Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ / 18.05.2012


Известный философ об итогах пятилетия воссоединения двух ветвей Русской Церкви …

В связи с пятилетием подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей, которое отмечается 17 мая, мы обратились к известному математику, философу и богослову Виктору Николаевичу Тростникову с просьбой подвести итоги пятилетию воссоединения двух ветвей Русской Церкви.

«Откровенно говоря, подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей - событие, значение которого сильно преувеличено. РПЦЗ исчезает, она уже обречена на умирание. Ведь это Церковь эмигрантов первой волны, а они уходят из жизни, так что ее паства сокращается. Я был за границей по приглашению РПЦЗ в конце 80-х - начале 90 годов. Я хорошо знаю подноготную РПЦЗ, ее паству, был лично знаком с митрополитом Виталием (Устиновым) и митрополитом Лавром (Шкурло). В то время они дышали ненавистью к Московскому Патриархату. Они называли нас «сервилистами» и «сергианцами», считали, что мы отошли от основ Православной веры, а большинство их паствы вообще считало, что у Русской Православной Церкви нет благодати. РПЦЗ в то время начала проводить гнусную кампанию по открытию в России своих приходов, тем самым внося раскол в ряды верующих. Когда я в 90-м году лично беседовал с архиепископом Лавром (Шкурло), я спросил его, неужели он и в самом деле считает, что священники Московского Патриархата хуже священников РПЦЗ? Он дал поразительный ответ: «Нет, я считаю наоборот». Тогда я спросил, почему же РПЦЗ открывает свои приходы в России? Он посмотрел на меня, как на недоумка, как бы говоря: «Неужели Вы и в самом деле не понимаете, что это чисто политическая акция?!»

Аналогично высказывался митрополит Виталий (Устинов). Когда мы гуляли с ним в синодальном садике вдали от чужих ушей, он мне сказал: «Виктор Николаевич, Вы не представляете, в какой жесткой ситуации мы находимся здесь, в Америке. Мы не можем делать то, что мы хотим. Такое давление на Церковь мог представить себе в полной мере только Владимир Соловьев». (Я думаю, он имел в виду его «Три разговора» и «Повесть об антихристе»). То есть он намекнул, что Зарубежная Церковь находится в стане антихриста. Такое было настроение. Потом он пригласил меня на Синод, где собрались почти все владыки, попросив дать словесный портрет Патриарха Алексия II, только что избранного на тот момент. Я старался показать им все его сильные стороны: открытие Валаамского монастыря, восстановление часовни Ксении Блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге, прославление праведного Иоанна Кронштадтского. Они выслушали меня с большим скепсисом, вероятно, оставшись при своем мнение о том, что избран сервильный Патриарх. Священник РПЦЗ Петр Перекрестов, который сейчас стал энтузиастом воссоединения, тогда часами со мной спорил, доказывая, что у нас негодный клир и Церковь наша продалась большевикам. А некоторые из тех, кто постарше говорили: «Я теперь понимаю, какая у РПЦЗ миссия. Когда мы вернемся в Россию после падения большевистского режима, то научим людей креститься, потому что в России разучились наносить на себя крестное знамение». Вот такие были дикие представления в РПЦЗ.

Подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и РПЦЗ ничего не дало Русской Православной Церкви. Это имело значение исключительно для РПЦЗ, которая благодаря этому документу стала легитимной в глазах всего православного мира. До этого она была вне закона: ни с одной Поместной Православной Церковью у нее не было евхаристического общения. Тем не менее, даже для РПЦЗ этот Акт, как мертвому припарки, потому что эмиграция исчезает, ее потомки вестернизировались, стали американцами. С этой точки зрения, нам гораздо интереснее Американская Автокефальная Церковь: у нее и паства в 5 раз больше, и это живая Церковь. Можно сказать, что Владимир Путин, приложивший много усилий для воссоединения Русской Церкви, кинул РПЦЗ спасательный круг. Отныне они приняты в семью православных народов как часть Русской Православной Церкви. Я считаю, что этот Акт совершенно бесплодный и ненужный, исключительно политический. В РПЦЗ ничего от этого Акта не изменилось, она по-прежнему не подчиняется Московской Патриархии. Акт о воссоединении можно расценить как акт милосердия с нашей стороны.

