Седые львы против «белых тигров»<br>

Русский кинематограф перестаёт быть «домом ветра»

Минувший год и первая половина нынешнего в российском кино скорее обнадёжили, чем огорчили. И это – радует. Пожалуй, самым знаковым стало то, что в схватку за отечественную историю вступили седые львы нашего кинематографа – Карен Шахназаров и Александр Бородянский. Нельзя сказать, чтобы этот многолетний дуумвират режиссёра и сценариста отмалчивался в прежние годы – одним из лучших фильмов о войне, снятых в последнее десятилетие, стала «Звезда» Николая Лебедева, которую продюссировал Шахназаров, а сценарий писал Бородянский. И вот – новый совместный фильм «Белый тигр».

Тем, кто читает титры и надписи на DVD-дисках, может показаться, что фильм этот имеет какое-то отношение к роману Ильи Бояшова «Танкист, или "Белый тигр"». Но это отношение будет примерно таким же, как у фильма «В бой идут одни старики» к книгам Резуна-Суворова или передачам Сванидзе.

История, рассказанная питерским историком (писателем он себя не считает) Ильёй Бояшовым, могла бы стать культовым текстом для любителей танковых компьютерных стрелялок - обилие танковых сражений, неимоверное количество марок отечественных, немецких и даже американских боевых машин, воюющих друг с другом, подробные характеристики танковых пушек и двигателей, словом сплошная бронетанковая благодать. Вещь, казалось бы, безобидная. Но, увы, сказалась первая и основная специальность автора, в своё время послужившего в обкоме КПСС, а последние десятилетия мирно преподающего историю. Разумеется, не просто историю, а «нужную» историю.

И эта «история» затмевает собой схватку чудом выжившего русского танкиста с потусторонним «Белым Тигром», неуязвимым призраком, терзающим наши наступающие войска.

Вот Бояшов пишет об освобождении Польши гвардейским экипажем: «горе было очередной служанке, которую хозяева забывали вместе со своим барахлом - ей тут же с порога задирали подол. Самым действенным способом расслабления панночек служило не столько змеиное пришепетывание похотливого сержанта, сколько показ грубовато сработанного, но в высшей степени надежного ППШ, при одном виде которого даже самые неприступные дамы проявляли в скидывании юбки и лифчика настоящую виртуозность. В компании с этим гарантом собственной неотразимости, Крюк вовсю пользовал на задворках девочек-подростков и их мамаш, не снимая палец с пускового крючка. Что касается барахла - "Валентайн" был заполнен уже под завязку».

Вот Красная Армия добралась до Германии: «Мерзости великого похода Третьей Танковой в который раз явились ему. Освещенный точно прожекторами, бьющим из зданий огнём, генерал вынужден был устремить взгляд в себя. Было от чего прятаться: бежали за «виллисом» истерзанные девушки: за ними гналась толпа победителей. Офицеры охраны, сорванными, на последнем пределе, глотками и выхваченными "ТТ" разгоняли пьяную рвань: сержанты и рядовые разбегались по улицам, чтобы собраться вновь. Женщины потрошились ими, как куры…»

И совершенно неимоверным чудом кажется, как из такого материала Карен Шахназаров и Александр Бородянский смогли сделать свою кинопритчу о Великой войне России и Запада! В очередной раз приходится вспомнить Ахматову: «Когда б вы знали из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» На этот раз из «сора» выросло настоящее русское кино.

Главную и самую непростую роль – роль чудом воскресшего и отныне одержимого свыше танкиста Ивана Найдёнова в нём играет Алексей Вертков, уже снимавшийся у Шахназарова в «Палате № 6». Небольшую, но, как всегда, заметную роль, роль начальника госпиталя, исполнил Владимир Ильин. Следует отметить и роль Г.К.Жукова, которую блистательно сыграл Валерий Гришко, уже отметившийся в этом сезоне превосходной работой над образом Патриарха Никона в «Расколе» Николая Досталя. Это именно тот Жуков, который властно заставляет сесть перед собой Кейтеля при подписании капитуляции. И ему веришь.

Пожалуй, самой большой находкой Бородянского и Шахназарова стал образ заместителя начальника контрразведки армии майора Федотова, который заменил «смершевца» с говорящей фамилией «Сукин» у Ильи Бояшова. Майор Федотов, пожалуй, единственный, кто понимает, какую войну ведёт Найдёнов с «Белым Тигром». И эта роль – очевидная удача Виталия Кищенко.

Сам «Белый Тигр», объявленный немцами «непобедимым триумфом немецкого духа», становится мистическим символом Запада, его-то и заставляет сначала дрогнуть, а затем и отступить «эксперементальная тридцатьчетвёрка» Найдёнова. Этот призрак может затаится на пятьдесят или даже на сто лет, чтобы потом появится в новом обличии: «Абрамса» или «Леопарда». И именно поэтому его нужно непременно сжечь. Мистическая война Найдёнова не прекращается и в победном мае 1945 года, его «эксперементальная тридцатьчетвёрка» исчезает вслед за угрюмым белым призраком.

Глобальность этого противостояния в фильме подчёркивает интервью Гитлера, якобы данное накануне падения Третьего Рейха. Дряхлеющий фюрер в нём признаётся, что Германия лишь попыталась осуществить то, о чём давно мечтала Европа: уничтожить евреев и подчинить себе огромный, непонятный и пугающий колосс на Востоке – Россию.

Разумеется, всего этого (как и многого другого) нет и не может быть в романе Бояшова по определению, но история, которую снимают Шахназаров и Бородянский – глубже и долговечней многочисленных «исторических однодневок», изготовляемых по заказу обкома. И не важно какого обкома: ленинградского или вашингтонского.

Кстати, фильмом «Белый Тигр» Карен Георгиевич Шахназаров сделал себе самый лучший подарок к 60-летию, которое выдающийся русский кинорежиссёр отметит в ближайшее время.

Алексей Шорохов, поэт, публицист, секретарь Союза писателей России

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Ответ на 1., Михаил:

Думаю, петь хвалебные песни такому фильму поэту-публицисту ещё можно (не мне судить), а вот публиковать на православном сайте как-то не пристало.

А по-моему, фильм отличный.Танковый бог тут вполне уместен. Может это так виделся Ивану Георгий Победоносец. Ведь такие войны идут и на земле и на Небе одновременно. Фильм многозначительный каким в свое время был "Город Зеро" того же автора. Не прост Шахназаров, ох не прост.

Татьяна Федоровна / 23.06.2012

1. Не всё так гладко

Фильм смотреть было интересно, пока там не начал фигурировать "танковый бог" в гимнастёрке в окружении танков не то ангелов, не то просто обитателей танкового рая, точно не помню. Думаю, петь хвалебные песни такому фильму поэту-публицисту ещё можно (не мне судить), а вот публиковать на православном сайте как-то не пристало.

Михаил / 22.06.2012
Алексей Шорохов:
Золотое сечение русской жизни
На смерть Петра Васильевича Палиевского
12.10.2019
Она не утонет?
Трагедия «Курска» в водах Бенилюкса
01.09.2019
Романс «Пошли нам, Господи, терпенье» вне закона?
Стихи Царского поэта Сергея Бехтеева в «чёрном списке» Роскомнадзора
07.08.2019
Все статьи автора