Православие потомков древних даков

Игумен Кирилл (Сахаров) о Румынской Православной Церкви

Новости Москвы 
0
602
Время на чтение 8 минут

Румынская Церковь, как и Русская, подчёркивает своё апостольское происхождение - на территории обоих Церквей проповедовал апостол Андрей Первозванный. В четвёртом веке благую весть о Христе среди даков (потомков нынешних румын) нес латинский миссионер Никита. На втором, третьем и четвёртом Вселенских Соборах присутствовали епископы, духовно окормлявшие даков.

Накануне турецкого завоевания на территории нынешней Румынии находились две митрополии-Валахская и Молдавская. Обе они были в номинальной зависимости от Константинопольского Патриарха. Парадоксальный факт: когда в 1821 году произошло восстание греков, румыны помогали туркам подавить его. Это объясняется большим недовольством румын произволом фанариотов (так называли греческих владык, по названию квартала в Стамбуле, где находится Константинопольская Патриархия).

Румынское национальное возрождение связано с именем митрополита Костаки, основавшего первую школу с румынским языком обучения. В середине XIX века князь Александр Куза объединяет румынские княжества в одно государство. Многие монастыри при нём были закрыты, а их земли конфискованы. Под давлением светской власти Румынская Церковь одностороннее провозгласила автокефалию. Был учреждён Генеральный Синод, подчинявшийся светской власти. Тогда же были предприняты первые попытки ввести григорианский календарь. Резко против вмешательства светской власти выступил митрополит Филарет. Напряжение достигло наивысшей точки, когда владыка Филарет наложил проклятие на князя.

Каноническая автокефалия Румынской Церкви была провозглашена в 1885 году, а Патриаршество - в 1925 году. Интересная деталь: аналогом наших благочиний в Румынской Церкви являются протопопства. Сразу вспоминается протопоп Аввакум. Если вспомнить стереотипы советской пропаганды о «боярской Румынии», то прямо получается какая-то допетровская Русь…

По количеству храмов Румынская Церковь - на втором месте после Русской. В Румынии около 12 тыс. православных церквей - они имеются почти в каждой, даже самой маленькой, деревне. В Бухаресте в советское время было почти 230 церквей – намного больше, чем в Москве. Крупнейшею обителью в Румынии является Нямецкая Лавра (впервые упоминается в начале XV века). Интересно также, что до начала XVII века богослужебным языком у румын был церковнославянский. В советское время государство оказывало Церкви материальную помощь, священники освобождались от воинской повинности и получали от государства зарплату.

Наши отношения с Румынской Церковью обострились после падения коммунистических режимов в России и в Румынии. Синод Румынской Церкви вдруг заявил, что он никогда не признавал вхождение Молдавской епархии в состав Московского Патриархата (хотя многие документы это опровергают). Молдавия вошла в состав Российской Империи после Русско-турецкой войны 1806-1812 годов. В 1813 году - за 72 года до провозглашения автокефалии Румынской Церкви - была учреждена Бессарабская епархия. В 1918 году после занятия Молдавии румынскими войсками и включения её в состав Румынского королевства, местная епархия была подчинена Румынскому Патриархату. Патриарх Тихон в своём послании в этом же году назвал этот акт неправомерным.

В Молдавии я побывал в бытность там правящим архиереем митрополита Серапиона (конец 1980-х годов). Повод для посещения - работа в местном архиве с материалами о старце Паисии Величковском, о котором я писал кандидатскую работу в духовных школах. Жил у писателя Ф.Чащина - автора «Белой Криницы» - не совсем удачного произведения о старообрядцах. В его библиотеке было несколько ценных документов, связанных с иноками Павлом и Алимпием – знаменитыми искателями архиерея для восстановления трехчинной иерархии у старообрядцев. Посетил единственный тогда действующей женский монастырь в республике в селе Жабки (сейчас в Молдавии 32 монастыря и 8 скитов). Больше всего запомнилось общение с о. Петром Бубурузом, некогда секретарем Кишиневской епархии, а ныне одним из главных деятелей так называемой Бессарабской митрополии. На приходе у него немного читал по-молдавски. Общаясь с ним, я сначала не сориентировался, стал говорить об опасных тенденциях к автокефалии. А он вспыхнул: «Вам, получается, можно быть автокефальными, почему же другим нельзя?!»

В 1920-е годы Румынская Православная Церковь перешла на новый календарный стиль. На праздники по этому календарю народ стали загонять насильно, при этом прибегали даже к помощи конной жандармерии. Эта календарная реформа все-таки привела к расколу в Церкви: тех, кто не принял новый стиль, стали называть старостильниками, других, соответственно, - новостильниками. Священники даже по внешнему виду отличаются друг от друга: многие новостильники не носят бороды, бреются, встречаются некоторые даже с сигаретой в зубах.

