«Мы все сегодня являемся свидетелями мощной антицерковной риторики, совпавшей, к сожалению, с Великим постом. Мы слышим много нападок на Церковь, начиная с небезызвестного случая в храме Христа Спасителя. Затем последовали ужасающие осквернения трех храмов — все это было сконцентрировано по времени; а потом и моя скромная персона подверглась информационным атакам. Поэтому речь идет о том, что мы имеем дело с некой информационной стратегией, направленной против Церкви», — сказал Святейший Патриарх.
Об информационной политике Русской Православной Церкви размышляет в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, доцент СПбГУ диакон Владимир Василик.
К сожалению, мы часто забываем азбучную евангельскую истину: «Царство Мое не от мира сего» (Иоанн. 18,36). И, что касается значительной части информационной деятельности Церкви, то печальное забвение этой истины дает не менее печальные плоды. Мы пытаемся играть на информационном поле современных СМИ, во главе которых стоят люди безбожные и циничные. Люди деструктивные, не желающие ни малейшего блага ни Церкви, ни русскому народу, ни каким-либо народам мира.
Мы, пытаясь действовать их же методами, во-первых, изменяем сами себе, изменяем своему призванию свидетельствовать об истине. Во-вторых, не достигаем никакого успеха. Господь нас поставил свидетельствовать о правде Божией, а не бороться с познерами и соловьевыми. Тем более, не оправдываться перед ними. Это не исключает информационного противодействия клевете, лжи, дезинформации. Но это должно совершаться иными методами, иными средствами. Не путями ожесточенной полемики, не путями инвективными. Не нужно стремиться всегда быть безгрешными, почище римского папы. И тем более, не путями провокаций и скандалов.
Информационная политика Церкви должна быть, безусловно, продуманной и выстраиваться по иному. В этом нельзя не согласиться со Святейшим Патриархом. Более того, она должна стать нравственной, евангельской и богочеловеческой. Мы не должны заниматься обслуживанием интересов тех или иных структур. Евангельское Царство не от мира сего, хотя, безусловно, то, о чем мы свидетельствуем, жизнодательно и спасительно для русского и иных народов России и для государства Российского.
Мы должны понимать, что слово наше должно быть со властью, и мы не должны размениваться на нападки, укусы и уколы сборщиков информации. Мы должны сохранить величие и достоинство православных людей. Естественно, мы не должны спешить выплескивать церковные проблемы, смуты, скандалы в СМИ. Не должны судить священноначалие. Не должны вытаскивать на публику самые сокровенные и потаенные вещи, «давать святыню псам и метать бисер перед свиньями» (Мф. 7, 6). Мы не должны под видом борьбы за истину сводить личные счеты, что, к сожалению, бывает. Мы не должны поддаваться на провокации современных СМИ, но упорно, целенаправленно, несмотря на все поношения, свидетельствовать об Истине любой ценой, даже до смерти.
В «Илиаде» есть образ героя Аякса, который стоял, подобно скале, и подвергался несметному количеству ударов, абсолютно не обращая на них никакого внимания, а продолжал сражаться и прикрывать своих бегущих друзей. Также и мы должны быть аяксами и не размениваться на информационную дешевку.
Мы должны быть свидетелями в великом богочеловеческом споре Господа нашего Иисуса Христа с безбожным миром. И мы должны сохранять церковное единство (единство в любви, в союзе мира), чтобы от наших слов людям становилось светло и хорошо. Чтобы они были жизнодательны, чтобы они несли людям не негатив, а позитив, несли не смерть, а жизнь, не мелкие правды, смешанные с ложью, а великую божественную Истину: «Познайте Истину и Истина сделает вас свободными» (Иоан. 8, 32).