В съезде участвуют 85 делегаций из 40 стран мира — представители Христианства, ислама, иудаизма, буддизма, даосизма, синтоизма, индуизма, зороастризма, а также гости — представители государств, общественных и международных организаций.
От Русской Православной Церкви приняли участие: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион; глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; епископ Бакинский и Азербайджанский Александр; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; председатель Синодального информационного отдела В.Р.Легойда; заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Георгий Рощин.
В программе съезда — пленарные и секционные заседания по темам «Мир и согласие как выбор человечества», «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития», «Религия и мультикультурализм», «Религия и женщина: духовные ценности и современные вызовы», «Религия и молодежь».
На открытии съезда выступили Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
«Мы живем в эпоху надежд, перемен и потрясений, когда многие прежние модели развития общества перестают работать. В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигается сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Религии при этом отводилось в лучшем случае место на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих "масс" не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей», - сказал Патриарх Кирилл.
По словам Предстоятеля Русской Церкви, «никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого»: «Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия "нравственность". Есть только понятие "комфорт". Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить в категориях "комфортно — некомфортно", "выгодно — невыгодно", "прибыльно — неприбыльно"».
Как отметил Патриарх Кирилл, именно «для достижения комфорта молодые пары добровольно отказываются от рождения детей и убивают зачатых младенцев», «престарелых родителей отправляют в специальные лечебницы и дома престарелых, лишь бы не мешали жить», «разрушаются семьи и отнимается право женщины на материнство, а современные технологии одновременно превращают женщину в платный инкубатор». «В конце концов, для достижения комфорта применяют эвтаназию, поскольку жизнь в страданиях и болезнях якобы уже не является жизнью и не нужна», - обратил внимание Его Святейшество.
«И в этих условиях вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели. Она дает личности потенциал самореализации, но в то же время показывает человеку тот предел, за которым утрачивается смысл жизни человека, его достоинство, да и само понятие "человек". Сохранение настоящей свободы личности, свободы от порабощения пороков, и реализация вечного предназначения человека — вот каков долг религии в нынешнем мире», - подчеркнул он.
По мнению Патриарха Кирилла, атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями ХХ века: «История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, и удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально "светским", если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. Вот почему опрометчивыми, даже нереалистичными в сегодняшнем мире выглядят аналогичные попытки. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма».
«Сегодня очевидно: вытеснение из общественной жизни традиционных религий не приводит к падению самой религиозности. Потому что тяга к Богу, к вере — это естественная для человека тяга. И там, где прерывается или игнорируется органичная для народа религиозная традиция, возникают или привносятся извне религиозные новообразования. Нередко — злокачественные. В геометрической прогрессии вырастает число конфликтов на национальной и религиозной почве. Люди, лишенные традиционных механизмов воспитания, становятся источниками агрессии, в том числе и в межрелигиозной сфере. В связи с этим стоит упомянуть о проблеме псевдорелигиозного экстремизма. Бесчеловечные поступки, жертвами которых становятся мирные граждане — это не только результат злых намерений бандитов, которых мы осуждаем. Это и последствие религиозного вакуума, отсутствия верных представлений о религиозной традиции. Государства борются с терроризмом, уничтожают агрессивных фанатиков, и поступают правильно, ибо общество имеет право на самозащиту. Но одновременно необходимо решить проблему в корне: дать народам возможность мирно исповедовать свою исконную веру, развивать свою национальную культуру, воплощая их в устроении семьи и участвуя в построении общественных отношений», - обратил внимание Предстоятель Церкви.
Отдельная роль в предотвращении межнациональных и межрелигиозных конфликтов принадлежит системе образования, заметил он. «За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа», - подчеркнул Патриарх Кирилл.
«Есть еще одна глобальная проблема, волнующая многих наших современников, - обратил внимание Патриарх Кирилл. - Соблюдение прав человека поставлено во главу угла мировой и национальной политики. В целях обеспечения человеческих свобод проходят конференции и встречи, принимаются различные документы. Однако весь этот труд приобретает нередко одностороннюю политическую и мировоззренческую направленность, которая все чаще звучит с тоталитарными интонациями. Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека. Если индустрия прав человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом политической пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим, — ее плоды принесут человечеству много несправедливости, рабство порокам и грехам, чрезмерному потреблению, гордыне, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальными страданиями людей».
«Сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога — мир господства страстей и эгоизма. В этом нашем свидетельстве мы будем иметь множество союзников, в том числе среди неверующих людей. По своему опыту знаю, какую большую поддержку многим программам Русской Православной Церкви сегодня оказывают люди, которые не являются верующими. И я искренне рад тому, что многие государства и их лидеры помогают сделать голос религиозных деятелей слышным во всем мире», - заключил Патриарх Кирилл.