Настоящий пастырь пасет своих пасомых, а не дерет с них шкуры

Отклик протоиерея Вячеслава Пушкарева на критику статьи «Социальное светское государство - прямой путь в бездну деградации народа!»

0
1130
Время на чтение 10 минут

3 марта на сайте «Русской народной линии» была опубликована статья руководителя Миссионерского отдела Иркутской епархии протоиерея Вячеслава Пушкарева «Социальное светское государство - прямой путь в бездну деградации народа!» Публикация вызвала неоднозначную реакцию у читателей. В связи с этим в редакцию РНЛ поступил отклик отца Вячеслава Пушкарева на критику, ранее опубликованный в его блоге.

Boni pastoris est tondere pecus, non deglubere

Социальное светское государство - прямой путь в бездну деградации народа! Государство не должно быть социальным, так как все проверенные практикой жизни методики перераспределения национальных богатств (чем, по сути, и занимается социальное государство) и система помощи и дотаций развращают людей, приучая их к иждивенчеству. Государство должно быть не социальным, а справедливым - оно должно эффективно и скоро создавать для всех своих граждан примерно равные и при этом реальные возможности для жизни, бизнеса, карьеры и пр., максимально избегая ненужного насилия и необдуманного принуждения.

Реплика по теме

Если посмотреть на проблему в её исторической ретроспективе, то станет очевидным факт - природе светского государства чужды социальные функции и опыт ранее бывших и ныне пока еще здравствующих социальных режимов. Это наше утверждение подтверждает страна за страной. От природы вещей нормальному государству присущи только следующие функции: повелевать обстоятельствами материального бытия его граждан, чтобы не было безнадежно нищих и безумно богатых (властные функции и функции регулирования налогообложения, сбора налогов); ограждать материальное бытие граждан от саморазрушения (функции жандарма и МЧС); защищать материальное бытие граждан от конкуренции извне и от их уничтожения другими государствами (функции разведки, дипломатии, таможни, пограничной службы, армии и флота). Всё остальное государству претит, а потому государство, самым, что ни на есть естественным образом, относится ко всему остальному спустя рукава - медленно и неэффективно (у семи нянек дитя без глазу).

Если рассмотреть данную проблему философски беспристрастно - глубже псевдосоциологического подхода «голоден или сыт», то со всей парадоксальной очевидностью станет ясно, что негр, живущий в слабо социализированном обществе ЮАР, счастливее полностью социализированного белого немца, потому как он пока ещё свободен от этой закабаляющей в рабство принципиально неэкологичной и в реале античеловечной социализации.

Чтобы лучше понять это утверждение, обратимся к простейшему примеру с частным домом и многоэтажным комфортабельным жилищем в период экономического и политического благоденствия. Первое наблюдение приводит многих к мысли, что в многоэтажке жить легче и удобнее. Тут только вовремя плати за услуги, и относительный комфортабельный рай тебе обеспечен от оплаты до оплаты. Напротив, частное жильё предстаёт перед нами во всей полноте своих обременений. Дрова заготавливай, печь топи, воду из скважины ручным насосом качай и тащи на себе, дом крась и ремонтируй сам, следи самостоятельно за электрикой, в земле копайся, снег с крыши скидывай, сточные канавы держи в чистоте. Не всякий человек такие обременения в мирное время на себя возьмет, но таких людей все же много и жить так можно очень даже хорошо и богато. Тем не менее, для большинства возможных респондентов максимально социализированное жильё видится в таких обстоятельствах реально более привлекательным, более полезным для их личного времени. Ан нет! Представим иную картину мира: мощный кризис, природная катастрофа, война, в конце концов?.. Что станет с социализированной многоэтажкой? Да она в кратчайшее время из комфортабельного рая превратит жизнь своих жильцов в тёмный, холодный, голодный и грязный ад, в котором ее обитатели уже давным-давно забыли все методы самообеспечения и выживания! А что станет с частным домом? Он как давал тепло и возможность жить, готовить пищу, кушать, пить воду, выращивать простейшую, но всё же еду, так он и будет это делать. И его жильцы, как и раньше, будут относительно свободны, и при этом будут иметь значительно больше шансов выжить. Трудное в данном случае явно превосходит легкое.

