«Обсуждая новый состав кабинета министров, многие СМИ сознательно противопоставляют Правительство РФ и Администрацию Президента, пытаясь спрогнозировать "расклад сил" на верхнем уровне исполнительной власти. Это не совсем верный подход. На мой взгляд, этот расклад подобен четким должностным отношениям между Советом директоров (Администрацией) и Исполнительной дирекцией (Правительством) в акционерном обществе. Здесь у каждой структуры свои обязанности и свои компетенции. Акционеры и дирекция не конфликтуют, это одна команда с различными функциями. "Совет директоров" отвечает за глобальную стратегию, а "Исполнительная дирекция" решает тактические вопросы», - отметил Писарев.
Он напомнил, что значительная часть новых министров – их бывшие заместители. «Это как раз говорит о том, что вся команда однородна, целостна. Хотя конфликты не могут быть гарантированно исключены, но вектор у них (и у нас) один – это В.В.Путин. То есть, система кабинета министров выстроена правильно. Это неконфликтная система, в отличие, например, команды Бориса Ельцина, которую раздирали противоречия интересов», - продолжил эксперт.
«То есть, сейчас перед нами крайне компетентный технократический кабинет. Новый состав правительства – не сильнее и не слабее предыдущего правительства. Очевидно, что оно вполне способно принимать согласованные решения. Это правительство, если ему поручат, сможет провести столь необходимые России социальные и экономические реформы», - добавил он.
По словам С.Писарева, в новое правительство, действительно, не вошел ни один депутат Госдумы, ни один губернатор, ни одного поста не получила парламентская оппозиция. «Но они и не являлись замами министров! Люди без опыта работы в правительстве 2-3 года только бы учились работать на новом месте. Такого времени на раскачку у России может и не быть. А Путин и Медведев пошли по правильному пути – ничего кардинально не менять в кадрах. И это положительный момент, потому что с уверенностью можно сказать, что такое правительство не станет хуже. Но есть и отрицательный момент в том, что оно вряд ли станет лучше», - полагает Писарев.
«При этом стоит отметить, что важной переменой стала отставка некоторых министров, обладающих репутацией коррупционеров. Это, возможно, означает, что – впервые с 1990-х годов – такая репутация теперь считается проблемной для потенциального руководителя», - добавил он.
По словам С.Писарева, новое правительство напрямую подчиняется Администрации Президента и лично Президенту Путину. «Поэтому такие структуры, как ОНФ, ЕР, Открытое правительство, смогут оказывать влияние на политику правительства только в том случае, если они смогут влиять на самого Путина. По отношению к связке "Правительство – Президент" эти структуры находятся сбоку, а не между ними», - подчеркнул эксперт.
«Хочу отметить, что меня особо порадовало назначение В. Мединского на пост Министра культуры. Это своего рода эксперимент, и хорошо бы, чтобы он получился удачным. В отрасли культуры такой эксперимент не только необходим, но и допустим, в отличие от базовых отраслей – экономики, социальной сферы, где рисковать опасно. Мединский – патриот и православный человек, на нем сейчас большая ответственность. Считаю, что он должен искать союзников не только в Москве, но и в регионах. Он должен соответствовать своему назначению, чтобы в очередной раз стало понятно – нужно ставить людей православных убеждений на ответственные посты. Мединский должен понимать, что ему придется очень трудно. "Доброжелательные" СМИ будут не то, чтобы ловить каждый его промах, пресса будет его "мочить по полной программе". Мединский должен быть к этому готов», - заметил С.Писарев.
«В целом, - уверен он, - новое правительство - это рабочий орган, не вызывающий никаких сомнений в своей компетентности. Это достаточно хорошее правительство, которое должно будет ответить на два вызова. Первый вызов - возможный мировой кризис, который потребует от членов правительства навыков антикризисного менеджмента, которыми они обладают как бывшие замы. Другой, стратегический, вызов связан с необходимостью проведения институциональных реформ. Речь идет о преобразовании судебной системы, систем пенсионного и социального обеспечения, о совершенствовании регулирования монополий, уход от сырьевой направленности экономики».
В заключении С.Писарев пожелал новому правительству стойкости и разума в принятии решений.