itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иерей Валерий Буланников: «Человек должен максимально приготовиться к принятию Причастия»

Известный священник о Таинстве Святой Евхаристии и о том, как часто следует причащаться мирянам

Новости Москвы  Великий пост 
0
1314
Время на чтение 4 минуты
Сегодня, в Великий Четверг, о значении Таинства Святой Евхаристии и о практике причащения для мирян рассуждает в интервью «Русской народной линии» известный священник, клирик храма Святителя Николая в Отрадном (г.Москва) иерей Валерий Буланников.

Безусловно, центром церковной жизни является Евхаристия, то есть благодарение Бога и причащение Его святых Тела и Крови. Это, собственно говоря, и есть Церковь. Евхаристия - это рождение Церкви как общины Христовой, которая приобщилась Господу через его преображенныe Плоть и Кровь. Это основа единения человека с Богом, абсолютная и незыблемая. Там, где происходит попытка подменить это понятие единения с Богом, разрушается Церковь. Типичный пример - протестантская церковь: там Тело и Кровь Христовы не являются таковыми, а являются лишь символами.

Символ не может слить человека с Богом - это будет условность. Заповеданное Христом на Тайной вечере причащение Его Тела и Крови - исторический факт. Через исполнение христианами этой заповеди Христа - через принятие Его Тела и Крови - мы соединяемся с Богом. Это аксиома, которую всегда отстаивали святые отцы, отстаивала Церковь. Как сказал апостол Павел: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы должны понимать, что для нас это - абсолютные ценности, абсолютное значение. Через это мы соединяемся с Богом. Без этого нет спасения.

Спастись самостоятельно человек не может. До Христа было множество праведников, но никто из них спастись самостоятельно не мог, потому что грех имел свою силу. Тело и Кровь Христовы имеют очищающее онтологическое значение - они смывают все грехи.

Безусловно, человек должен максимально приготовиться к принятию Причастия, то есть молиться, поститься и исповедоваться. Необходимо приложить максимальное усилие, чтобы подготовиться к принятию Бога и выполнить хотя бы минимум, иначе наше причастие будет нам в осуждение.

Что касается практики причащения, то здесь есть два варианта. Первый вариант - это древняя практика, когда причащались все практически каждый день. Поэтом это потихоньку отодвинулось: причащение стало реже и реже. Уже Иоанн Златоуст сокрушался, что его современники даже на Пасху не причащаются. Это, конечно же, сказывалось плохо на духовной жизни каждого конкретного человека и Церкви вообще. У нас тоже был такой печальный опыт. Во времена Петра Первого была введена практика официального обязательного ежегодного причащения. И многие решили, что раз официально узаконено причастие один раз в год, то оно является достаточным. Этот вывод абсолютно неправильный.

В году 365 дней, каждый день мы согрешаем, если не делом, то словом или мыслию. Все эти грехи, которые носит на себе человек, гнетут его, мешают ему духовно укрепляться. Грехи, особенно мелкие, забываются и накапливаются. Единственный способ от них очиститься - чаще исповедоваться и причащаться.

Частота причастия зависит от духовной готовности самого человека. Если человек приходит и небрежно заявляет, что в чем-то там, наверное, виновен, то хочется такому сказать: «Милая (или милый), подумай о своих грехах по-настоящему и тогда приходи причащаться». Сакральная сущность от такого «причастника» ускользает.

Надо понимать, что отношения Бога и человека - это не игра в одни ворота. Не только Господь дает нам, но и мы что-то должны отдать Ему. Мы должны мистически приготовиться к этому Таинству, как готовились апостолы, как готовилась ранняя Церковь: каясь в грехах и прося Господа Его силой изменить нашу жизнь. Тогда начинается синергия - сотрудничество Бога и человека в деле спасения человека, когда Господь ведет человека к спасению, но и человек участвует в деле собственного спасения. Это очень важный момент. Если человек прилагает усилия, но ему не хватает в одном случае моральных сил, в другом - физических, то именно исходя из этого, нужно назначать частоту причащения.