Подобный ракурс проблемы дает нам понимание, что все крики и заклинания о необходимости максимальной социализации жизни людей в современной России ни к чему хорошему на деле не приведут, но только быстро и надолго загонят нас в долговую яму, подобную той, в которой сейчас находятся православная Греция, католические Италия, Испания, Португалия и пр. И наше современное православие в таком случае тоже не сильно поможет, разве только оттянет час падения и несколько смягчит удар, что, по сути, все равно (в смысле полезных приобретений) бесперспективно. А потому, добрый христианин - государственный муж - не должен стремиться любыми силами всех сделать счастливыми (это просто утопия) и все ради этого социализировать - закабалять своих братьев и сестер оковами социальных услуг и подарков (добрыми намерениями выстелен путь в ад), но наоборот должен освободить их от излишней государственной «заботы» и, положившись на народные потенции к самоорганизации, начать изо всех сил исполнять свои прямые природные обязанности и лишь слегка вмешиваться в жизнь общества, когда этого явно потребует объективный государственный и общественный мониторинг и непредвиденные обстоятельства.

Размышления над репликой по теме:

В продолжение темы акцентировано заметим, что речь в первых словах «Реплики по теме» мы вели конкретно о «СВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ» и причем конкретно современного евразийского типа, где социализация идеологически (и, как выяснилось, практически) выступает более в роли сдерживающих цепи и намордника для человеческих масс, нежели в качестве помощи для облегчения жизни конкретных людей и всего социума. Именно эта сдерживающая функция социализации постепенно выстраивает технико-экономические схемы, при которых некогда относительно свободные европейцы тихим сапом оказываются в электронном концлагере (пока еще с довольно таки умеренным режимом содержания, но это только пока). В советский период социальные льготы и гарантии тоже были как раз тем самым намордником, а потому решающей роли в деле построения справедливого общества они сыграть не смогли, и именно из-за этого самая обыкновенная государственно-монополистическая сущность большевистского госкапитализма так быстро и так ясно открылась, оттолкнув от себя русский народ на расстояние невозвращения - навсегда. Но, оттолкнувшись от советской социальной соски, большая часть русских людей (удачно кем-то названых Homo soveticus) оказалась непригодной для самостоятельной экономической жизни в условиях жестких требований рынка, что и привело национальную экономику Российской Федерации к коллапсам 90-х годов.

Причины малой продолжительности жизни всех ранее бывших социальных экспериментов лежат на поверхности, и с точки зрения христианской икономии ясны и понятны. И советский, и шведский, и канадский, и норвежский периоды - варианты социализации в корнях своей природы - сознательно самолишены источника вечной жизни - веры в Иисуса Христа, который есть Податель всех благ и самый, что ни на есть честный Регулятор. Не имея стопроцентной надежды на Него и усреднено зная сумбурность человеческой природы, малорелигиозные адепты модернизма, авторы всех наиболее «удачных» социальных концепций 40-70 гг. во главу угла делания и сохранения своих сообществ ставят холодный расчет (основанный на посыле сделать хорошо всем), который они называют здравым смыслом. И этот расчет действительно срабатывает, но вот загвоздка - на практике срабатывает он до тех пор, пока его претворением в жизнь занимаются сколько-нибудь религиозные люди - априори способные хотя бы к некоторой самоорганизации и к сознательному послушанию умным наставникам, т.е. те из людей, которые возросли с евангельским девизом на устах: «Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение...» (Кол 3:12). Как только религиозность населения становится минимальной (а она такой становится ввиду повсеместного перехода европейских политических систем, образовательных и воспитательных практик к абсолютной светскости), так сразу и постепенно срабатывают все деградационные составляющие, уже не сдерживаемые религиозным сознанием, основанном ранее на Законе Божьем и организованном этикой и эстетикой Христианства. То есть эта самая религиозность неизбежно слабеет в условиях «когда все есть» (все точно по А.Райкину в известной юмореске), когда государство берет на себя все функции заботы о сирых, больных и пр., по разным причинам не способным к самостоятельному существованию - самообеспечению.