Очень примечательно, что замечательный пастырь, архиепископ Марк (Арндт) в то время был ярый противник нашей Церкви. Потом он посетил Суздаль, а у него докторская диссертация посвящена древнейшей истории Русского Православия, и после этого визита он круто переменил свое мнение о Московской Патриархии, став сторонником ее политики. Сейчас он влюблен в Россию и в Московскую Патриархию.

После подписания Акта о воссоединении в РПЦЗ произошел раскол среди православных, часть из них отошла от Русской Зарубежной Церкви. Тогда было принято решение, что если они через 5 лет не вернутся в Церковь, будут приниматься какие-то административные меры. Проблем в РПЦЗ не меньше, чем в Московском Патриархате. Невозможно забыть, как они устроили настоящие гонения на святителя Иоанна Шанхайского (Максимовича), этого великого подвижника благочестия. Они даже долго не канонизировали его, потому что была сильна оппозиция настроенного против него старшего поколения эмигрантов. Но, в конце концов, под давлением происходящих по молитвам святителя Иоанна чудес, они прославили его. Или другой пример: митрополит Виталий так и не позволил брату Иосифу (Муньосу) осуществить свою мечту - посетить с чудотворной Иверской иконой Россию.

По моему мнению, они нам не очень-то нужны. До сих пор бытует иллюзия, что эмиграция сохранила, как они сами любят выражаться, «ту Россию, которую мы потеряли». Это не так, ничего они не сохранили, они вестернизировались, стали обычными деловыми, алчными, жуликоватыми американцами. РПЦЗ ничего не может дать нам и в области богословия. Их богословие находится на примитивном уровне. Если в Американской Автокефальной Церкви сложился богословский кружок, в который входили такие мыслители, как протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф, то в РПЦЗ не было крупных богословов, за исключением архиепископа Аверкия (Таушева) и митрополита Антония (Храповицкого), но и те жили давно. Сейчас же в РПЦЗ наблюдается колоссальный упадок».


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 27

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

27. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-21 в 11:07

Это также победа над нытиками и хулителями России!
26. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-21 в 10:36

Теперь Россия будет побеждать во всем,на планете!
25. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-21 в 08:50

Полностью согласен,с отцом Алексием Бачуриным,спаси Христос!
24. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-21 в 08:45

Иерей Илья,для Вашего развития,читайте здесь!

http://www.proza.ru/avtor/russiansinger
http://www.stihi.ru/avtor/russiansinger

А также на более 50 сайтах Интернета!
23. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-21 в 08:28

Похоже что аноним дед и иерей Илья - одно лицо-ложное и злое.Если бы он читал и слушал Шахматова, то не был бы таким лукавым и злым.Уже миллионы читателей и слушателей русского публициста и певца, в Интернете!Слава России!
22. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-21 в 08:21

РОССИЯ ПОБЕДИЛА!
Поздравляю Российскую команду по хоккею, наших могучих спортсменов и великий народ, с победой на Чемпионате мира! Без сомнения, что в Россию вновь возвращается дух победителей, и это не только в спорте, но и державном бытие! Уверен, что во время Олимпиады 2014, в Сочи, то есть на родной земле, наши спортсмены станут первыми, среди всех наций - участниц! Слава Великой России!
21. свщ Алексий Бачурин : Уважаемый Виктор Николаевич!
2012-05-21 в 01:58

Какое-то время назад я, кажется, довольно развязно прокомментировал какую-то Вашу предыдущую статью, за что сейчас прошу прощения, однако сейчас мне хочется ещё раз обратиться к Вам с некоторыми замечаниями, которые, надеюсь, не обидят Вас. Мне вообще непонятно: зачем Вы написали эту статью, которая, как мне кажется, может только смутить людей, но совсем ничему не поможет и ничего не поставит на место. Вообще всякое церковное объединение в принципе - явление положительное, если при этом не приносится в жертву Истина. О пользе чисто арифметической, или исторической, или географической здесь говорить неуместно. Единственно имеющее значение обстоятельство - восстановление единства в любви. Я считаю, что, если даже, предположим, это действительно по каким-то соображениям нанесло нам политический урон, в чём-то уронило наш авторитет, то лучше бы было промолчать и покрыть любовью неправильный организационный шаг руководства. Гораздо важнее, мне кажется, поразмышлять о созданном этим объединением прецеденте, который позволяет теперь впредь восстанавливать "единства" религиозных сообществ, ещё вчера анафематствовавших друг-друга - БЕЗ ПОКАЯНИЯ. Завтра этим могут воспользоваться те, кто мечтает восстановить "единство" с монофизитами и латинянами. Или я что-то не понял в наших взаимоотношениях, и мы с зарубежниками, не имея евхаристического общения, не анафематствовали друг-друга? Но, тогда, если это не было расколом - ЧТО это было такое? А насчёт того, что кто-то где-то жалуется, что: "не может делать то, что хочет" - простите меня, уважаемый Виктор Николаевич - это даже не смешно слышать. Несчастные они люди, пусть приезжают сюда: мы их научим, как это делается! И, последнее - уж простите! - Александр Шмеман вовсе не "такой мыслитель" которого можно приводить в качестве положительного примера и сожалеть о его отсутствии. Храни Вас Господь!
20. иерей Илья Мотыка : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-20 в 19:34

