Секция «Русской народной линии» находилась у самого входа. Такое расположение нашей секции сначала показалось мне весьма удачным, ведь каждый посетитель выставки, как я считал, непременно должен был проходить мимо стенда РНЛ. Однако с самого открытия выставки около нашей секции образовывалась очередь к двум чудотворным иконам - иконе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и мироточивому образу Царя-мученика Николая II. Иконы находились в глубине павильона. Посетители выставки нескончаемым потоком шли поклониться святым образам. Людская очередь, устремленная к иконам, закрывала собой нашу секцию, из-за чего она оказывалась практически невидимой для посетителей выставки. И, несмотря на то, что сотрудники выставки постоянно приводили людской поток в порядок, отдаляли его от стендов, постепенно очередь неумолимо приближалась к стендам и даже напирала на них, тем самым затрудняя подход к экспозициям. Некоторым посетителям приходилось не без труда пробираться к секции «Русской народной линии». Именно по этой причине стенд РНЛ не был самым посещаемым.
Как бы то ни было, отрадно было видеть, как большинство посетителей выставки, войдя в выставочный павильон, первым делом становились в очередь к иконам. Эта очередь растянулась через весь павильон от икон до самого входа. В ней стояли мужчины и женщины всех возрастов, подростки, беременные женщины, родители с детьми. Около чудотворных образов практически без перерыва служились молебны и панихиды. Многие посетители, входя в павильон, сразу устремляли свой взгляд внутрь него, туда, где совершалось Богослужение, и где находились иконы.
Приятно было встретить на выставке знакомых людей. Мгновенно я узнал крестного моего крестного отца, которого не видел более 10 лет. Отец Владислав рассказал, что практически ежедневно читает «Русскую народную линию». Батюшка попросил разрешения публиковать некоторые материалы РНЛ в своей приходской газете.
Во время моего дежурства состоялось несколько весьма интересных встреч. В частности, к стенду подошли два семинариста, обучающиеся в Санкт-Петербургской духовной семинарии. Их заинтересовала книга «Правда о генерале Власове». Они меня спросили, разделяет ли «Русская народная линия» позицию отца Георгия Митрофанова по данному вопросу. На что я ответил, что эта книга, являющаяся сборником статей, как раз и появилась в результате полемики с отцом Георгием, который, по мнению авторов сборника, озвучивает ошибочное и крайне опасное мнение, пытаясь оправдать и даже героизировать предателя-генерала. Семинаристы признались, что их смущают лекции отца Георгия своей идеологичностью и неприязнью к русской истории. Также они отметили, что отцу Георгию благодаря его ораторским способностям удается убедить некоторых семинаристов в своей правоте. Семинаристы обратили внимание на историческую энциклопедию «Черная сотня» и к своему удивлению узнали о том, что Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) участвовал в черносотенном движении и был почетным председателем Тульского отдела Союза русского народа. По их словам, отец Георгий Митрофанов тщательно скрывает черносотенное прошлое Патриарха Алексия I. Семинаристы сказали, что их оскорбляет то, что священник называет празднование Великой Победы «победобесием».
Несколько человек, подошедшие к нашему стенду, спросили, не является ли «Русская народная линия» националистическим изданием. Я отметил, что РНЛ негативно относится к национализму, о чем неоднозначно заявляла, в частности в статье главного редактора А.Д.Степанова «Русский национализм - могильщик России», вызвавшей гневный отклик со стороны всевозможных «русских националистов». Мне пришлось неоднократно отвечать на этот настойчивый вопрос: не националистична ли РНЛ. Не знаю, с чем он был связан. Возможно, у некоторых посетителей выставки такое впечатление сложилось из-за того, что на нашем стенде была представлена историческая энциклопедия «Черная сотня» и книга А.С.Вязигина «Манифест созидательного национализма». Может быть, я был одет не совсем удачно: во всем черном - черная куртка, черная футболка, темные джинсы и черные ботинки - я, по всей видимости, был похож на махрового националиста.
К нашему стенду подходили разные люди. Многие брали информационные материалы РНЛ, высказывали свое мнение по вопросам, освещаемым в этих материалах. Большинство негативно оценивали попытку внедрить в России ювенальную юстицию, правда, если одни призывали продолжить борьбу против ювенальных технологий, другие говорили, что борьба проиграна, наши позиции сданы, ювенальную юстицию уже не остановить. Также несколько человек высказались по поводу генерала Власова, подавляющее большинство признали его предателем. Лишь одна женщина не поддержала позицию РНЛ. Подойдя к нашему стенду и взяв в руки книгу «Правда о генерале Власове», она спросила, какая позиция выражена в этом сборнике. Я сказал, что авторы сборника считают генерала Власова предателем и осуждают попутку его героизировать. После этих моих слов она отшвырнула книжку со словами «Фу-фу» и испуганно отошла от нашего стенда.
Посетили наш стенд и несколько «городских сумасшедших» - эти вечные спутники всех крупных православных мероприятий. Мужчина пожилого возраста с жиденькой бородкой поведал мне, что ему якобы явился Иисус Христос в огненном виде, сделал его Своим апостолом и теперь через него вещает. Тут же он начал вещать и так долго, что я уже подумал, что он распугает всех посетителей. Я пытался его отогнать от нашего стенда, отвести его в сторону, но вещатель не унимался. Тогда я просто стал его игнорировать, рыться в бумагах, раскладывать диски и книги. Эта тактика помогла, - городской сумасшедший отошел от нашего стенда. Также подошла женщина среднего возраста и спросила, что такое «Русская народная линия», и где можно прочесть ее материалы. Я сказал, что у РНЛ есть сайт в Интернете, где размещены все наши материалы. На что женщина с гордостью заявила, что она не пользуется Интернетом и даже не собирается им пользоваться, так как Интернет - это, по ее выражению, «вместилище антихриста». Мой вопрос «Следует ли официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ru, являющийся частью Интернета, тоже считать «вместилищем антихриста»?» так сильно ее напугал, что она с ужасом отбежала от нашего стенда.
В мое дежурство павильон, где проходила Вторая Троицкая православная выставка, всегда был многолюден. Поток посетителей не прекращался ни на минуту. И, конечно, не могло не радовать, что выставка фактически стала богомольем, ибо больше всего людей скапливалось у чудотворных образов.
P.S. В данном этюде выражено мое личное субъективное мнение, которое не следует рассматривать как официальную позицию «Русской народной линии».
Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
13. "Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите от к иному благовествованию..."
12. Re: Выставка как богомолье
11. 10. Александр Раков: "Но на этой выставке продовольствия было СЛИШКОМ МНОГО!"
10. Ответ на 9., Матвеев Игорь:Поспешишь - людей насмешишь.
9. Еда на православной выставке
8. Ответ на 7., Александр Тимофеев: Апостасия
7. Ответ на 2., Александр Раков:
6. Ответ на 5., Владислав Кононов:
5. Выставка как богомолье
4. Re: Выставка как богомолье