Отнимая у отдельного человека возможность к ежедневному самопожертвованию, беря на себя все функции, связанные с милосердием, государство исполняет эту работу не лучшим образом (это служение для него не характерно), и при этом оно приучает своих людей к мысли, что дела милосердия и так творятся государством ежеминутно на суммы, взятые из народного налогообложения, а потому нечего об этом напрасно беспокоиться и тем более терзать себя ненужными муками совести. Добрые люди под крышей внешне доброго поведения государства по-доброму отучаются творить добро. Характерным примером тому служат мои личные американские наблюдения. В Америке современные молодые люди почти всегда отказывают в денежном подаянии местным бомжам. Чем они мотивируют этот свой отказ? Они говорят бомжу прямо и без извинений: «Сэр, чтобы Вы могли нормально жить, мы платим государству большие налоги. Пройдите, сэр, на Серер три квартала в социальный приют, и там Вас умоют, побреют, переоденут, накормят, познакомят с психологом и дадут ночлег». Старшее поколение пока еще жертвует этим людям, а молодое уже практически нет, и это прямое последствие довольно таки успешной социализации (несмотря на приведенный мной выше пример, замечу, что я лично считаю американскую модель социализации хоть и не идеальной, но наиболее умной и самой безвредной для их общества, и мы могли бы лучшее у них перенять для себя) в США. Страны Скандинавии и всей Северной Европы в этом смысле дают на гора жизни намного худшие примеры. В этих странах государство, которое вообще по своей природе попущено Богом в виде пастырства, где пастырь все свое время посвящает мирному хождению со стадами в поисках добрых пастбищ, превращено в живодера, охраняющего своих овец от разбегания, чтобы ежеминутно иметь возможность содрать с них три шкуры (там налоги с гражданина варьируются в районе 50% от всего его личного дохода).

В первой реплике, где мы попытались в общих чертах описать проблему и заявить о пагубности «максимальной» социализации, мы имели в виду именно это количественное наполнение и именно его мы назвали пагубным, а не социализацию вообще. Нами также не был провозглашен совершенный отказ от делегирования государству определенных социальных функций, но было заявлено, что «светское государство», с точки зрения христианской икономии, не имеет морального, экономического и даже юридического права на монополизацию социального служения, потому как современное светское государство - это «слепой вождь», и ввиду своей слепоты все идущие за ним на социальной привязи люди неизбежно окажутся в погибельной пропасти. Отсюда мы делаем категорический вывод - государство должно жить в синергизме с религией, которая есть светильник истины, и только в этом случае оно получает условно законное право корректировать общественную жизнь - «…лишь слегка вмешиваться в жизнь общества, когда этого явно потребует объективный мониторинг и непредвиденные обстоятельства!» Это как раз сказано еще и о том, кто же будет заботиться об одиноких стариках, инвалидах детства, больных, не имеющих родственников, сиротах и т.д., если упразднить факт государственной опеки. Всем этим должны заниматься все желающие энтузиасты, лучше, если они будут православно-религиозно-организованными, а таких людей в нашей стране большинство и задача государства не мешать им, при необходимости стимулируя их труды. Если государство и должно за кем-то ухаживать, так только за теми, кого оно приручило - за бюджетниками.

