О диктатуре главреда

Или почему редакционную политику издания должен определять исключительно главный редактор

0
1661
Время на чтение 8 минут
На днях прочел книгу «В лаборатории редактора» Лидии Корнеевны Чуковской, дочери известного советского писателя, проработавшей в должности редактора несколько десятилетий. Это книга является настольной для любого человека, занимающегося редактированием. Л.К.Чуковская занималась редактированием художественной литературы, но, прочитав ее книгу, становится ясно, что между редактированием художественной литературы и редактированием публицистических материалов много общего, в сущности, редактирование в обоих случаях осуществляется одними и теми же приемами. Поэтому примеры и рассуждения, приведенные в этой книге, с полным основанием можно применить и к редактированию публицистики, к работе главного редактора того или иного средства массовой информации, занимающегося информационной и публицистической деятельностью. В данной статье я не буду касаться ни религиозной принадлежности, ни идеологических симпатий Лидии Корнеевны. Я обращаюсь к ее мнению как к позиции эксперта в области редактирования.

Мое внимание привлекли рассуждения Лидии Корнеевны о сущности редакционной политики, о том, кто и как ее определяет. По ее мнению, определение редакционной политики издания является прерогативой главного редактора. Вмешательство в этот процесс иных лиц, считает Л.Чуковская, приводит к негативным последствиям. Лидия Корнеевна затрагивает тему, которая и поныне вызывает различные толкования. На собраниях сотрудников редакции «Русской народной линии» неоднократно поднимался вопрос о редакционной политике РНЛ. Обсуждение этой темы неизменно выявляло, по крайней мере, две полярные точки зрения: согласно первой позиции, в определении редакционной политики издания имеют право принимать участие все сотрудники издания путем голосования или внутриредакционной дискуссии; в соответствии со второй точкой зрения, главный редактор имеет исключительное право (прерогативу) на определение редакционной политики издания. Лично мне более правильной видится вторая точка зрения. Эта позиция получила довольно убедительное обоснование в книге Лидии Корнеевны Чуковской «В лаборатории редактора». В связи с этим хотел бы привести несколько цитат из этой книги, которые, на мой взгляд, содержат веские доказательства в пользу исключительного права (прерогативы) главного редактора на определение редакционной политики издания:

«Но как понижается сила воздействия на читателя авторского слова, всего целостного напора художественных средств, когда повесть, роман, рассказ попадает в руки холодные и непрофессиональные, способные лишь к элементарным арифметическим и административным действиям; когда в издательстве нет ни боевого редакционного коллектива, состоящего из людей, дорожащих "тем же и так же", ни коллектива общеиздательского, способного осуществлять замысел редакционный и авторский; когда никакой художнической родственной связи между отделами издательства нет, а есть связь чисто внешняя - общий коридор; когда ни редактор, ни редакция собственного мнения о рукописи не имеют и потому жаждут заимствовать его у других! Работа редактора сводится тогда к посылке рукописи на многочисленные рецензии, к попытке извлечь из противоречивых суждений нечто связное, сгладить противоречия, сблизить противоположности, предъявить это "среднее арифметическое" автору и потом, проведя некую общеобязательную "правку", следить за тем, чтобы принятая рукопись в соответствии с графиком передавалась из отдела в отдел...»

«А ведь в действительности рецензий на одну книгу подчас бывает не две, а три и четыре; один рецензент высказывается "за" книгу, другой "против" нее, третий "за", но при условии коренной переработки, - и редактор, не имеющий собственного мнения о повести и собственной позиции в искусстве, упорно месяцами раскладывает вокруг рукописи пасьянс из разноречивых рецензий в чаянии привести их к какому-нибудь единству, и месяцами, а то и годами длится вокруг рукописи "игра в мнения", запутывающая, а не проясняющая перед автором его литературную тропу...»

«Если у редакции - и у редактора как ее члена - нет своего лица, своего строго обоснованного принципа отбора рукописей и суждения о каждой; если редактор не в состоянии сделаться главой "малого" издательского коллектива, осуществляющего превращение данной рукописи в книгу; если он всего только заказчик и приемщик рецензий и передатчик рукописи в соседние отделы, а не организатор-художник, властно подчиняющий единому художественному редакционному замыслу все элементы, составляющие книгу: текст, шрифт, заставки, рисунки, обложку, - в свет выходит либо нечто безликое и серое во всех отношениях, либо, в лучшем случае, доброкачественное в одном и безликое, а то и противоречивое во всех других».

