Выступивший в ходе слушаний вице-президент ТПП Александр Захаров подчеркнул, что в современных условиях качественное образование является необходимым элементом инновационной системы прогрессивного развития России. Учитывая острую потребность нашей страны в высококвалифицированных кадрах, которые не только обладали бы высоким уровнем компетенций, но и имели бы возможность постоянно совершенствовать профессиональные навыки, публичное обсуждение законопроекта является непременным условием надлежащего обеспечения процессов модернизации российской экономики.
В интервью «ТПП-Информ» председатель подкомитета по формированию и развитию кадрового потенциала в области управления интеллектуальной собственностью комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности, председатель правления НО «Фонд поддержки и развития образования, творчества, культуры» Елене Баяхчян отметила: «Проект закона "Об образовании в РФ" был внимательно изучен профильными экспертами, представителями образовательных учреждений, общественных и некоммерческих организаций, предпринимательских структур. Результатом стало единодушное мнение о необходимости его отклонения из-за явного несоответствия требованиям, предъявляемым к документам подобного рода».
По нее мнению, «законопроект должен представлять собой сбалансированный юридический документ, соответствующий нормам ратифицированных Россией международных Конвенций о правах человека и правах ребенка. А он таковым не является. В тексте отсутствует синтез многолетнего опыта отечественного образования и современного педагогического опыта. А сам документ представляет из себя частную и не самую популярную точку зрения на то, каким должен быть закон».
«Несмотря на то, что разработчики третьей версии проекта закона "Об образовании в РФ" благодаря общественному давлению частично учли предъявленные возражения, основные замечания устранены не были, - отметила эксперт. - Так, программы профессионального обучения по-прежнему не отнесены к виду профессионального образования. Отсутствует классификация образовательных учреждений, не расшифрованы термины, используемые в проекте закона, имеют место нечеткости в изложении правового статуса ряда субъектов образовательной деятельности, не разведены понятия квалификации и уровня образовательного ценза, полученного по окончании образовательного учреждения. Ничего не говорится о видах образовательных организаций. Настораживает, что гарантия государства на бесплатность дошкольного, общего, среднего и высшего образования заменяется гарантиями на бесплатность в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. Очевидно, что в идеологической основе законопроекта лежит коммерциализация сферы образования, и эта направленность вступает в противоречие с Конституцией».
По словам Е.Баяхчян, в законопроекте также отсутствует уровень начального профессионального образования. «А ведь образовательные учреждения начального профессионального образования в РФ очень важны для тысяч подростков из неблагополучных и необеспеченных семей. Часто для них это единственный шанс получить профессию и не попасть в сети криминала», - отметила она.
«Беспокоит изменение видов высших учебных заведений и связанная с этим реструктуризация вузов, которая неизбежно приведет к ликвидации ряда учебных заведений, к потере преподавательского состава, уникальных кафедр и научных школ. Продолжают снижаться гарантии для сельских учителей. Ограничиваются льготы при поступлении в высшие заведения для инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей. Право внеконкурсного зачисления заменяется на "право преимущественного приема"», - рассказала эксперт.
Кроме того, заключение «Договора об образовании» законодательно закрепляет возможность взимания платы на любом этапе получения образования, в том числе в нарушение Конституции на уровне общего образования. При этом для педагогических работников не устанавливается необходимость иметь хоть какое-то образование, в том числе профильное, высшее или педагогическое. В описании термина «образовательные услуги» не прописано ни то, на каких условиях они предоставляются, ни то, кем они могут быть предоставлены, - сообщила Е.Баяхчян.
«Указывается, что размер стипендии составляет 1/3 МРОТ для студентов среднего профессионального образования, 1/2 МРОТ – для студентов вузов. Если учесть, что в данное время один МРОТ составляет 4611 рублей в месяц, то соответствующие стипендии уже сегодня планируются на уровне 1537 и 2306 рублей соответственно. Это значительно ниже прожиточного минимума в настоящее время. В документе отсутствует градация колледж – институт – академия – университет. Думаю, что отказ от существующих на сегодняшний день градаций образовательных учреждений и игнорирование деления на колледжи, академии, институты и университеты вызовет полный развал классической модели российского образования. Глава о художественном образовании по-прежнему выглядит куце. По-прежнему вызывает тревогу судьба детских школ искусства, нормативное регулирование которых на федеральном уровне может не подтверждаться реальной ситуацией на местах. Осталось "подвешенным" положение о пресловутой педагогической этике, которую неизвестно кто должен разработать. Появились термины об инклюзивном и интегрированном образовании, под которые нет определения ни в одной статье. Появилась новая статья о самоорегулируемых организациях. Фактически вводится еще один вариант обособления для юридических лиц, которые будут жить по корпоративным правилам. Если учесть, что в предпринимательской деятельности статус СРО очень неустойчив, непонятно зачем СРО предлагают ввести в "Закон об образовании". Более того, в тексте законопроекта экспертами выявлены положения, которые открывают двери коррупции», - заключила Елена Баяхчян.
Итоговые материалы общественных слушаний будут официально опубликованы в СМИ и в установленном порядке направлены Президенту РФ, в Правительство РФ, Министерство образования и науки РФ, профильные Министерства и ведомства, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, общественные организации.