«Монашество и мир, Афон и Европа не должны быть противоположными, противоборствующими силами, но - друг друга восполняющими и обогащающими», - убежден архиепископ Марк.
Он признал, что «общество легко будет жить без монашества». «Но оно (такое общество) будет лишено духовной основы. Желаем ли мы этого?» - сказал владыка.
По его словам, заявления о том, что монахи «не приносят пользы обществу», звучат не первое столетие. «Но говорящие так забывают, что просвещение человека без Бога - это служение телу без духа», - сказал архиепископ Марк. Он пояснил, что монахи уходят от соблазнов мира – «они не осуждают мир, но осуждают свои слабости».
«Мы не отвергаем брачную жизнь, но отвергаем ее только для себя, ибо она связывает нас с житейскими попечениями... Давая обет послушания, монах отвергает зло в самом корне (гордость или самолюбие - источник всех греховных страстей). Богатство открывает путь к чувственным удовольствиям, в которых мы считаем, что не нуждаемся. Любое корыстолюбие отвлекает от молитвы и стремления к Богу», - отметил архиепископ, рассуждая о главных монашеских обетах.
По его словам, «свобода обретается во Христе, обет послушания служит освобождению от оков собственных грехов, нестяжательство освобождает от стяжательства, девство освобождает все силы для любовного делания».
И мирянин при крещении, добавил архиерей, дает те же обеты, но «в более обширной форме», когда отрекается от сатаны, всех дел его и гордыни его и обещает соединиться с Христом. И должен их строго соблюдать, живя по заповедям и Евангелию. Поэтому монашеские законы и законы современного общества должны быть «друг друга восполняющими», считает он.
«И в наше время монастыри в Германии, Франции, других странах привлекают мирян как очаги Христианства, где они могут пополнить свои духовные силы... Но опыт, который сохранил Афон, ничем не может быть заменен, потому что это единственное место, где монашество сохранялось непрерывно... И мы все призваны хранить Афон, общаться и черпать из этого общения духовные силы», - подчеркнул архиепископ Марк.
Он сравнил положение Христианства в XX веке в России «под коммунистическим игом» с положением сегодня на Западе «под экономическим игом». Владыка рассказал также, что доступ на Афон для него самого закрыт с тех пор, как он «был поставлен своим архиерейским синодом на защиту Ильинского скита, который был изгнан с Афона незаконно» и проиграл в греческом суде.
В форуме, посвященном духовному достоянию Афона, который проходил в Веймаре 23-26 июня, принимали участие монахи со Святой горы, духовенство, политические, научные и общественные деятели из России, Греции, Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Великобритании, Украины, Сербии, Румынии, Болгарии. Организаторами конференции выступили мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», международное общество «Друзья Афона», Русский православный церковный фонд в Германии.