«Хорошая книга не может явиться на свет в результате механической передачи рукописи сначала на рецензии, а потом из одного цеха в другой, из отдела в отдел. Хорошая книга - плод творческих согласованных усилий всего коллектива издательства, всех его цехов. Человеком, держащим в своих руках все нити работы над книгой - работы по осуществлению общего редакционного замысла, а потом труда художника, корректора, техреда, - должен быть и нередко бывает редактор. Это он заранее, еще в ту пору, когда работа над рукописью не закончена, обдумывает вместе с автором и работниками "художественной части", кому из художников близок ее материал, ее настроенность, кто из них мог бы стать "сотворцом" ее; это он вводит художника в историю создания книги, указывает на ее сильные и слабые стороны, беседует с ним о замысле и о тональности повествования, о стилистических особенностях авторского письма. Это он, когда рукопись накануне сдачи в набор передается в корректорскую, разъясняет корректору особенности интонационной манеры автора и советуется с ним, как с помощью пунктуации сделать эти особенности внятными; он участвует в совещаниях техреда и художника; он вместе с директором и финансовым отделом издательства следит за тем, чтобы в момент наивысшего рабочего напряжения - в тот момент, когда автор, по просьбе редакции, осуществляет какие-нибудь особенно сложные переделки - материальные трудности не отвлекали его от работы. Это он, редактор, создает вокруг рождающегося произведения тот дух единства и требовательности, который способствует росту живого организма, именуемого книгой».

«Представим себе на минуту, что борца или пловца тренирует не один тренер, а сразу двое или трое, вместе или по очереди, причем каждый по своей системе. Будет ли от этой тренировки толк? Представим себе, что актер сначала работает под руководством одного режиссера, потом другого - из другого театра, а на генеральной переходит в ведение третьего. Будет ли у роли рисунок? (...) Разноязычие подсказок действует на целеустремленность губительно. Для рождающейся вещи столь же губительна и многорукость прикосновений. Под напором разноязычья и многорукости уничтожается в первую очередь то, в чем творящая воля воплощена всего полнее, - стиль. Из определенного, выраженного или из намечающегося, нарождающегося он становится безликим - никаким. Ими же, разноязычием подсказок и многорукостыо прикосновений, уничтожаются художнические навыки труда, культивируются другие навыки - ремесленнические». «Множественность и несогласованность требований приучает писателя делать свое дело механически, зачеркивать и переставлять слова, уже не вкладывая в них чувства и образы. Поправки, сделанные разными руками или одной, авторской, но уже охлажденной рукой, неминуемо выпадают из ритмического движения и тем самым в большой степени лишают отрывок власти над читательским сердцем. Писатель приучается идти навстречу разноголосице, уже не разжигая в себе для исполнения каждой поправки костер мыслей и чувств, а холодно, рассудочным способом - откуда тут взяться ритмической властной волне!» Как справедливо в свое время заметил Максим Горький, «талант - как породистый конь, а если дергать повода во все стороны, конь превратится в клячу».

«Когда книга закончена, когда она уже вышла в свет - дело другое. Чем больше суждений о ней, самых разнообразных, услышит писатель, тем для него полезнее. Тут многоязычие не страшно - напротив, оно помогает писателю осознать и выбрать собственный путь, от одного оттолкнуться, а другому распахнуть душу, на чем-то настаивать, от чего-то отказываться. Только заглянув в это бездонное зеркало - в восприятие многотысячного читателя, автор может увидеть себя и свое творение в истинном свете. Книга для того и пишется, чтобы каждый, вне зависимости от уровня и подготовки, откликнулся на нее по-своему, в соответствии с собственными духовными потребностями. И ничто в такой степени не учит писателя, не показывает ему его удачи и промахи, как это многотысячное приятие или отвержение. Читательский суд - лучшая школа для литератора. Однако это относится к уже законченному, всесторонне выверенному, нашедшему свою форму произведению. Пока же художник еще работает над своим созданием, пока мысль еще не воплощена вполне, а форма не затвердела окончательно, пока создается второй, редакционный вариант, - ничто не может быть вреднее для литератора, чем звучащее вокруг разноречье. Воздействовать на рукопись можно единолично, можно коллективно, однако нельзя, не вредя ей, воздействовать на нее без единого и точного художественного плана».