Книги Валентина Распутина читают во всех сельских школах, как и произведения Василия Белова. В русской литературе Шахматов занимает такое же нулевое место как и в вокале. Посредственный писатель и такой же певец. Никто его не знает и знать большой необходимости нет.
19. дед пенсионер : 11. А.В.Шахматов :
2012-05-19 в 22:01

"...я решил организовать праздники русской духовности и культуры: «Душа России», «Сияние России», «Казачий Покров» и «Зов Руси» - по городам деревням и областям матушки-России, что и стало Чудом-началом духовного и национального очищения и восстановления настоящей Отчизны!"

Да не сошел ли ты окончательно с ума, Шахматов?
Ты что говоришь такое?
18. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 15:56

Иерей,мне кажется Вы просто запутались,мои книги есть в Интернете,где сказано о Великой России,с величайшей русской культурой,наукой,литературой,искусством...нет места на планете,где бы русские умы и таланты не повлияли на развитие человечества, так что не загоняйте себя в безкультурный уголок.
17. М.Яблоков : Ответ на 15., иерей Илья Мотыка :
2012-05-19 в 15:31

Михаил, наверно нравятся Виктору Тростникову эти авторы вот он их отмечают. Есть же любители митрополита Антония Сурожского, А.И. Осипова, протодиакона Андрея Кураева. С этим ничего не поделаешь.



А если по существу, то с Тростниковым можно согласиться. Карловацкий раскол разложился. И следовало бы по акривии говорить не о "каноническом общении", а о уврачевании древнего раскола.
16. иерей Илья Мотыка : Шахматову
2012-05-19 в 14:51

Александр Васильевич заглянул бы ты в любую районную библиотеку. И увидел бы ты там море разливанное и русской и мировой классики. Да и в школе классику разбирали и разбирают очень подробно. И русский язык учат тщательно и русскую историю.
Саранск не весть какой мегаполис и оперный театр и филармония и камерный республиканский хор. Не говоря по несколько музыкальных школ. музыкального и хореографического училища.
Так, что русская культура в России сохранилась и приумножилась.
Что такое хор Сретенского монастыря, Кубанский хор знает весь мир. А кто такой А.В. Шахматов никто не скажет.
Интересно кто может научить православию страну где 17 тысяч церквей православных, 800 монастырей, несколько десятков семинарий и духовных училищ, братств. издательств. иконописных мастерских. Или вы думаете это сделало Русское зарубежье. Нет с помощью Божьей, русские люди рожденные в России.
15. иерей Илья Мотыка : Михаилу Яблокову
2012-05-19 в 14:38

Михаил, наверно нравятся Виктору Тростникову эти авторы вот он их отмечают. Есть же любители митрополита Антония Сурожского, А.И. Осипова, протодиакона Андрея Кураева. С этим ничего не поделаешь.
14. М.Яблоков : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 13:59

Не понятно, для чего Тростников ставит в пример Американскую Автокафальную Церковь? - Это почти полностью обновленческая структура.
И для чего приводит в пример модернистских "богословов" Шманама (который просто ненавидел Православие) и Мейендорфа? Это образец что ли такой?!
13. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 13:26

В русском языке есть и Вы и ты,но всё зависит от воспитания,где и как употреблять.
12. иерей Илья Мотыка : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 13:12

Я не одного дня не был комсомольцем. Даже заявления не подавал. Хотя возможность была. Вместо этого подростком принял крещение.
В русском языке в отличии от английского you, ты и вы взаимозаменяемы.
11. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 13:08

Иерей,ещё и как нуждаются!

