Выставка как богомолье

Субъективные впечатления участника Второй Троицкой православной выставки

Православные выставки 
0
689
Время на чтение 5 минут
Вчера, 12 июня, завершила свою работу Вторая Троицкая православная выставка, которая проходила с 6 июня в Санкт-Петербурге в выставочном центре Северо-Запада России. На выставке работала секция «Русской народной линии», где были представлены материалы РНЛ и книги, изданные при участии нашего агентства. Мне пришлось дежурить на выставке 7 и 10 июня в первую половину дня. Мое дежурство оказалось насыщенным общением и впечатлениями, которыми мне хотелось бы поделиться с нашими читателями.

Секция «Русской народной линии» находилась у самого входа. Такое расположение нашей секции сначала показалось мне весьма удачным, ведь каждый посетитель выставки, как я считал, непременно должен был проходить мимо стенда РНЛ. Однако с самого открытия выставки около нашей секции образовывалась очередь к двум чудотворным иконам - иконе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мироточивому образу Царя-мученика Николая II. Иконы находились в глубине павильона. Посетители выставки нескончаемым потоком шли поклониться святым образам. Людская очередь, устремленная к иконам, закрывала собой нашу секцию, из-за чего она оказывалась практически невидимой для посетителей выставки. И, несмотря на то, что сотрудники выставки постоянно приводили людской поток в порядок, отдаляли его от стендов, постепенно очередь неумолимо приближалась к стендам и даже напирала на них, тем самым затрудняя подход к экспозициям. Некоторым посетителям приходилось не без труда пробираться к секции «Русской народной линии». Именно по этой причине стенд РНЛ не был самым посещаемым.

Как бы то ни было, отрадно было видеть, как большинство посетителей выставки, войдя в выставочный павильон, первым делом становились в очередь к иконам. Эта очередь растянулась через весь павильон от икон до самого входа. В ней стояли мужчины и женщины всех возрастов, подростки, беременные женщины, родители с детьми. Около чудотворных образов практически без перерыва служились молебны и панихиды. Многие посетители, входя в павильон, сразу устремляли свой взгляд внутрь него, туда, где совершалось Богослужение, и где находились иконы.

Приятно было встретить на выставке знакомых людей. Мгновенно я узнал крестного моего крестного отца, которого не видел более 10 лет. Отец Владислав рассказал, что практически ежедневно читает «Русскую народную линию». Батюшка попросил разрешения публиковать некоторые материалы РНЛ в своей приходской газете.

Во время моего дежурства состоялось несколько весьма интересных встреч. В частности, к стенду подошли два семинариста, обучающиеся в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Их заинтересовала книга «Правда о генерале Власове».  Они меня спросили, разделяет ли «Русская народная линия» позицию отца Георгия Митрофанова по данному вопросу. На что я ответил, что эта книга, являющаяся сборником статей, как раз и появилась в результате полемики с отцом Георгием, который, по мнению авторов сборника, озвучивает ошибочное и крайне опасное мнение, пытаясь оправдать и даже героизировать предателя-генерала. Семинаристы признались, что их смущают лекции отца Георгия своей идеологичностью и неприязнью к русской истории. Также они отметили, что отцу Георгию благодаря его ораторским способностям удается убедить некоторых семинаристов в своей правоте. Семинаристы обратили внимание на историческую энциклопедию «Черная сотня» и к своему удивлению узнали о том, что Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) участвовал в черносотенном движении и был почетным председателем Тульского отдела Союза русского народа. По их словам, отец Георгий Митрофанов тщательно скрывает черносотенное прошлое Патриарха Алексия I. Семинаристы сказали, что их оскорбляет то, что священник называет празднование Великой Победы «победобесием».

Несколько человек, подошедшие к нашему стенду, спросили, не является ли «Русская народная линия» националистическим изданием. Я отметил, что РНЛ негативно относится к национализму, о чем неоднозначно заявляла, в частности в статье главного редактора А.Д.Степанова «Русский национализм - могильщик России», вызвавшей гневный отклик со стороны всевозможных «русских националистов».  Мне пришлось неоднократно отвечать на этот настойчивый вопрос: не националистична ли РНЛ. Не знаю, с чем он был связан. Возможно, у некоторых посетителей выставки такое впечатление сложилось из-за того, что на нашем стенде была представлена историческая энциклопедия «Черная сотня» и книга А.С.Вязигина «Манифест созидательного национализма».  Может быть, я был одет не совсем удачно: во всем черном - черная куртка, черная футболка, темные джинсы и черные ботинки - я, по всей видимости, был похож на махрового националиста.