В качестве заместителя главного редактора «Русской народной линии» я контактирую со многими нашими авторами, довольно часто встречаюсь с ними, общаюсь по Интернету и телефону. Нередко авторы высказывают свое мнение по поводу редакционной политики РНЛ, иногда с одобрением, а иногда с осуждением, порой даже пытаются повлиять на редакционную политику издания с тем, чтобы изменить ее, направив ее в желательном для них русле. Одни авторы настаивают на том, чтобы РНЛ не упоминала имя Сталина, другие, напротив, предлагают чаще вспоминать славные дела советского лидера, одни авторы говорят, что РНЛ должна популяризировать деяния Солженицына и Столыпина, иные считают, что этого ни в коем случае нельзя делать, одни высказываются за вступление России в ВТО, другие - против. Вопросов, по которым мнения наших авторов расходятся, великое множество, одно их перечисление заняло бы несколько страниц. Более того, авторы довольно часто высказываются друг о друге вплоть до того, что предлагают игнорировать того или иного автора. Ситуация порой доходит до абсурда. Не буду упоминать имен, но однажды мне пришлось говорить сначала с автором X, а затем с автором Y, так вот автор X довольно убедительно доказывал мне, почему «Русская народная линия» не должна публиковать автора Y, в свою очередь автор Y умолял нас ни в коем случае не публиковать автора X.

Если бы главный редактор «Русской народной линии» не только прислушивался к тому, что говорят авторы, но и старался бы воплощать их советы, рекомендации и предложения, то работа РНЛ, по моему глубокому убеждению, застопорилась бы, и была бы в принципе невозможна, поскольку очень часто рекомендации авторов носят взаимоисключающий характер. Если же исполнять советы одних авторов, игнорируя рекомендации других авторов, то такая позиция редакции будет непременно вызывать ропот со стороны проигнорированных. Некоторые авторы предлагали создать некий общественный совет при «Русской народной линии», который вместе с главным редактором определял бы редакционную политику РНЛ, однако это предложение следует признать нереалистичным, так как православно-патриотическое сообщество, в том числе авторы РНЛ, до сих пор так и не смогли продемонстрировать способность достигать согласия по многим вопросам. Создание общественного совета при РНЛ, на мой взгляд, не только значительно усложнило бы и замедлило работу издания, но и ухудшило бы качество его публикаций. Кроме того, весьма велика вероятность того, что учреждение этой инстанции приведет к деморализации редакционного коллектива, получающего в условиях многоначалья разноречивые указания, к снижению трудовой мотивации и творческого потенциала сотрудников РНЛ.

Определение редакционной политики из нескольких центров губительно сказывается на издании, более того, как показывают многочисленные примеры, такой подход нередко приводит к самоликвидации самого издания. Редакционная политика должна единолично определяться главным редактором, который может советоваться с другими лицами только после создания публицистического продукта, если, конечно, он не намерен собственноручно уничтожить издание. В противном случае, издание, редакционную политику которого определяют несколько человек, обречено на увядание и в конечном итоге на гибель. По моему глубокому убеждению, главный редактор должен быть автократом или даже диктатором, который самолично, единолично определяет редакционную политику вверенного ему издания, только в этом случае издание может быть процветающим. Демократия в редакции смерти подобна. Нет более простого и действенного способа уничтожения издания, чем позволить нескольким лицам определять его редакционную политику. Именно поэтому я совершенно искренне восклицаю: Да здравствует диктатура главного редактора! Да здравствует процветающее издание!

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

61. Re: О диктатуре главреда

Галина,да наблюдая за ним можно сказать, что он ещё не разу не сболтнул,как это делают анонимы здесь.
/ 24.05.2012, 03:09

60. Re: О диктатуре главреда

Анониму под номером 54,вам ещё не надоело заниматься сплетнями-болтологией"?
/ 24.05.2012, 03:07

59. Re: О диктатуре главреда

Лукавый аноним-дед,вам уже и психушка не поможет. Да,до церковного раскола,на Руси,все были православными, то есть староверами,и миллионы остались верными Вере Христовой и русскости - по сей день!
/ 24.05.2012, 03:05

58. Ответ на 52., А.В.Шахматов:

ОБНОВЛЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ.... Хорошо, что министром культуры стал Владимир Мединский, молодой человек, который разумно и искренне высказывает свое мнение о перестроечных произволах..... Дай Бог, что все будут верно и ответственно служить Великой России!

Я в полом восторге от назначения Владимира Мединского министром!!! Читала все его книги из серии "Мифы о России", слушала его выступления на радио "Финам ФМ" и участвовала в интерактивных передачах, которые он вел. Уверена в этом человеке - он сделает для России много хорошего, вот увидите!
Галина / 22.05.2012, 00:59

57. Ответ на 53., Ф. Ф. Воронов :

книжки Чарской

уважаемый Федор Федорович! Благодарю Вас за ответ. Я имел ввиду не статью 1912 года, в которой Чуковский называет Чарскую "гением пошлости". В чем-то он прав, эстетика произведений Чарской, действительно, весьма уязвима для критики. Я имел ввиду не это, а травлю, устроенную Нар.Ком.Просвещения. Но благодаря вашей реплике, разобрался. Благодарю Вас.
Павел Тихомиров / 21.05.2012, 20:25

56. Демократия в редакции смерти подобна.