Правление Чаушеску вспоминается в народе без особого раздражения. Скорее всего, раздражение сегодня вызывает демократическое правительство. Тогда были какие-то стеснения, но открытых гонений на Церковь не было. Интересно, что на могиле Чаушеску свечей было больше, чем на братском захоронении жертв революции 1989 года.

Румыния сейчас активно движется в сторону Запада, она вступила в НАТО, открывала свое воздушное пространство для натовских самолетов, которые отсюда бомбили Сербию. В Румынию приезжал папа Римский. Румынский Патриархат следует во всем за Константинополем, который проводит реформистскую экуменистическую политику.

В Румынии проживает около 100 тысяч липован - так называют там местных старообрядцев. В целом их жизнь здесь протекала спокойно. Были, однако, некоторые сложности перед войной, когда румынский диктатор Антонеску оказывал давление, угрожал старообрядческому митрополиту Тихону, требуя принятия нового календаря. Митрополит категорически не соглашался, за что попал в лагерь. Правителю Румынии он предсказал поражение в войне. Когда это поражение стало очевидным, Антонеску выпустил владыку Тихона из заключения. Когда советские войска вступили на территорию Румынии, то имели место эксцессы с местными русскими, которых принимали за власовцев.

С румынами у липован сложились вполне нормальные отношения. Как и румынское духовенство (но только новостильное), духовные лица старообрядцев на государственном жаловании. Переходы румын в старообрядчество достаточно редки - во многом из-за языкового барьера. В основном эти переходы бывают при смешанных браках. Кстати, с румынами пришлось дважды плотно соприкоснуться во время моего приезда в позапрошлом году. Посетил я их большой монастырь – Владимирешти, километрах в двадцати от Галаца. Этот женский монастырь возник в 30-е годы прошлого столетия в степи. Было видение монахине Веронике с повелением основать там монастырь. На месте видения был установлен деревянный крест, замененный впоследствии мраморным.

В правление коммунистов этот крест пытались сорвать. Сейчас над ним устроена сень, где находится престол. В большие праздники перед этой сенью на монастырской площади молится народ за литургией. В монастыре два храма – Успенский и в честь Живоносного Источника. Насельниц обители около 150. Кроме храмов посетил монастырский музей, трапезную, гостиную, иконописную мастерскую. На кладбище ряд могил с крестами пустые, в них только предполагаются захоронения, но на крестах уже надписаны имена еще живых насельниц обители…

Надо сказать, что монахини оказали мне очень теплый прием, надавали подарков, много задавали вопросов на сугубо духовные темы. Не преминул сказать им о древнем благочестии, двуперстии, каноничности старого календаря.

В 1956 году монастырь закрыли. Некоторые монахини попали в заключение. Проводившая для нас экскурсию монахиня Даниэла, которой исполнилось 80 лет, рассказывала о своих тюремных мытарствах, как принуждали нарушать пост, работать в праздники и т. п.

Вновь монастырь открылся в 1990 году. Интересная деталь: насельниц монастыря, умерших после его закрытия, стараются перезахоронить на монастырском кладбище.

Еще несколько деталей. Перед входом в храм висят два била – деревянное и металлическое. В деревянное бьют молотком до службы, в металлическое – в процессе службы, например, при пении «Честнейшую Херувим».

Кафизмы на вечерних службах не читают под тем предлогом, что читается Неусыпающая Псалтырь. Везде порядок, идеальная чистота, ухоженные виноградники, цветники.

Я подумал: «Хорошие вы люди, добрые, гостеприимные, трудолюбивые. Но, к сожалению, новостильники. Ну, какой бес толкнул Вас на это отступление?!»

Странно, насилием ввели новый календарь в 1924 году, конные жандармы сгоняли жителей сел на службы по новому стилю, отказали Патриарху Алексию I в его предложении (в 1945 году) вернуться на старый канонический календарь. Раскол у них произошел на почве календаря. И вот, с одной стороны, давление мировой масонской закулисы, угодничество перед Западом, а с другой - значительный раскол в собственной стране, рана на церковном теле. Ну что важнее - первое или второе – уврачевание раскола? Нет, упорствуют: и к двуперстию надо бы возвращаться, и иконы писать с благословляющей в двуперстии десницей Спасителя. Видел в монастыре древнюю византийскую икону Спаса с двуперстным благословением, а рядом иконы новописанные, позднейшие с растопыренными пальцами. Где логика?! Есть ведь ориентир древний – так следуйте ему! Нет, закоснели в эклектике. Благословение толком взять не могут – всё норовят только руку священнику поцеловать. Пропел в обоих храмах величание, молился по-старому в трапезной – монахиням понравилось. Пять часов не отпускали – все расспрашивали и расспрашивали. Я на это не рассчитывал, оделся легко – обострился остеохондроз. Ну, ничего, главное, чтобы что-то из посеянного дало бы свои всходы, а затем, будем надеяться, и плоды..