К нашему стенду подходили разные люди. Многие брали информационные материалы РНЛ, высказывали свое мнение по вопросам, освещаемым в этих материалах. Большинство негативно оценивали попытку внедрить в России ювенальную юстицию, правда, если одни призывали продолжить борьбу против ювенальных технологий, другие говорили, что борьба проиграна, наши позиции сданы, ювенальную юстицию уже не остановить. Также несколько человек высказались по поводу генерала Власова, подавляющее большинство признали его предателем. Лишь одна женщина не поддержала позицию РНЛ. Подойдя к нашему стенду и взяв в руки книгу «Правда о генерале Власове», она спросила, какая позиция выражена в этом сборнике. Я сказал, что авторы сборника считают генерала Власова предателем и осуждают попутку его героизировать. После этих моих слов она отшвырнула книжку со словами «Фу-фу» и испуганно отошла от нашего стенда.

Посетили наш стенд и несколько «городских сумасшедших» - эти вечные спутники всех крупных православных мероприятий. Мужчина пожилого возраста с жиденькой бородкой поведал мне, что ему якобы явился Иисус Христос в огненном виде, сделал его Своим апостолом и теперь через него вещает. Тут же он начал вещать и так долго, что я уже подумал, что он распугает всех посетителей. Я пытался его отогнать от нашего стенда, отвести его в сторону, но вещатель не унимался. Тогда я просто стал его игнорировать, рыться в бумагах, раскладывать диски и книги. Эта тактика помогла, - городской сумасшедший отошел от нашего стенда. Также подошла женщина среднего возраста и спросила, что такое «Русская народная линия», и где можно прочесть ее материалы. Я сказал, что у РНЛ есть сайт в Интернете, где размещены все наши материалы. На что женщина с гордостью заявила, что она не пользуется Интернетом и даже не собирается им пользоваться, так как Интернет - это, по ее выражению, «вместилище антихриста». Мой вопрос «Следует ли официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ru, являющийся частью Интернета, тоже считать «вместилищем антихриста»?» так сильно ее напугал, что она с ужасом отбежала от нашего стенда.

В мое дежурство павильон, где проходила Вторая Троицкая православная выставка, всегда был многолюден. Поток посетителей не прекращался ни на минуту. И, конечно, не могло не радовать, что выставка фактически стала богомольем, ибо больше всего людей скапливалось у чудотворных образов.

P.S. В данном этюде выражено мое личное субъективное мнение, которое не следует рассматривать как официальную позицию «Русской народной линии».

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите от к иному благовествованию..."

Так о чем идет речь? О Второй Троицкой православной выставке или о Второй Троицкой православной выставке- ярмарке? Здесь, мне кажется, уже заложено противоречие, которое замалчивается организаторами подобных мероприятий. Выставка – это одно. Ярмарка – другое. Причем выставки тоже бывают разными. На одних люди демонстрируют результаты своих трудов, будь то живопись, иконы, продукты или производственные изделия. На других еще и заключаются торговые сделки, а если выставка, к примеру, художественная, авторы предлагают к продаже свои произведения искусства. Но опять же. При чем здесь чудотворные иконы? Какая необходимость таскать их куда попало? Тем более на ярмарки? Может и необходимы ярмарки монастырские. При нашем постыдном и бесстыдном нынешнем времени кто же кинет камень в бедных монахов, собирающих копейки на восстановление святой обители. Но так уж и одни бедные монастыри участвуют в этих выставках, если золото и изумруды блестят по некоторым павильонам? Это, что, из-за глубокой нищеты золото выставлено здесь на продажу? Я обычно ножу крестики мельхиоровые. Да вот подарили мне образок Николая Угодника с цепочкой серебряной. Захотелось мне приобрести подобный образок с Сергием Радонежским. Приглядывал я, приглядывал в своей лавке, да и бросил. Какой серебряный образок, не говоря уже о мельхиоровом. Одно золото на прилавках. И мы будем говорить о необходимости подобных ярмарок, для помощи бедным? На мой взгляд, это лукавство. На этих ярмарках православных жирный жиреет, прикрываясь мнимыми заботами о бедных. Так, во всяком случае, мне это видится. Да еще, простите за повторы, прикрывая свою алчность святыми образами. Если в бедном монастыре обрелась икона чудотворная, то поверьте, вряд ли там монахи умрут с голоду. Другое дело, сохранят ли они тот молитвенный настрой, который был у них в скорбные времена их обители. Да, возможно кого-то и приведет к вере общение с православным священником на ярмарке. Да даже в бане могут быть такие чудесные обращения. И в банях и на выставках присутствие священников крайне полезно, кто же будет спорить. Но скольких слабых духом людей вроде меня, могут смутить блеск и роскошь некоторых православных выставок? Об этом тоже следует задуматься. С уважением Сергий.
Сергий Агапов / 18.06.2012, 08:38