Не понял, почему только в редакции? Я-то, грешным делом, думал, она везде смертии подобна, а не только в редакции...
Люмпен / 21.05.2012, 17:51

55. 49. А.В.Шахматов :

"Дед,пойдите в психушку,я говорил,что он из староверов,как и весь русский народ!Скажите "недотепа" почему духовенство тех времен не хотели его причислить к лику святых, и только по приказу Русского царя он был канонизирован?" Так вон оно что! Весь русский народ и Государь из староверов?!А все духовенство - ... Недаром ты посылаешь меня в психушку - только там это как следует объяснят! Еще и Царя покажут, живого.
дед пенсионер / 21.05.2012, 16:47

54. Ответ на 52., А.В.Шахматов:

ОБНОВЛЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИНа первый взгляд набор министров обнадеживает, то есть из молодых и не запачканных лиц коммунистическим застоем и перестроечными авантюрами! Хорошо, что министром культуры стал Владимир Мединский, молодой человек, который разумно и искренне высказывает свое мнение о перестроечных произволах. Министр образования, Дмитрий Ливанов, тоже не из престарелых аппаратчиков, так что есть надежда на улучшение просвещения и развития наших детей! Да и все заместители председателя Правительства тоже молодое поколение, не из банкротившегося советского прошлого. Дай Бог, что все будут верно и ответственно служить Великой России!

Да уж... Сугубо умиляет назначение Табуреткина, так горячо "ЛЮБИМОГО" в войсках! Да и министр образования бледноват. Этот ваш комент, гсподин Шахматов, шутка, или издевка?
GEORGIY / 21.05.2012, 16:47

53. Ответ на 23., Павел Тихомиров:

Чуковский, несомненно, крупный поэт, но не нужно забывать и о том, что именно он фактически загнобил Чарскую.

Не совсем так. Критика Чуковского относится к 1912 году. Надо помнить, что дореволюционная Россия была обильной и просторной страной --- во всех смыслах. Нам сейчас даже трудно вообразить себе это богатство и обилие. В прежней России было место и наивным повестям Лидии Чарской и "ядовитому критику" Корнею Чуковскому. С позиций высокой эстетики, Чуковский был, конечно, прав. Но его критику маленькие девочки (зачитывавшиеся "Княжной Джавахой") не читали, и она была им неважна и неинтересна. Популярность Чарской никакой Чуковский подорвать не мог. Зато в советской России Чарская стала "запрещенной литературой". Мама моя рассказывала, как в ее детстве (1930-е гг.) тайком делились чудом сохранившимися книжками Чарской. (В библиотеках все было уничтожено -- кстати, уничтожением "неправильных" книг по всей стране руководила Крупская -- но в уцелевших семьях "из бывших" книжки Чарской могли остаться.) Понимаете, все зависит от контекста: у Елены Чудиновой в "Мечети Парижской Богоматери" старая ободранная детская книжка про слоненка --- тоже, наверное, не удовлетворяющая критериям высокой эстетики -- становится символом сопротивления французов в "исламской Франции". Так и книжки Чарской --- для русских, сделанных "бывшими" у себя на родине под большевицкой оккупацией. И поэтому мы сейчас смотрим на Чарскую другими глазами, чем молодой Корней Чуковский в сказочном 1912 году. По поводу всего этого (и того, что лично Чарской в голодные советские годы Чуковский помогал) см., например: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Biblio/glotserv.htm, http://charskaya.lit-info.ru/review/charskaya/002/107.htm, http://forum.pravmir.ru/showthread.php?t=22265 и в других местах.
Ф. Ф. Воронов / 21.05.2012, 13:34

52. Re: О диктатуре главреда

ОБНОВЛЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ На первый взгляд набор министров обнадеживает, то есть из молодых и не запачканных лиц коммунистическим застоем и перестроечными авантюрами! Хорошо, что министром культуры стал Владимир Мединский, молодой человек, который разумно и искренне высказывает свое мнение о перестроечных произволах. Министр образования, Дмитрий Ливанов, тоже не из престарелых аппаратчиков, так что есть надежда на улучшение просвещения и развития наших детей! Да и все заместители председателя Правительства тоже молодое поколение, не из банкротившегося советского прошлого. Дай Бог, что все будут верно и ответственно служить Великой России!
/ 21.05.2012, 12:38
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51