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В РОССИИ!?

Сегодня исполняется 20 лет, как я впервые приехал в Россию, после бурной певческой карьеры, во многих странах Мира!? Почему стоят два знака - восклицательный и вопросительный – потому, что был рад ступить на Родную землю, где родились мои русские предки, и из-за того, что не узнал Россию, о которой мне много говорили мои любимые родители, на чужбине. Первое что меня ударило, как ножом, по душе – то, что слово РУССКИЙ нельзя было употреблять - устно и письменно. Когда мне приходилось давать интервью для Всесоветского телевидения, радио, газет и журналов, где я говорил о величайшей и мировой русской культуре, литературе и искусстве, то все старались поправить меня на советский лад. Все это казалось мне дикостью, и я решил организовать праздники русской духовности и культуры: «Душа России», «Сияние России», «Казачий Покров» и «Зов Руси» - по городам деревням и областям матушки-России, что и стало Чудом-началом духовного и национального очищения и восстановления настоящей Отчизны! Сразу же приступил и к основанию организации Всемирное Русское Единство «Великая Россия» - по всей Вселенной, чтобы всем миром помочь любимой исторической Родине! Стал выступать перед студентами - в школах и университетах, военными - в училищах, дивизиях и гарнизонах, казаками - в станицах, хуторах и на всех Всероссийских Казачьих кругах, на съездах писателей России и простым народом, как на Шукшинских чтениях, на Алтае, в Музыкальных консерваториях, принимал горячее участие в кинофестивале «Золотой Витязь», стоял плечом к плечу с великим Клыковым - во время воссоздания «Союза Русского Народа»..,словом сделал, по всей России, более 1000 докладов, концертов, лекций и мастер – классов. Пришлось бороться и с произволом в Москве, то есть с незаконным и опасным сооружением ЛЭП, а также защищать русских узников совести, чести и достоинства, как Бориса и Ивана Мироновых и других земляков, некоторые из них, к русской боли, по сей день, ещё томятся в заключении, этот раз по-демократически. Удалось мне заниматься родными и благими деяниями только 10 лет, так как после начались перехваты и вталкивание палок в колёса Русского самосознания и возрождения - со стороны безбожных интернационалистов и либералов - перестройщиков, что меня заставило писать книги, которых ныне уже семь. Но, к сожалению, книги молодёжь читает мало, то есть она больше время проводит в Интернете, то я решил создать и Русскую Академию национального воспитания и образования (РАНВО), в Мировых сетях, и пока что, слава Богу, просветительный орган приносит плоды, то есть получаю много писем благодарности и добрых пожеланий! Снялся в документальных фильмах «Притяжение», «Русские гости», «Русская Австралия», «Лицом к лицу»… За два десятка лет появилось и исчезло сотни «патриотических» организаций, с липовыми вождями, которые больше думали о себе, чем о России. Если откровенно, то могу сказать, что не зря живу в России, то есть на белом свете! Знаю, что некоторые недалекие скажут, что это он расхвастался, но меня это не беспокоит - потому, что творю для русского народа – Великая держава, и подаю пример другим, что и один, в начале, может быть в поле войн, то есть с верой, любовью, надеждой и истиной можно достигнуть жизненосных и человеческих результатов! Поздравляю себя и всех верных сынов Русской земли, с юбилеем-20-лентием служения родному народу и стране! Слава Богу! Слава предкам и потомкам - Великой России!
10. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 12:57

Иерей,кто вам разрешил переходить на ты,или вы по старой комсомольской привычке?
9. иерей Илья Мотыка : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 12:44

Русские не австралийские туземцы, в импортных просветителях не нуждаются.
8. иерей Илья Мотыка : Шахматову
2012-05-19 в 10:52

Шахматов ты не понял слов патриарха. Святейший поблагодарил эмигрантов и их потомков, то что они живя на чужбине не превратились. в американцев, французов но сохранили любовь к своей Родине к ее истории, языку и культуре. Да это много. Но когда русские эмигранты учат русских живущих в России это уже нахальство.
7. : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-19 в 08:17

Патриарх Алексий благодарил русских в изгнании за сохранение Православия и русскости,но некоторым священнослужителем Богом не дано узреть и ощутить этот подвиг верных сынов и дочерей Великой России.Слава России!
6. иерей Илья Мотыка : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-18 в 22:28