Также нами было акцентировано, что «…наше Православие в таком случае тоже не сильно поможет, разве только оттянет час падения и несколько смягчит удар...» Это сказано только о современной ситуации и ее тенденциях. С точки зрения объективной логики это утверждение вообще не подлежит оспариванию, так как оно объективно рождено из посыла, что «совершенное может работать совершенно только в совершенном...», а пример всеобщего человеческого бытия уже давно доказал нам - светское государство априори не может быть совершенным, так как в погоне за внешне здравым смыслом оно всегда теряет правильное внутреннее содержание - стержень его возможной полезной и долговременной жизни. История Христианства знавала несколько кратковременных периодов относительной симфонии взаимоотношений религии, народа и государства, и это славнейшие времена с удивительными частными примерами социального служения государства своему народу. Но также история еще до сих пор не увидела сколько-нибудь продолжительного во времени, эффективного и действительно (хотя бы относительно идеального представления) православного социального государства, а потому все рассуждения о появлении такового в возможной перспективе являются утопическими, и пока мы не вступили в фазу эксперимента, они не являются полезными и достойными внимания. Если же мы все же доживем до такового эксперимента, то само слово «эксперимент» тут будет главным. Сколько экспериментов мы уже претерпели на своей спине? Много. И все как-то не впрок для стабильной социализации - равенства - братства. Все прошлые и современные попытки поэкспериментировать с социализацией на поверку оказываются банальными попытками доказать Христианству и всему миру нееретичность ереси хилиазма - псевдохристианского учения о возможности «…тысячелетнего царства справедливости» здесь на земле. На наш взгляд, всякая подобная попытка максимизировать социальные отношения в Православие неизбежно приведет к «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Зачем были сделаны эти акценты? Они были озвучены до выборов Президента России - 2012 и на фоне громогласно озвученных предвыборных концепций и программ всех без исключения претендентов, которые в основе своей все свели к обещаниям максимально социализировать наше пока еще де-факто и де-юре «СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО». Промолчать означало бы оставить наших братьев и сестер в неведении грядущей на «облацех» социально-нравственной катастрофы, а нашим вождям подать повод для продолжения «законного» разбазаривания народных средств и даже самой нашей Родины, при этом оставляя им «законную» возможность под видом правды превращать наших ближних в безмозглых дегенератов по примеру тех спящих в физрастворе... полулюдей, возможность существования которых нам предсказали господа Энди и Лана Вачовски в фильме «Матрица».

Почему в реплике мы обращаемся к идеалу поведения «…доброго христианина - государственного мужа...»? Потому что мы пока искренне считаем наших действующих вождей неноминальными христианами, и еще для того, чтобы обозначить им христианские границы их возможных трудов на ниве социализации, чтобы показать им всю опасность абсолютизма (тем более, что на абсолютизм, в крайних случаях, может претендовать только монархия - единственная истинно установленная Богом власть, воскрешение которой мы в ближайшем времени ожидаем по пророчествам всех наших старцев), на плечах которого при большинстве вариантов в конечном итоге воцарится антихрист, и напомнить им Божественную мудрость, выраженную народом в пословице: «Настоящий пастырь пасет своих пасомых, а не дерет с них шкуры».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

46. Ответ на 44., Люмпен и вообще по теме

Я о другом. Есть два способа выхода из этой "скуки". Сбросить всю социалку, чтобы народ задвигался и ему недосуг было скучать и вообще думать о чем-либо кроме материального выживания. (Это, похоже, мировой мейнстрим). Другой способ - предложить обществу нематериальные цели развития. Это сложнее, думать надо. Первый путь проще и очень популярен нынче по мотивам "чё я должен платить за учение и лечение какого-то быдла". Какое это отношение имеет к христианству, я не знаю. У нас есть заповедь "носить тяготы друг друга", а не бдительно следить не стал ли вдруг крест соседа слишком легким от избыточной помощи. Поэтому всякая помощь имеет право быть - и от личности, и от общества, и от государства.
Архивариус / 29.03.2012, 10:15

45. Ответ на 31., Иван Федорович:

Не надо домысливать, и приписывать. Где у меня написано, что я условием помощи ставлю массовое воцерковление? Я ПИШУ О ТОМ ЧТО Т.Н. ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА - РАЗВРАЩАЕТ ЛЮДЕЙ.

Вы ведь не объясняете чем вам помешало социальная забота государства (про развращает - это отдельная песня, дальше). Только бездоказательные лозунги: "Пенсия развращает! Оказывать помощь имеет право только личность или приход и никто больше!" Почему, чем кому мешает госпомощь? Ну и будет нуждающийся полностью зависеть от личности или прихода... Дальше домысливайте. Теперь о равращении. Диву даюсь, почему автор и Вы корень разврата нашли именно в социальной заботе государства. Советское государство было весьма социальным, там что, все лодыри жили? То-то, до сих пор их труд проживаем. Зато лодыри в массовом колочестве появились, когда это государство стало более равнодушным ко всему, как Вы и предлагаете ему быть. И это все параллельно с появлением другого рода тунеядцев, которые совершенно ни в какой госпомощи не нуждаются.. Развращает, говорите? По-моему развращают совсем другие вещи: когда молодой человек, меняет места работы десятками и везде одно - за работу не заплатили/не доплатили и выгнали через три месяца, когда молодежь (не глупые же они) видят, что их благосостояние здесь почти никак не зависит от их образования и желания работать... Причины пьянства, тунеядства и пр. не в госпомощи, а поглубже. Не помню, чтобы наше государство хоть копейку лишнюю просто так с выплатило на социальные нужды. Не там прорехи и разврат ищите.
Архивариус / 29.03.2012, 07:09

44. Ответ на 28., Архивариус :

если в некотором государстве нет голодных и прочих бунтов, занятость высокая, преступность низкая... Сейчас кажется, что так. А вот в СССР это застоем называлось, скучно всем было... Ну, и рухнуло как-то всё само собой.

Да не само собой! Разрушили именно те, кому было скушно при застое!
Люмпен / 28.03.2012, 20:05

43. Ответ на 27., Петрович :

Вы, всечестной отец, не только экстремист, вы еще нигилист и анархист.

Все ярлыки развесили?
Люмпен / 28.03.2012, 20:04

42. Спорно и беспорно одновременно...

Реакция "народа", как видмте положительная. Статью прочитало уже несколько тысяч человек, ее перепостили еще несколько крупных сайтов, а непонимающих откликов вроде Ваших всего полтора десятка. Остальные читатели своим молчанием объявили о согласии с самой сутью статьи. Так что скорее Ваше понимание этого моего мнения неверно, чем само мое мнение объявленное в этой статье.

41. Статья

Простите, о.Вачеслав, если я «стрелял по ложной мишени» и мы друг друга не поняли. Дело в том, что я хотел ответить на Вашу первую статью, но не получилось. Прежде чем отвечать здесь, подумал (немного), посмотрел реакцию народа, Ваши другие статьи и биографию на РЛ. И вот здесь уже я перестал понимать... Думаю, что этот Ваш материал в таком виде – ошибка.
И.В.С. / 28.03.2012, 19:26

40. Ответ на 39., И.В.С. :

Вы повторяетесть. И, что самое странное, Вы повторяете меня (мои мысли) через призму Ваших выражений, а потому не чего нового Вы не скзали. Зачем было тогда это писать в таком количестве? Я понял, что Вы нетпоняли статью. Жаль! Но я не понял, зачем Вы ввязываетесь в полемику со своим непониманием? Странно это..?

39. Статья

Спасибо, о.Вячеслав, за ответы. Однако, я так и не увидел Ваши критерии оценки справедливости. Какое «перераспределение национальных богатств» Вы считаете справедливым не зависимо от того, кто этим занимается (государство, Прохоров или «энтузиасты»)? «Светскому государству вообще нельзя существовать!» Т.е. Вы считаете, что светское\атеист ничего доброго не может сделать в принципе!!? Утопая, спросите, ты светский или верующий, прежде чем принять помощь? Я собирался подробно ответить на статью, но люди уже по многим вопросам здесь ответили и я согласен с их мнением. Несколько вещей добавлю. 1.Непонятно, авторов статьи несколько или это стиль такой («...мы вели конкретно...», «...мы попытались в общих чертах...», «...мы делаем категорический вывод...» и т.д.). 2.«...станет ясно, что негр, живущий в слабо социализированном обществе ЮАР, счастливее полностью социализированного белого немца, потому как он пока ещё свободен от этой закабаляющей в рабство принципиально неэкологичной и в реале античеловечной социализации.” Здесь можно еще сравнить жизнь и счастье дикого и домашнего кота... Человека и отличает от «экологии» социальная органиизация, качество которой зависит от духовности. 3.«...социализации жизни людей в современной России ни к чему хорошему на деле не приведут, но только быстро и надолго загонят нас в долговую яму, подобную той, в которой сейчас находятся православная Греция,...» В яму страну загоняют как раз не могущие насытится «желающие энтузиасты», разворовавшие национальные богатства и покрывающие их гос. чиновники – нынешнее «хазарское» государство. Автор и Прохоров здесь близки идейно... 4.«Но, оттолкнувшись от советской социальной соски, большая часть русских людей (удачно кем-то названых Homo soveticus) оказалась непригодной для самостоятельной экономической жизни в условиях жестких требований рынка, что и привело национальную экономику Российской Федерации к коллапсам 90-х годов.» Неправда! К «коллапсам» привели другие вещи. Изучите вопрос! Циничное «удачно кем-то названых Homo soveticus» возмущает. С таким же успехом можно презрительно относиться к нормальному человеку, которого «развели» гопники – он просто не был готов вести дела по их правилам. Да, нас «совков», не учили «жестким требованиям рынка», но люди восстановили страну после ВОВ и построили то, что последние годы доворовывают. И отношения между «совками» в обществе были другие. 5.«Личные американские наблюдения» автора удивляют. «В Америке современные молодые люди почти всегда отказывают в денежном подаянии местным бомжам.». Правильно делают! То, что автор называет «денежном подаянии местным бомжам» - это просто способ откупиться, быть «найс», бросив монетку и себя самого возлюбить за это. Дело в том, что в местах где попрошайничают , иногда агрессивно, эти бомжи (а в малых городах их просто нет), люди часто просто физиологически боятся сказать «нет». Такой человек скорее даст копейку или дважды извинится перед бомжом, что у него нет наличных, чем скажет «нет». Нормальных людей просто достали порошайничества «энтузиастов», начиная от тел. звонков обществ бедных пожарников и диабетиков до детишек, продающих конфеты по домам. Если бомж просит денег на еду, не откупайся, бросив сотню, а пойди с ним в магазин и купи ему еды на тысячу. Просит бедный человек – подвези его бесплатно. Нет жилья – помоги найти или пригласи в свой дом. Нет работы – помоги найти. Нет одежды – купи или дай свою. И если будешь так поступать с каждым конкретным человеком, а не откупаться «денежным подаянием», то увидишь, что времени у тебя не остается ни на работу, ни на семью. Что же плохого, если этим будет заниматься социальная составляющая государства, а ты сам – по силам, когда Бог пошлет? В заключение скажу, что статья мне не понравилась и по форме и по содержанию. Автор продвигает очень неполезные идеи и не может толково обосновать свою мысль. Теперь пару слов о государстве. Несомненно, что у государства должна быть социальная составляющая. Вопос в том, как она формируется. В олигархическом гос-ве «хазарского» типа (нынешняя власть) за социалку придется платить бедным, а национальные богатства перераспределяются «прохоровыми» в свою пользу.
И.В.С. / 28.03.2012, 15:59

38. Ответ на 36., Иван Федорович :

Спасибо Вам Иван Федорович! Я очень рад, что Вы в общих чертах поняли основную мысль моей статьи. Думаю! Что это хороший знак и показатель того, что все прочие уважаемые читатели нашего форума все правильно поняли, а значит и сделали выводы. С постом Вас благоприятным!

37. Re: Настоящий пастырь пасет своих пасомых, а не дерет с них шкуры

Дмитрий! Я же уже нвписал вам однажды, что Ваша обувь это не моя обувь? Что Вы за такой любитель шарады разгадывать? А нет здесь шарад. Здесь все просто и ясно. Из чего Вы выкопали, что у меня нет соборности? А разве Богом данный государь, избранный всем народом, как личность, как вершина не является воплощением соборности? На практике только он и является! Отсюда и все прочие Ваши построения преломляются, как надуманные и я их даже опровергать не желаю.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Патриот бывает только от Патрио
О формулировке национальной идеи России
20.05.2023
Зачем России нужно казачество?
Все могут уйти, но казаки останутся умирать за Бога, справедливость, народ Божий
13.04.2023
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:10
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03