12. Re: Выставка как богомолье

Чуть не каждый день в московском метро радиореклама вещает :вы можете встретиться с православным священником, увидеть чудотворные иконы,купить монастырские продукты(не дословно). Это реклама выставки на ВДНХ. Меня это каждый раз возмущало,ведь не место иконам на базаре,да и к священнику идут не на базар. Каждый раз,когда это слышал - возмущался. Потом,"случайно",попался где-то рассказ,как человек,очутившись на такой ярмарке,увидел иконы и пообщался со священником. Последовало его воцерковление. Теперь эта реклама в метро меня не возмущает. Так,"случайно", избавился я от этого. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
дед пенсионер / 17.06.2012, 21:13

11. 10. Александр Раков: "Но на этой выставке продовольствия было СЛИШКОМ МНОГО!"

"- Приезжайте к нам, на Колыму!.." Уважаемый Александр Григорьевчи! Слава Богу, что Вы не в Москве живёте, и не имеете возможности лицезреть Великим постом (а может, и в остальные посты тоже?) немалое количество скоромных вкусностей и деликатесов, неизменно продаваемых на православных выставках, регулярно проводимых у нас на ВВЦ (ВДНХ). Храни Вас Господь.
Александр Бутов / 17.06.2012, 19:49

10. Ответ на 9., Матвеев Игорь:Поспешишь - людей насмешишь.

Игорь, первой выставкой вы сами дали ответ на этот вопрос: выделили продуктам питания отдельное место - и всё было в порядке. Вторую выставку вы скомкали, не успев подготовить её из-за того, что только вернулись с выставки в Казани. Ну, а о третьей я уже говорил. И дал вам возможность высказаться в нашей газете. Выставка - как газета: постоянно требует улучшения и работы над собой. А вы торопитесь неизвестно куда, бросаетесь делать выставки по всей России; а не рановато ли? Отточите на одной выставке организацию, идеологическую составляющую, чётче подберите программу выступлений, строже подходите к отбору участников - да мало ли дел с организацией такого мероприятия! Ведь по ней судит обо всех православных. Продукты, конечно, здорово, но от соседства с производными пчеловодства у меня, никогда не страдавшего аллергией, началось это заболевание. Видимо, не все продукты на разных людей влияют одинаково. Всё же я за то, чтобы было больше ДУХОВНОГО, А НЕ СЪЕСТНОГО, хотя и его продажа не воспрещается. Но на этой выставке продовольствия было СЛИШКОМ МНОГО! Многие скромные участники жаловались, что они (во многом из-за продажи продуктов) еле сумели оплатить место на выставке. Наша газета, к примеру, так мало денег никогда в редакцию не приносила за 20 лет участия в различных экспозициях. Александр Раков.
Александр Раков / 17.06.2012, 15:50

9. Еда на православной выставке

Мне кажется, что на выставке-ярмарке помимо церковной утвари и духовной литературы давно нашли свое место продукты питания, одежда и сувениры, сделанные руками монашествующих и трудников. Вполне достойно поддерживать независимую церковную экономику. Неужели съестное из монастырских хозяйств (ем, не нарадуюсь) ухудшает впечатление о празднике? Может дело в привычке, к более храмовому ассортименту. Давайте найдем лучшее решение вместе. Приглашаю всех к заинтересованных лиц к обсуждению
Матвеев Игорь / 14.06.2012, 19:58

