Сегодня, 15 мая, в Санкт-Петербургском государственном университете открылась международная конференция «Идеология Евразийского Союза». На конференции собираются выступить более тридцати участников из России, Белоруссии, с Украины, из Сербии, Молдавии, Франции и Германии. Как только прозвучали первые выступления, стало ясно, что идея создания Евразийского Союза только на первый взгляд кажется безоблачно-лучезарной. Создание тесного союза народов с разными культурными и религиозными традициями чревато как минимум внутренним недовольством - если только их не объединит всепокрывающая любовь.
Одним из первых выступил доктор философских наук Андрей Леонидович Вассоевич - руководитель Санкт-Петербургского информационного аналитического центра Российского института стратегических исследований. Андрей Леонидович отметил, что для создания Евразийского Союза необходима взаимная терпимость православных и мусульман. По его словам, противоречия между Православием и исламом не являются антагонистическими, потому что в исламе существует «в высшей степени уважительное отношение к Исе - Иисусу Христу». «Благочестивый мусульманин после имени Господа нашего Иисуса Христа должен сказать: «Да будет мир над Ним», - отметил Андрей Леонидович. - Существует поверие о том, что Мухаммед завещал своим преемникам никогда не воевать с православной Эфиопией. Дело в том, что на заре возникновения ислама наши эфиопские единоверцы оказали гостеприимство мусульманам, бежавшим от язычников. По доброте душевной православный люд предоставил им гостеприимство, потому что видел в них единобожников, считающих, что нет божества, кроме Бога, - под этим подпишется любой православный человек!»
И тут раздалась реплика из зала: «Нет, не подпишется!»
«Под второй частью свидетельства, которая гласит: «И Мухаммед - пророк его», не подпишется, - согласился Андрей Леонидович. - А под первой подпишется! Конечно, православному люду трудно примириться с тем, что исламский мир решил избавить Христа от крестных мук. Ведь мусульмане утверждают, что иудеям только привиделось распятие Христа, а на самом деле Он был взят живым на небо. Можно отнестись к этому иронически - а можно сказать: не с любовью ли о Господе родилось это представление?»
Иерей Александр Шумский, выступавший вслед за А.Л.Вассоевичем, приветствовал всех словами «Христос Воскресе!» «Эти слова означают, что Господь Воскрес, - сказал батюшка, обращаясь к предыдущему докладчику. - Перед этим Он претерпел распятие и смерть, а не просто был взят живым на небо. Это, конечно, ересь - нужно чётко и ясно это определить! А что касается исламской толерантности... Недавно мой знакомый батюшка приехал из Иордании. И он говорит: «Каждый день я просыпаюсь и Бога благодарю, что жив остался». Когда мы дружим с мусульманами с позиции православной силы - всё идёт нормально. Когда мы утрачиваем эту силу, то с их стороны толерантности становится всё меньше и меньше. Чтобы между нами был мир, нужно в первую очередь думать о нашей силе».
Диакон Владимир Василик сказал, что духовной базой, объединяющей православных и мусульман, может стать «глубинный философский монотеизм». Но подчеркнул, что не может быть и речи о создании «панрелигии»: «Это не нужно ни настоящим православным, ни настоящим мусульманам». Отец Владимир процитировал строфу Тютчева, которая содержит в себе рецепт разрешения любого межнационального и межрелигиозного конфликта. Эти же строки можно сделать девизом Евразийского Союза:
«Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней...»
Ольга Надпорожская
13. ошибка в датах
12. Ответ на 7., Елена Л.:
11. Ответ на 7., Елена Л.:
10. Ответ на 7., Елена Л.:
9. "духовной базой, объединяющей православных и мусульман, может стать «глубинный философский монотеизм"
8. Re: Попробуем спаять его любовью!
7. Орлову
6. 5. Токарев
5. Ответ на 2., Орлов:
4. Ответ на 2., Орлов: