Учение о должном отношении к врагам Божиим, кощунникам и осквернителям святыни содержится в Св.Писании и Св.Предании, и оно прекрасно известно благочестивым православным христианам. Например, такие слова пророка и псалмопевца Давида: «Законопреступные возненавидех, закон же Твой возлюбих» (Пс.118,113); «не ненавидящия ли Тя Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я, во враги быша ми» (пс.138,21-22). Или известная заповедь святителя Филарета Московского: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих, гнушайся врагами Отечества». Повторяю, все это мы хорошо знаем, поэтому я сошлюсь на два примера из житий святых такого должного отношения к врагам Божиим и прочим подобным им нечестивцам не потому, что хочу сказать что-то новое, а лишь по причине того, что память святых, упоминаемых в этих житиях, как будто бы специально к нынешней дискуссии о «Pussy Riot» была совсем недавно.
Первый пример – это подвиг 42 мучеников Амморейских (память 19 марта по н.ст.). Эти святые были военачальниками греческого войска, которые после героической обороны города Аммореи вследствие предательства попали в плен к агарянам, где их пытались склонить к переходу в магометанство. И вот в связи с этим у них состоялся такой диалог с одним из сих соблазнителей, который требовал, чтобы мученики «были благодарны агарянскому князю, молились за него и любили его всем сердцем». На что святые отвечали: «Наш закон повелевает молиться за наших врагов и оказывающих нам притеснения и обиды, - посему и за вашего князя мы молимся Богу. А любить его всем сердцем мы не можем, ибо нам возбраняет это святой пророк Давид, взывающий к Богу так: "Не ненавидящия ли Тя Господи возненавидех" (Пс.138,21)». Когда же соблазнитель усомнился в этом, сказав: «Как может быть, чтобы кто молился за того, кого ненавидит? Поистине вы лжете, говоря, что молитесь за князя, коего ненавидите». Святые мученики ответили ему так: «Мы истину говорим, что молимся о нем Богу, дабы Бог просветил помраченные неверием душевные очи его, чтобы ему познать путь правды и благочестно почитать Бога, принять истинную веру (христианскую) вместо той ложной, которую он теперь имеет и о которой думает, что она истинная. Если бы ваш князь узнал и принял истинную веру, тогда мы не только возлюбили бы его всем сердцем, но и воздали бы ему должное почитание, по словам пророка Давида: «Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже».
Из этого небольшого диалога очевидно не только должное отношение православного христианина к врагам Божиим, заключающееся в ненависти к ним, но и истинное христианское милосердие, состоящее в молитве за них с целью их обращения в христианство. Все же выходящее за рамки сего – от лукавого. Ведь если мы не будем ненавидеть врагов Божиих, то, следовательно, мы будем либо равнодушны к ним; либо будем любить их. Но если мы будем к ним равнодушны, то, очевидно, будем равнодушны и к Богу, т.е. будем теми теплохладными, которых Он извергнет из уст Своих (ср. Откр.3,16). Если же будем любить врагов Божиих, то, следовательно, как и они будем ненавидеть Бога. От чего нас да избавит Господь! И над всем этим в конкретном случае ритуального преступления в храме Христа Спасителя мы, и в случае нашего равнодушия к сему, и в случае нашей сомнительной «любви» к этим кощунницам, будем соучастниками этого преступления, от чего опять избави, избави нас Господи!!!
Истинное же христианское милосердие в данном случае состоит в молитве с целью вызвать покаяние и обращение в Православие этих несчастных русских женщин, попавших под каток западного либерализма, который полностью раздавил их души. Достаточно сказать, что, как говорят, одна из этих девиц, будучи на последнем месяце беременности, принимала участие в публичном групповом совокуплении! Вот к чему приводит чрезмерный интерес к такому западному изобретению по растлению душ, как порнофильмы и порносайты! Блудницы древности просто ангелочки по сравнению с этими нашими растленными таким образом девками. Во всяком случае, в 4 веке по Р.Х. преподобный Ефрем Сирин дважды посрамил хотевших соблазнить его блудниц, предложив им, выражаясь современным языком, «заняться сексом в публичном месте». Но эти прямо таки целомудренные по нашим современным меркам женщины с ужасом отказались, восклицая: «Как можно, ведь люди увидят!». Нынешних и это не останавливает, так что остается только молиться за них, если уж не люди, то, может быть, Бог их вразумит?!