8. Ответ на 7., Александр Тимофеев: Апостасия

Любое православное делание требует преодоление препон. Но с Божьей помощью и молитвой мы способны выполнить послушание. А если всё время идти на поводу у обстоятельств, иными словами, слушаться беса, то и получится вместо православной выставки - базар, вместо православной газеты, которая набита светскими объявлениями или заказными статьями, невесть что, или интернет-издание, за деньги продающее место под неизвестную рекламу: жить-то надо! Твёрдо знаю одно: если дело богоугодное, то Господь поможет решить проблемы (только после того, как сами, натрудившись, не сможете) - и выставка будет истинно православной. А если отдавать стенды под драгоценности или фальшивым священнослужителям, что случается нередко, то и результат ДУХОВНЫЙ будет соответственный. На одной всероссийской выставке я указывал руководству на языческие картины и прочие несуразности, на что получал всегда один ответ: "Они же заплатили деньги!" Ну, у сектантов и других врагов Православия ума мало, а деньжат хватает. Так и будем продолжать отступать и предлагать Марату Гельману устраивать свои выставки в крипте православного храма, якобы для контроля? Сокращают службы, читают Евангелие на русском, готовятся к правке богослужебных книг, пытаются ввести официальную десятину и прочее, и прочее... Так что выставка-базар - лишь отражение состояния Церкви в нынешнее время. Александр Раков.
Александр Раков / 14.06.2012, 09:17

7. Ответ на 2., Александр Раков:

Я разделяю Вашу озабоченность и тоже считаю неуместным превращение православной выставки в заурядный рынок. Какое отношение все эти вина, сыры, халва, конфеты и прочие съестные товары имеют к Православию? Другое дело, возможно, только благодаря этим товарам выставка окупается, появляется возможность заплатить за аренду павильона, возможность выплаты зарплаты охранникам, вахтерам и уборщицам. Если это так, если выставка невозможно без превращения ее частично в банальный базар, тогда следует смириться с этим рынком и смотреть на него как на вынужденную необходимость и некую допустимую уступку.

6. Ответ на 5., Владислав Кононов:

Вы правы, надпись над стендом действительно была видна. Но человек, стоящий позади очереди, ничего, кроме надписи, не мог видеть. Я лично проверял. Сама по себе надпись для человека, не знающего РНЛ, ни о чем не говорит, она сама по себе вряд ли могла заинтересовать его. Конечно же, люди, знающие РНЛ, или, по крайней мере, что-то о ней слышавшие, заинтересовались бы даже надписью. Но человеку, который вообще о РНЛ ничего раньше не слышал, одной надписи мало, чтобы заставить его пробираться сквозь очередь либо ее огибать до самого выхода. А именно на таких людей был рассчитан стенд. Главная цель стенда – привлечение новых читателей. Боюсь, что эта цель не выполнена. Полагаю, что КПД от этой выставки для РНЛ приближается к нулю. Об этом я и писал.

5. Выставка как богомолье

Людская очередь, устремленная к иконам, закрывала собой нашу секцию, из-за чего она оказывалась практически невидимой для посетителей выставки.

Стенд было прекрасно видно. Надпись над стендом была заметна. Да и, стоя в очереди, можно было хорошо разглядеть стенд. Мне на выставке очень понравились лекции Юрия Воробьёвского и Николая Коняева. Узнал много нового.

4. Re: Выставка как богомолье

Помнится, от нашего храма ребята ездили на выставку, на бывшую ВДНХ, подторговывали свечами, возили иконы. На мой взгляд, это просто кошмар. Привлекать иконами народ для более успешного сбыта товаров. Конечно, многим эти выставки нравятся. Люди приобретают книги, да и медок никому не помешает. Но я один раз всего забрел на православную выставку и убежал от блеска золота и мишуры. С тех пор боюсь даже близко приближаться к подобным мероприятиям. Поэтому мне близка озабоченность Александра Григорьевича по поводу превращения православных выставок в базар.
Сергий Агапов / 13.06.2012, 16:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Православные выставки
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06