Я считаю, что если человек причащается раз в месяц, то это уже неплохо. Серафим Саровский считал, что нужно обязательно причащаться каждый двунадесятый праздник и каждый пост - что и получается примерно раз в три недели. То есть для современного христианина, стремящегося жить с Господом, причастие раз в две-три недели - это вполне подходящая норма. Чаще - это уже вопрос другой, зависящий от того, насколько человек духовно готов. Потому что это может привести к небрежению Таинством, привыканию к нему. Очень много тут зависит от духовника, от того, как он следит за духовной жизнью человека. От того, насколько сам человек стремится быть с Господом.

Часто прихожане говорят, что у них «душа требует» причаститься. Но так нельзя, душа неизвестно чего может потребовать. Все-таки есть определенные правила, которые нужно исполнять. Если человек стремится к по-настоящему глубокой церковной жизни, хотя он согрешает и падает, но все же стремится, то можно причащаться почаще. По моему мнению, частое причащение вполне допустимо, но меру эту должен определить духовник.

Повторюсь, что причастие - это вещь мистическая. Сама Тайная Вечеря - это таинственное, мистическое соединение с Богом. Человек, причащаясь Крови и Тела Господа, должен относиться к этому с трепетом, и тогда принятие Святых Христовых Таин будет шагом вперед в духовном развитии. Нельзя спастись механически. Каждый шаг к спасению должен быть прочувствован, осознан.

Попытка разработать единое для всех правило к причастию нивелирует мистическую сторону участия в Крови и Теле Христовых. Жестких правил здесь нет, но все святые стремились причащаться чаще.

Тут еще один важный момент. Мир напитан грехом - это факт. Если мы это понимаем, то понимаем свою немощь и стараемся от этого греха всячески освободится. Безусловно, частое причастие в этом очень помогает. Я знаю много случаев, когда люди впадали в тяжкие грехи, но потом приходили, каялись, и я требовал, чтобы они вели более глубокую, духовную жизнь, и это помогало. Человек освобождался от пагубной привязанности, тяжкого греха. Это случается, но для этого нужны усилия.

В Церкви нужно искать не только помощи Божией, в Церкви нужно искать единения с Богом. Это смысл Христианства - единение с Богом. Этот путь непростой и долгий, но его нужно пройти, и роль духовника в этом очень важна. Мы так погрязли в грехах, что без помощи Божией их не замечаем.

Мы живем не в ранние христианские века и даже не во времена Святой Руси, и даже не в XIX веке, хотя и тогда многое из духовности было утеряно, но оставалась внешняя форма. Но тогда не было такого разгула греха, который творится сейчас. Например, в фильме «Жила-была одна баба» рассказывается о страшных сценах дореволюционной жизни - я уверен что это, мягко сказать, - преувеличение и во многом ложь. Подобные сцены могли быть редчайшим исключением, а когда это преподносится как факты ежедневного быта - это клевета на русскую жизнь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Валерий Буланников
Америка пожинает горькие плоды демократии?
Протоиерей Валерий Буланников о причинах и последствиях техасской трагедии
08.11.2017
Шаг Трампа навредит США
Протоиерей Валерий Буланников о том, к чему приведет возможная отмена религиозной «поправки Джонсона»
06.02.2017
В храме свт. Николая Миссионерского отдела РПЦ состоялось крещение японского борца Токаши Киши
Чин Крещения совершил клирик храма иерей Валерий Буланников
15.09.2012
Иерей Валерий Буланников: «Таково истинное лицо обновленческого движения»
Известный священник о причастности кощунницы из Pussy Riot к движению последователей игумена Петра (Мещеринова)
07.06.2012
Дуров как наследник Гитлера
Иерей Валерий Буланников о циничной выходке главы социальной сети «ВКонтакте»
29.05.2012
Все статьи Священник Валерий Буланников
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Великий пост
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Молитвы. Литургия. Псалмы
Программа – Великий Пост с архипастырем. Часть 4
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04