В этом году церемония также проходила в храме Христа Спасителя при огромном стечении народа. В зале было много известных людей: бывший министр культуры Александр Соколов, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, известный историк и общественный деятель Наталия Нарочницкая, архиереи, священники и, конечно же, ученые-филологи и литературоведы, писатели.
В наше время, когда существует множество литературных премий, и практически все они вызывают справедливые нарекания со стороны литературной общественности и писательского сообщества за то, что их организаторы пытаются навязать в качестве эталона русской культуре совершенно чуждые традициям великой русской литературы образцы искусства. Порой, можно сказать, «искусства» в кавычках.
Патриаршая премия становится реальной альтернативой этому валу безвкусицы постмодернизма и безнравственности в современной литературе. Если вручение премии в первый раз вызвало интерес к явлению, то вручение премии во второй раз воспринималось уже как естественное продолжение, как добрая традиция. Я неоднократно в кулуарах слышал мысль, что после того как будет, даст Бог, вручена третья премия, Патриаршая премия в области литературы станет альтернативой, центром притяжения всего нравственного, традиционного, что есть в русской литературе.
Вечер, посвященный вручению премии, был прекрасно организован Издательским советом РПЦ. Вела вечер Наталья Варлей - актриса, которая своей манерой поведения на сцене являла воплощенное достоинство и красоту русской женщины. Конечно, центром церемонии был Святейший Патриарх Кирилл, который сказал проникновенное слово о значении русской литературы перед открытием церемонии и в ходе ее каждому из номинантов говорил какие-то теплые слова, которые явно очень благоприятно воздействовали на людей.
Во время церемонии возник такой момент, когда один из номинантов, Алексей Солоницын, очень плохо себя чувствовавший, но прибывший на церемонию с костылем, собирался подняться на трибуну по ступенькам. Всем стало ясно, что это сделать ему будет очень сложно, но окружающие растерялись, тогда Патриарх очень быстро нашелся, сам спустился по ступенькам к Солоницыну и вручил ему премию. Такие естественные реакции лучше всего характеризуют человека.
Как уже сообщалось, Попечительский совет премии отобрал 10 номинантов, среди которых были известные писатели, один священник - протоиерей Артемий Владимиров, помимо него еще два добрых друга «Русской народной линии» - наши постоянные авторы: писатель Сергей Щербаков и литературовед, переводчик из Белоруссии писатель Иван Чарота. Из 10 номинантов два человека представляли Украину и Белоруссию, что тоже символично.
Первые премии были вручены поэтессе, критику Олесе Николаевой и отставному офицеру, герою Афганской войны Виктору Николаеву - автору романов, посвященных подвигу русского солдата, подвигу русской женщины, хранящей очаг и семью и ожидающей с войны своих родных.
Особенность вручения Патриаршей премии в том, что ее лауреатов определяют прямо во время церемонии награждения члены Попечительского совета, которые проводят тайное голосование. Его результаты передаются для оглашения Святейшему Патриарху.
После церемонии награждения состоялся замечательный концерт, тепло встреченный публикой. Особенно порадовали завершающие аккорды концерта, когда выступал хор МИФИ, сначала исполнивший знаменитую арию Михаила Глинки «Славься», а затем трогательно исполнивший вальс «Амурские волны». Это выступление было встречено с восторгом слушателями, а концерт в целом стал органичным продолжением строгой церемонии вручения Патриаршей премии.
Долго еще не расходились после концерта гости мероприятия, для них было организовано живое общение. Мне довелось встретиться и побеседовать со многими писателями и учеными, которые очень высоко оценили уровень организации мероприятия и хорошо отзывались об Издательском совете. Они благодарили владыку Климента, председателя совета и его заместителя игумена Евфимия (Моисеева), которым удалось на самом достойном уровне провести столь важное для русской культуры мероприятие как вручение второй Патриаршей премии в области литературы. Это был настоящий пир русского духа и русского слова.
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
1. Re: Пир русского духа и русского слова