Русские за рубежом с грехом пополам многое утратив, а что исказив сохранили для себя, что-то от Великой России. Русские в России куда полнее и точнее сохранили многовековую культуру. А главное они сохранили в целостности с помощью Божьей православную веру.
Благодарить потомков эмигрантов не за что. Их самомнение удивляет.
Но это не все эмигранты среди них много вполне благоразумных, воспитанных и доброжелательных людей. И мы рады видеть и рады общению с ними.
5. Писарь : Re: Виктор Тростников: «Это событие, значение которого сильно преувеличено»
2012-05-18 в 18:26

С точки зрения политика,автор, возможно, прав.
Возможно прав с точки зрения философа,поскольку тот и другой,в большей или меньшей степени,рассматривают Православную Церковь,как общественно-религиозную организацию-неотъемлимую часть гражданского общества.

Но вот,с точки зрения христианского богослова-"по моему мнению,они нам не очень-то и не нужны"-неправ.
Категорически.
Евангелие, на этот счет, вполне определенно и не допускает иных толкований.
Прежде всего- в Притче о Блудном Сыне,о Заблудшей Овце и Потерянной Драхме.

В целом,после прочтения статьи,вывод нарпашивается такой-автор,просто- напросто, не отдает себе отчета в СУЩНОСТИ события,о котором взялся судить.
4. Георгий : Высокоумные глупости
2012-05-18 в 18:22

Не надо равнять Церковь и Ее отдельных священнослужителей. Большинство церковного люда - миряне. А Воссоединение двух ветвей РПЦ - Великое Чудо, которое явил нам Господь. Помню, как к этому относился покойный владыка Лавр (Царство ему Небесное). Сам прошел через бурные воды этого нелегкого события. Знаю, какое благотворное влияние оно оказало на русских людей заграницей. И как отделило пшеницу от плевелов. Это Чудо.
3. Бродяга : Не согласен
2012-05-18 в 12:21

Вымирание РПЦЗ это впечатления автора начала 90-х, сейчас РПЦЗшные храмы переполнены, как и большая часть православных храмов других юрисдикций. Идет подпитка из постсоветских стран: Большой России, Болгарии, Румынии, Сербии и пр. Большинство православных оказавшихся в Европе и Америке мало интересуется тонкостями внутренних проблем, ходят в тот храм, что ближе к дому. Сербы в русские храмы, русские в сербские, это же касается и храмов РПЦЗ.

Смущает и пиетет автора к Православной Церкви в Америке (ОСА), особенно в сравнении с РПЦЗ. У зарубежников немало фобий, это факт. О России они имеют смутное, эмигрантское представление, не изжили власовство и тупое антисергианство, но в отличии от насквозь либеральной, преимущественно американской теперь уже ОСА, где демократия и паства пасет пастыря - РПЦЗ все же сохранила антилиберальный, антигумманистический настрой. В т.ч. благодаря таким отцам как Серафим Роуз, в адрес которого "мыслитель пртпр. Иоанн Мейендорф" (один из столпов ОСА) пренебрежительно отзывался, удивляясь почему его так читают в России, в Америке де он никому не известен и неинтересен
И самое главное - объединение Русских Церквей имело мистическое значение и в этом его главный практический смысл.
2. Павел Тихомиров : Это признание стоит многого.
2012-05-18 в 12:09

"Мы не можем делать то, что мы хотим. Такое давление на Церковь мог представить себе в полной мере только Владимир Соловьев». (Я думаю, он имел в виду его «Повесть об антихристе»)"

Это признание стоит многого.
1. sysbooter : Откуда столько злобы?
2012-05-18 в 10:26

Я конечно понимаю, что везде есть свои проблемы, враг не дремлет, но Церковь Христова непобедима и врата ада на сломя Ее. Так сказал Сам Господь!

Но я не понимаю, откуда у господина Тростникова столько необоснованной ненависти и злобы на Православную Церковь и Ее воссоединение, это ведь непременно и очевидно Богоугодное дело и Благие процессы. Откуда эти вбросы на Православной сайте с безумными я считаю высказываниями мол "воссоединение бесполезно"? Не бывает "бесполезных" Богоугодных дел, уважаемый Тросников. Что же так обжигает вас в этом)?

С уважением,

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме