Скопированный с американского Дня независимости, российский праздник был учрежден в 1992 году «в честь» того, что 12 июня 1990 г. Россия приняла Декларацию о государственном суверенитете. По сути «День независимости России» стал кульминацией разрушения единого государства, охватывавшего когда-то одну пятую земного шара.
О Дне России в интервью «Русской народной линии» размышляет кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик.
Что я на это могу сказать? Для меня 12 июня праздником не является. По одной простой причине: нынешнее государство, образовавшееся в результате распада Советского Союза, границам исторической России не соответствует. За границей Российской Федерации мы оставили не менее 25 миллионов, если не более, наших соотечественников, о которых заботимся очень плохо. В 1991 году мы в одночасье расточили то, что веками собирали наши предки. Хуже того, мы обрекли на многочисленные несчастья и невзгоды и русский народ, и народы исторической России. И породили межнациональную вражду, ксенофобию, многочисленные конфликты, которые возникали и возникают на просторах нашей необъятной Родины, и которые часто заканчивались кровью.
Я бы предложил этот день сделать днем скорби и покаяния за то беззаконное житие, в котором мы пребываем вот уже 20 лет. И шире того, за все те преступления и беззакония, которыми был ознаменован XX век. Связывать ли это с памятью Великого Князя Михаила Александровича, расстрелянного большевиками в 1918 году в этот день, не знаю, может быть, и стоит. Великий Князь Михаил Александрович явился, безусловно, жертвой, во всех этих страшных событиях. У него то ли не хватило воли удержать власть, то ли у него не хватило реальных возможностей для ее удержания. Фактом остается лишь то, что он не сделал того, что мог бы сделать. Не смог сохранить царскую власть и Империю, передал все на волю будущего учредительного собрания, ну, а как оно повело себя, нам известно. Но, тем не менее, он, как последний из Романовых, безусловно, достоин и памяти и поминовения, это бесспорно. Весь вопрос в том, сможет ли эта память нас объединить, нас консолидировать, нас возродить.
Я бы напомнил еще об одной памятной дате. 12 июня, 30 мая по старому стилю, память преподобного Исаакия Далматского и день рождения Петра Великого. Если уж заменять этот день и делать праздник, то надо вспоминать не тех, кто разрушал историческую Россию, а тех, кто ее строил. В этот день мы должны вспоминать Петра Первого - великого строителя Империи, прорубившего окно в Европу и присоединившего к нам Прибалтику. Ту Прибалтику, которую мы потеряли, благодаря Горбачеву и Ельцину. Тем более, что в этом году мы отмечаем 340 лет со дня основателя отечественного флота и отечественной науки, со дня рождения первого Императора Всероссийского. И как раз это, я считаю, стоит праздновать. Память того, о котором сказал Пушкин:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Он - укор тем, кто уничтожал и уничтожает научно-исследовательские институты и выгоняет ученых на работу, он укор тем, кто разрушил великую российскую армию. Он укор тем, кто распродал и распилил наш великий флот - и военный и торговый. И он, плотник, работавший своими руками, - укор современным бездельникам, прожигателям жизни, тем, кто покупает в московских ночных клубах бутылки шампанского по сто тысяч рублей за штуку, да еще и фейерверк по этому поводу устраивает. Хочется еще добавить, что не хватает на них петровской дубинки, и если мы будем праздновать этот праздник, вспоминать настоящую нашу славу и великий подвиг русского народа, строившего Российскую Империю, то думаю, это послужит к благу и возрождению России.