Был на приеме у галацкого архиепископа Кассиана. В середине XVII века в Галаце несколько лет жил Патриарх Афанасий, мощи которого («Афанасий сидящий») находятся в Благовещенском соборе Харькова. Этот церковный деятель призывал Патриарха Никона воздерживаться от поспешных обрядовых реформ. Ранее архиепископская резиденция находилась в Измаиле. Говорил архиепископ много и громко, при этом активно жестикулировал, напоминая своим темпераментом итальянца. Впечатление осталось приятное – приветливый и обходительный владыка говорил, как он счастлив, что в его епархии живут липоване, и даже находится их центр. «Вы строго храните каноны и устав, что является для нас примером»,- сказал он и продолжил: «Мы любим Русскую Церковь и хорошо к ней относимся. Я был на интронизации Патриарха Кирилла». Интересовался, сколько приходов старого обряда в РПЦ. Приглашал на конференцию, посвященную исихазму (я писал кандидатскую работу в Духовной академии на тему: «Преподобный Паисий Величковский как продолжатель исихатской традиции»). Расставаясь, попросил архиепископа походатайствовать перед гражданскими властями о материальной помощи старообрядческому приходу в связи с ремонтными работами.

В величественном Никольском соборе, находящемся рядом с архиепископской резиденцией, пропел величание апостолу Андрею Первозванному (в соборе есть его икона с двуперстием) и свт. Николе. Обратила на себя внимание современная фреска, изображающая принесение в Галац главы апостола Андрея. Вспомнил, как в Ногинске (Богородске) Московской области в городском соборе при его настоятеле архимандрите Андриане (Старине) изобразили перенесение мощей прп. Серафима Саровского. На этой картине было много узнаваемых лиц современных архиереев и священников. Собор в Галаце построен в 1906 году, ктитором его был сам король. Престол храма после его реставрации в 2000 году освящали Патриархи Константинопольский Варфоломей и Румынский Феоктист.

Старообрядческий священник Феодор рассказал, как на литургии на Рожество Христово архиепископ Кассиан в полном облачении неожиданно вошел в алтарь старообрядческого храма и стал усердно приветствовать его, стоящего у престола. Затем он по-русски поздравил народ «с праздником», что поначалу липован как-то дезориентировало («наш владыка приехал»). У отца Феодора это посещение новообрядческого архиерея в таком формате и без предупреждения оставило в душе неприятный осадок…

Спрашиваю у сопровождающего нас в собор игумена: «Много ли в Румынии старостильников»? Нехотя отвечает: «Нет, немного». Я: «Насколько твердо Румынская Церковь придерживается нового календаря?» Он, слегка взволновано: «Я человек маленький, знаю свое послушание, подобные вопросы – не мой уровень, их нужно задавать начальству». Я почувствовал, что затронул больное место…

На обратном пути слушал подаренную архиепископом Кассианом кассету с записью чтения великого канона Андрея Критского. Хорошая дикция, чтение художественное и вдохновенное. Невольно сравнивал с тем, как читали канон покойный Патриарх Пимен, старообрядцы-безпоповцы. Сравнение было не в пользу румын… У них уже нет ектеньи об оглашенных, вечером, как правило, их церкви на замке, службы значительно сокращаются. Нередко в румынских храмах венчание совершают в субботу вечером и даже в посты. На западной стороне их храмов, там, где у нас изображают Страшный Суд, изображают Патриарха и правящего епископа, а также правителя страны и ктитора.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 2., М.Яблоков:

Перестаньте Вы, отец Кирилл, трястись с этими "старообрядцами"... Это уже не смешно.

а что, сам игумен Кирилл - старообрядец, или просто исследователь старообрядчества - как можно уточнить эти нюансы?
Токарев / 24.03.2012, 19:48

3. иг. Кирилл: "В величественном Никольском соборе, находящемся рядом с архиепископской резиденцией, пропел величание апостолу Андрею Первозванному (в соборе есть его икона с двуперстием) и свт. Николе."

Отец Кирилл, в Вашей статье под словами "свт. Никола" подразумевается святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец?
Александр Бутов / 24.03.2012, 18:30

2. Re: Православие потомков древних даков

Перестаньте Вы, отец Кирилл, трястись с этими "старообрядцами"... Это уже не смешно.
М.Яблоков / 24.03.2012, 16:37

1. Игумен Кирилл (Сахаров) о Румынской Православной Церкви …

Спаси, Господи Вас за эту статью, отче. Горько, что такие православные страны как Греция, Румыния, Болгария - находятся в НАТО, а , значит и могут потенциально воевать с Православной Россией, (румыны уже воевали в рядах фашистов). И что Грузия - православная страна - уже вписала в летопись наших отношений черную страницу геноцида осетин и войны против Абхазии. Жаль, что православные не объединаются вокруг Иисуса Христа, а разделяются в угоду князя мира сего.
Токарев / 24.03.2012, 13:48
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
«Личность Грозного имеет прямое отношение к современности»
К 540-летию преставления царя Иоанна Грозного
13.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21