Второй пример из жития священомученика Феодорита, пресвитера Антиохийского (память 21 марта по н.ст.). Когда к власти в Империи пришел Юлиан Отступник (361-363гг.), то он послал в Антиохию своего дядю, соименного ему и единонравного. Так вот этот второй Юлиан месте с сановником царским Филиксом устроил гонение на христиан в Антиохии. Кроме этого, он, как повествует житие, «с великою вооруженною воинскою силою вошел в соборную церковь, чтобы отнять украшения ее, золото и серебро, и все дорогие вещи, и присоединить к царским сокровищам. Войдя в святыню Божию, как тать и разбойник, с каким великим бесстрашием и бесстыдством похищал он церковное благолепие, творил бесчестие святыне Господней и осквернял ее! Окаянный при самом престоле Божием дерзнул мочиться; когда же были вынесены из алтаря сосуды церковные и все вместе положены на земле, он сел на них для поругания, произнося из нечистых уст своих хулу и злословие на Господа нашего Иисуса Христа. Некто из бывших там по имени Евзой, увещевал его не наносить такого бесчестия святыне Господней и не хулить Христа. А он, ударив его крепко по голове, сказал: «У христиан нет никакого Промысла Божия, и этого попечения они совершенно лишены».
И наказание Божие по пророчеству священномученика Феодорита не замедлило совершиться над нечестивыми кощунниками, осквернителями святыни: «И сбылось, что оба Юлиана, дядя и племянник вскоре погибли с шумом. Юлиан, дядя царский… с того времени, как мочою своею осквернил престол Божий и попирал священные сосуды, ругаясь над святыней и хуля Христа, - впал в недуг. Тотчас в тайных его местах начали родиться черви; они грызли его снизу, и день ото дня увеличивалась его болезнь. Искуснейшие врачи прилагали много старания, чтобы исцелить его, но не имели никакого успеха, и час от часа хуже ему приходилось, ибо черви сильно размножались и съедали тело его, которого коснулась правосудная рука Божия. И исполнились слова святого (Феодорита), сказавшего мучителю: «будешь жевать свои внутренности», ибо когда проходы его засорились, уста богохульные стали скверным проходом: итак, поедаемый червями, он зло изверг окаянную свою душу. Также и друг его Филикс… не избежал скорой казни Божией: по возмездию Божию, внутренности его повредились, и кровь днем и ночью текла потоком из богохульных его уст, как из источника, и вскоре умер он для вечности, предав окаянную душу свою геенне».
После таких примеров наказания Божия становится очевидным, что грандиозная кампания по оправданию кощунниц из «Pussy Riot» является лицемерной и глупой. Они не столько пытаются этих девок оправдать, сколько нас ритуально замарать сочувствием к ним. А по правде Божией, согласно вышесказанному, лучше этим девицам быть наказанными людьми, причем как можно строже, чем оставшись безнаказанными человеческим судом, воспринять наказание Суда Божия. Поразительные и разительные примеры которого только что были выше приведены.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии
124. Елецкий всё за кощуниц вступается? Ну-ну.
123. Ответ на 114., Адвокат:
122. Ответ на 117., Максим Елецкий:
121. Ответ на 117., Максим Елецкий:
120. Ответ на 118., Адвокат:
119. Ответ на 117., Максим Елецкий:
118. Ответ на 117., Максим Елецкий:
117. Ответ на 116., Антоний :
116. Ответ на 115., Адвокат:
115. Ответ на 111., Максим Елецкий :