физру и ОБЖ просмотром фильмов?.. Тем более, что как-то надо использовать мультимедийные возможности компьютеров, которые власть планирует поставить на каждый ученический стол. То есть, перспектива очевидна: позанимались детки физрой, походили на ОБЖ строем, а потом часок посмотрели с индивидуальных мониторов фильмик. Вот и школьный день будущих вертухаев прошел!... Почему вертухаев? А это в соответствии с одним анекдотом, в котором страна делится на тех, кто сидит, и тех, кто сидящих охраняет. PS: Да, важное дополнение. Компьютер еще важен для того, чтобы научить пользоваться различными системами терминалов, в рамках грядущего всеобщего электронного концлагеря.

13. Ответ на 10., bagdanov_77 :

Патриотизм надо прививать

Вроде бы легко согласиться: патриотизм надо прививать... Однако что-то мешает... Давайте рассмотрим образ. 1. Я, как человек далекий от огородничества, первом делом вспомнил прививки. Болезнь прививают, чтобы выработать от неё иммунитет. Хотим ли мы подобной реакции на патриотизм? Думается, нет. 2. Теперь сельскохозяйственное прочтение. Прививают нечто постороннее к некоему первичному корню. (Ап. Павел использовал этот образ в отношении язычников, входящих в христианство, имеющее ветхозаветный корень). Итак, получается, что есть нечто чуждое, которое усилием садовником соединено. Патриотизм получается чуждым ребенку. Нужны педагогические усилия по его прививке... Ну да, при должном искусстве садовника, новая ветвь приживётся... Но это будет лишь одна ветвь, а не всё дерево... Привитый патриотизм - поскольку он неестественен - будет изначально привязан лишь к определённым ситуациям... Таковы границы образа. И это означает, что образ неправилен. Патриотизм должен не прививаться, ребёнок должен возрастать как патриотическая личность. И что есть патриотизм? Приверженность к национально-исторической общности - так я себе это определяю. И первое, что необходимо для подобной приверженности, это наличие такой национально-исторической общности... Её актуальное существование. У нас же налицо ситуация с демонтажом подобной общности. Который проявляется и в организации процессов образорвания. И в это же образования предполагается ввести специальные курсы, методики, задачи и т.п. по воспитанию патриотизма! Это - в лучшем случае симуляция, в худшем - насаждение когнитивного диссонанса. В результате, следует ожидать, что у детей "поедет крыша" - могут быть самые непредсказуемые последствия... Чтобы школа была патриотичной, в обществе должен сущесвовать цивилизационный, культурно-исторический базис, признаваемый и - главное - реально поддерживаемый властью. Поддерживаемый не в постмодернистском подусе - т.е. как одно из многих, как вариант игры - а всерьёз. Поэтому патриотизм, который бы безболезненно усваивался ребёнком, сегодня может быть целью воспитательно-образоваельного процесса только в частной школе (например, в православной). Там, где есть возможность реализовать всё образование как инкарнацию патриотизма. Там, где есть доверие детей к позиции взрослых, и это доверие обосновано.
Андрей Карпов / 04.07.2012, 11:53

12. Ответ на 11., А.В.Шахматов :

Нужна школа, чтобы стать патриотами

Не знаю, как у других, а у меня почему-то сразу возникли в голове хунвэйбины... Патриотизм должен быть присущ школе... КАк воздух, как естественная среда... Но как только мы поставим его в качестве базовой задачи, начнётся культурная революция. Она будет антилиберальной, но не менее разрушительной.
Андрей Карпов / 04.07.2012, 11:32

11. Re: Школа – чтобы смотреть кино?

Нужна школа, чтобы стать патриотами,а то от России останутся рожки да ножки,господа и товарищи.
/ 04.07.2012, 11:18

10. Уважаемому автору статьи.

В разговоре с настырной журналисткой Фаина Раневская, отвечая на вопрос - Над чем сейчас работаете? - как всегда с юмором ответила - Работаю над собой. И добавила - Симулирую здоровье. Теперь давайте определимся по патриотизму. Его не надо симулировать, как это постоянно делает наша власть. Патриотизм надо прививать. И здесь нет нужды изобретать велосипед. Посмотрите на американцев, которые каждый день поднимают возле своих жилищ национальный флаг. Вас это раздражает? Меня нет. Конечно же в школе необходимо делать все по отношению к детям деликатно, без нажима, не отвращая их от национальной классической литературы и , например, кинематографа. Но делать это просто необходимо, дабы не взращивать иванов родства не помнящих и всяких манкуртов.
bagdanov_77 / 04.07.2012, 08:59

9. Кино на уроках нам только и не хватало

Какой-то странный спор. Чем принципиально кино отличается от книги? Навязыванием образа. Если ребенок посмотрел фильм Бондарчука "Война и мир", то у него навязанный образ Наташи Ростовой, Андрея, Пьера и прочих. Своего образа Наташи, рожденного при прочтении книги, нет и уже НИКОГДА не будет. Сегодняшний ребенок обкрадывается с детства: у него нет СВОЕГО Буратино, СВОЕГО Незнайки - все образы навязаны кино. Другое дело, когда ребенок прочитал книгу, а потом сравнил ее с теми образами, которые в фильме и сказал - похоже или не похоже. Сегодня мы имеем детей мыслящими шаблонно и универсально за счет навязанных образов режиссерской волей и режиссерским прочтением классики. Умирает в ребенке умение и желание строить в душе что-то свое. Современный ребенок не мыслит окружающий мир без внешних воздействий: компьютер, ТВ, музыка, телефон. Личность не интересна сама себе: нет внутреннего диалога, размышлений, дум. Школьник на необитаемом острове, лишенный средств внешнего информационного воздействия, при полном пансионе, не выдерживает суток, задыхается от тоски "одиночества". Если же дать ТВ или простой плеер с музыкой, то одиночество его волновать перестает. Словом в сегодняшнем мире кино для школьников будет не познаванием мира, а средством развлечения. Что называется - этого нам только и не хватало. Само подобное предложение от ПРАВОСЛАВНОГО режиссера говорит об его духовном уровне. Да, что говорить, если Московский кинофестиваль в который раз проводится во время Петровского поста. Просто дико слышать после подобных СОБЛАЗНОВ речи такого человека о своей вере.
о.Евгений / 04.07.2012, 07:33

8. Ответ на 4., дед пенсионер :

Кинолектории нужны. И они буду введены,рано или поздно

А откуда такая формулировка - "кинолекторий"? Это какое-то смещение темы... Кинолекторий - дело правильное. Кто бы возражал. Нельзя: а) делать его обязательным б) вставлять в сетку обязательной части образования в) называть "уроком"
Андрей Карпов / 04.07.2012, 06:20

7. Ответ на 1., bagdanov_77 :

Фраза, в сердцах брошенная упитанным мудрым котом - Таити, Таити, нам и без Таити здесь не плохо. - должна входить в сознание наших детей навсегда и безоговорочно.

Перечитайте свой пост. От него возникает ощущение, что главная задача курса "100 фильмов", - это идеологическое форматирование наших школьников. Прививка патриотизма... Позиция, которую я считаю неприемлемой по двум пунктам: 1. Школа должна в первую очередь заниматься образованием, а не идеологией. Уклон в идеологию породит невежд. Курс 100 фильмов, поставленный на уровень с математикой, как раз шажок в этом направлении. 2. Воспитание патриотизма должно достигаться не внедрением идеологических матриц, а воспитанием души. Патриотизм должен быть осознанным, вытекающим из общего мировоззренческого фундамента. Мы должны уважать наших детей, а не манипулировать ими.
Андрей Карпов / 04.07.2012, 06:17

6. Re: Школа – чтобы смотреть кино?

Хочу увидеть этот список из 100 фильмов!
рудовский / 03.07.2012, 21:33

5. Re: Школа – чтобы смотреть кино?

Не знаю. И в мои школьные годы литература не самым любимым предметом являлась у одноклассников, но сейчас, когда ребенка окружает множество соблазнов...развлекательные передачи, компьютерные игры, фильмы абсолютно любого содержания - от страшилок и боевиков до порнографии ... литература и хорошие старые фильмы проиграют в любом случае, как мне кажется. И даже старания родителей тут далеко не всегда помогают. Тут хочешь не хочешь, а нужно каким-то образом закрываться от всего этого. Но как это можно сделать в нынешних условиях, когда информация перемешается мгновенно по клику клавиш клавиатуры, большой вопрос.
Алехандро / 03.07.2012, 19:25
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35