Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Для современного мира это уже стало новой религией»

04.05.2012


Православные священнослужители единодушно осудили выпячивание темы холокоста в школьном курсе истории …

Как ранее сообщала «Русская народная линия», Министерство образования и науки РФ включило тему холокоста в учебный план средних школ по истории. Уже подготовлены соответствующие учебные материалы и выделено необходимое количество учебных часов. Помимо этого, в список вопросов ЕГЭ по истории включены 10 вопросов на тему «Катастрофы европейского еврейства».

С критикой этого нововведения уже выступили руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерей Вячеслав Пушкарев, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров и секретарь Союза писателей России Алексей Шорохов.

В связи с возникшей общественной дискуссией, корреспондент издания Regions.ru обратился к православным священнослужителям со следующими вопросами: Нужно ли проводить в российских школах специальные занятия по изучению холокоста? Не лучше ли уделить больше внимания изучению репрессий, проводившихся на территории бывшего СССР?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что «к сожалению, мы очень плохо, поверхностно и подчас извращенно знаем историю мировую и в большей мере - историю своей страны. Задача предмета истории – постараться привить детям любовь к истории, дать им почувствовать, что такое исторический процесс, выработать объективный взгляд на исторические события». Поэтому, подчеркнул он, «говорить об одном холокосте - это как раз взгляд субъективный. В истории человечества страдало множество людей: взять, например, негров в период работорговли, взять индейцев, взять русских крестьян, которых уничтожали в годы советской власти и, конечно, чудовищные потери, которые русский народ понес в Великую Отечественную войну. Говорить о том, что происходило, выпячивая какие-то существенные исторические события, но в ущерб другим не менее существенным историческим событиям – это, конечно, ошибка. Конечно, детей нужно знакомить и с тем, что происходило за рубежом, но в первую очередь нужно знакомить с тем, что происходило здесь».

«Посещение Бутовского полигона и подобных мест, которых множество на земле нашей многострадальной Родины, это одно из таких действий, способствующих образованию и созданию объективного представления об истории. История должна быть и объективной, и беспристрастной. Эту цель должен преследовать и школьный курс истории, и сама история как наука. А если появляются какие-то пристрастия и какие-то односторонние оценки, то это приносит только вред», - заключил пастырь.

Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак считает, что введение у нас специального курса по изучению холокоста «может вызвать отнюдь не политкорректные антисемитские выпады и комментарии, вызвать мощную негативную волну». «Ведь в XX веке пострадало очень много людей и по самым разным причинам. Только в годы Второй мировой войны погибло двадцать семь с половиной миллионов людей – граждан Советского Союза, людей разных национальностей, в основном русских. Если бы изучались эти потери или геноцид славянских народов во время Второй мировой войны, то это, естественно, было бы более понятно, более близко. Кроме того у нас есть множество новомучеников, пострадавших за веру, за свои религиозные убеждения. История этих репрессий очень поучительна и назидательна. Конечно, она не должна повториться. О ней нужно знать, нужно чтить подвиг этих людей. Это было бы и правильным, и более справедливым», - убежден пастырь.

«Но даже это, наверное, все-таки не стоит выделять в какую-то отдельную категорию, поскольку это часть нашей общей истории, в которой, конечно, должны присутствовать разделы, рассказывающие об этих гонениях. Но не должно быть только отрицательной информации. Она должна уравновешиваться положительными примерами. А новомученики подают именно такой пример, поскольку они не просто пострадали, но пострадали за Христа, за человеческие идеалы, которые понятны современному человеку. Поэтому нужно говорить не столько о репрессиях, сколько об образе человека, который несет в себе духовный идеал и может быть нравственным ориентиром для современных молодых людей», - заключил он.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, заметил, что ситуация напоминает крыловское «А Васька слушает да ест»: «Мы видим на таких примерах, что как бы ни складывалась внутренняя или внешняя ситуация, все равно продолжается целенаправленное строительство нового мирового порядка. И частью этого нового мирового порядка является предельная идеализация, почти обожествление еврейского народа и нарочитое выделение еврейского вопроса. В этой связи для России, которая должна как паззл рано или поздно занять свое место в этой новой картине мира, предусмотрен именно этот шаг. Но в то же время, это шаг к большей ясности в том смысле, что наше руководство не имеет никаких представлений о подлинно самостоятельном и независимом Русском государстве. Хотя это и не произносится вслух».

Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель Московской духовной академии и семинарии, убежден, что «выделять трагедию какой-то одной национальности в таком многонациональном государстве, как Россия, кажется, мягко выражаясь, несколько тенденциозным. Ведь на самом деле пострадали практически все народы, жившие на территории бывшего СССР, и некоторые, как например, поляки, жившие в государствах, граничивших с ним. Смерть одного человека – уже трагедия. А здесь – тысячи и тысячи. И если мы будем акцентировать внимание на какой-то одной национальности, то это может привести к еще большему разделению».

«Сейчас фактически только одна тема нас всех объединяет. Это тема Великой Отечественной войны, которая всех нас делает братьями. Поэтому хотелось бы, чтобы в нашей школьной программе появлялись не какие-то новомодные и малопонятные слова, не характерные для нашей исторической науки и нашего исторического взгляда, а по-настоящему важные уроки, которые всегда нам были известны, и чтобы они снова и снова повторялись, и чтобы в них вводилась и какая-то новая информация, которая раньше, может быть, и замалчивалась», - уверен священник.

Главный редактор журнала «Наследник», протоиерей Максим Первозванский заметил, что «самая главная ошибка здесь в том, что в очередной всей российской общественности продемонстрировано, как можно без широкого обсуждения вводить специфический курс в обязательную программу средней школы». «К сожалению, Министерство образования и науки часто ставит нас просто перед фактом, включая новую программу в систему обучения», - заметил он. «Безусловно, холокост - это трагедия европейского еврейства, но для современного мира это уже стало новой религией. Возможно, стоило включить эту тему в общий курс истории, но выделять отдельно, причем вот так – без широкого обсуждения, на мой взгляд, просто преступно», - заключил он.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил, что поскольку в СССР проводившиеся репрессии не затрагивали какую-то национальность персонально и касались всех инакомыслящих, поэтому изучение холокоста не имеет у нас особой почвы. «На Западе сегодня есть тенденция обращать особое внимание на те или иные формы национального геноцида. К примеру, во Франции приняли даже закон о геноциде армян. Но для нас это не актуально. Не надо уделять одному народу особое внимание, иначе это вызовет вопросы другого характера. Думаю, холокост точно не следует изучать в школе еще и потому, что дети всегда получают готовую идеологическую продукцию. А в таких тонких национальных вопросах разобраться сможет не каждый, чтобы преподнести ее максимально объективно», - заключил он.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме

Интересные статьи и новости