Решение Узбекистана можно анализировать в двух измерениях. Первое - внешнеполитическое. Сейчас в Центральной Азии реализуется три проекта интеграции. Из стран Центральной Азии довольно высокий уровень развития только у Казахстана, но не такой достаточный, чтобы стать мощной страной, которая бы стала центром объединения этого региона. Остальные страны, в том числе Узбекистан, имеют достаточно низкий уровень развития, особенно тяжелая ситуация в Киргизии и Таджикистане. Туркмения имеет деньги от энергоносителей, но проводит политику самоизоляции. Кроме того, все эти страны находятся в очень противоречивых отношениях друг с другом.
Вопросы приграничые, торговые, личностные – везде очень много противоречий. Поэтому Центральная Азия не смогла выработать единую субрегиональную группировку. Было создано Центральное азиатское экономическое сообщество, потом оно было преобразовано в Центральный Азиатский Союз, в итоге вступивший в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс) в середине прошлого десятилетия.
На данном этапе в качестве ведущей интеграционной силы выступают внешние силы. Это Россия с проектом Евразийского союза. В него вливается сейчас Казахстан, который является членом Таможенного союза и ЕврАзЭс. Киргизия и Таджикистан тоже говорят о своей ориентированности на Евразийский союз.
Следующий проект - это инициатива Соединенных Штатов для центральноазиатских республик. Они предлагают данным республикам экономическую помощь. Главная идея - пустить энергоносители, которые поступают из Центральной Азии в Европу, минуя Россию.
Третий проект - китайский. Китайцы активизировали Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), традиционно политическую организацию, занимающуюся вопросами безопасности. Последнее время китайские коллеги пытаются придать ей экономический вектор, создав на ее базе зону свободной торговли. Сейчас проложены трубопроводы из Центральной Азии в Китай. По оценкам специалистов, до 20 % энергоносителей позволяют пустить из Центральной Азии энергию в обход России. Это подрывает позиции нашей страны на мировом рынке энергоносителей, который является главным источником пополнения бюджета для нашей страны.
Я согласен с мнением о том, что вполне возможно, что для ухода США из Афганистана, который запланирован в 2014 году, начинает подыскиваться площадка в Центральной Азии. Вполне возможно, что удалось им договориться с Узбекистаном, который дистанцируется от России и выходит из Организации договора о коллективной безопасности. Но, думаю, не следует исключать и китайский вектор влияния. Если бы выбор стоял между Россией и США, Узбекистан вел бы себя более осторожно, а он уже действует в треугольнике.
Во внутриполитическом раскладе экономическая ситуация в Узбекистане достаточно тяжелая. Зарплаты очень низкие. Когда я был там 2-3 года назад, средняя зарплата составляла там порядка 20 долларов. Узбекистан вышел из ГУАМа в 2005 году, организации, куда он попал в 1999 году (первоначально - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). ГУАМ – это проект поставки энергоносителей на Запад без России. Выйдя из ГУАМа, Узбекистан примкнул к ЕврАзЭсу и ОДКБ, рассчитывая на экономическую и политическую помощь. Во главе Узбекистана стоит Ислам Каримов - выходец из советской политической элиты, которая привыкла выстраивать отношения между партнерами на клиентской основе. Но такой помощи, какая была в советское время, получить не удалось, и в 2008 году Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭс, а теперь идет вопрос о приостановление членства и в Организации договора о коллективной безопасности.
Так что, с одной стороны, действует фактор внешнего влияния, а, с другой, - ориентированность Узбекистана на то, чтобы извлекать экономическую помощь из своей внешней политики. Как говорят, некоторые страны, если у них нет серьезных внутренних ресурсов, начинают торговать своей внешней политикой. Думаю, Узбекистан ищет возможности подороже продать свою внешнюю политику, свою дружбу. Понятно, что к такой «дружбе» нужно относиться осторожно.