Слово в неделю вторую Великого поста

Проповедь иерея Сергия Карамышева

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
1187
Время на чтение 11 минут

Неделю назад мы совершали чинопоследование Торжества Православия. Громогласно звучало исповедание нашей святейшей веры; мы ублажали защитников истины прошедших веков: благоверных царей и патриархов, священников и предводителей христолюбивого воинства, иноков и мiрян. Предавали анафеме ереси и их поборников. Мы говорили о страшном вреде ереси, искажающей богооткровенное учение. Как презрение учрежденных Богом законов материального мiра свидетельствует о скудоумии и ведет к бедствиям, так презрение к законам духовной жизни ведет, по образному выражению апостола Павла, к кораблекрушению в вере. Святитель Афанасий Великий в IV веке учил: «Кто не содержит правой веры, без всякого сомнения, навеки погибнет».

Мы чествуем память великого поборника Православия святителя Григория Паламы. Его подвиги пришлись на XIV век, на начало эпохи так называемого Возрождения в Западной Европе. В области материальной культуры и светской науки успехи, несомненно, были; в области же духовной наблюдалось самое настоящее вырождение. Явившееся в прежние века охлаждение к Богу стало постепенно переходить в прямое отступничество. Люди стали удаляться от Господа, как лукавые рабы, трудившиеся только напоказ.

Когда в древности Израильтяне охладевали к своему Богу, то, не терпя в своей душе пустоты, тут же начинали служить языческим идолам, приносить жертвы перед изваяниями и выставлять эту мерзость даже в храме Божием. В новейшие времена людей не прельщают языческие изваяния, но, удаляясь от Бога, они также воздвигают идолов в своей душе, начинают служить удалившимся от Бога науке, искусству, прогрессу, демократии и прочим кумирам современности.

В XIV веке Италия встала во главе общеевропейского отступничества – что закономерно, ибо именно в этой стране с конца VIII века воздвигся трон того, кто стал вместо Бога, - папы. Отсюда, из Калабрийской области, прибыл в Константинополь, считавшийся православным, игумен Варлаам, проповедник новой ереси, против которой и воспламенился святитель Григорий. Имея за своими плечами курс пройденных им в папской школе наук, Варлаам, надмеваясь, по слову апостола Павла, «плотским умом», дерзнул вторгнуться в область, к которой человек должен приближаться с великим страхом и трепетом. Он взялся рассуждать о сущности божественной благодати, сущности Фаворского света, утверждая, будто бы это – явление тварной, а не божественной, природы.

Из св. Евангелия мы знаем: на горе Преображения вид Господа изменился так, что лицо Его просияло точно солнце, а ризы сделались белыми как свет. Знаем из слов Господа, что праведники в царстве Божием «воссияют как солнце» (Мф. 13, 43). Знаем, что Бог «обитает в неприступном свете» и что «никто из человеков» Бога в Его существе «не видел и видеть не может» (1 Тим. 6, 16). Но как солнце постоянно излучает из себя свет, и это действие является неотъемлемым его свойством, так Бог являет Себя в мiре и в человеке особыми действованиями, или божественными энергиями. Об этом учил, основываясь на церковном Предании, святитель Григорий Палама.

Нам божественные энергии более известны под именем благодати. Своей благодатью Бог, во Святой Троице славимый, содержит мир с равной степенью попечительности в любой точке пространства, почему на православной иконе «Господь Вседержитель» Христос изображен со вселенною в деснице. Таким образом, весь космос находится перед Ним как на ладони. Благодать Божия невидимыми лучами пронизывает весь мiр изнутри, не смешиваясь с ним, почему св. апостол и восклицает: «…все обнажено перед Ним, и нет твари, могущей утаиться от Него». Святой псалмопевец, прославляя величие Божие, так говорит: «отымеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся. Послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103). Господь силен во мгновение ока изменить весь мiр. Потому отнюдь не пустословие наши постоянные молитвы о мире и состоянии всего мiра, о Церкви, о властях, о благорастворении воздухов и т.д.

Как ни велик космос, однако, он по своему достоинству в сравнении с человеком – ничто. Господь создал мiр повелением, а для спасения человека Сам стал человеком и пролил кровь на Кресте. Потому святитель Иоанн Златоуст учит, что весь космос с его мириадами звезд имеет меньшую ценность, чем одна искупленная кровью Христовою душа человеческая. Бог создал человека, чтобы обитать в нем как в храме. Стать таким храмом Божества есть цель человека. Апостол Павел говорит: «разве не знаете, что вы – храм Божий?». Апостол Петр учит, что христиане – «причастники Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). Апостол Иоанн Богослов приводит слова Христа на Тайной Вечере: «придем к нему (т.е. к человеку, возлюбившему Бога) и обитель у него сотворим».

Если признать Фаворский свет и другие проявления Божества в видимом мiре, прежде же всего в человеке, не божественной природы, как это делал названный Варлаам, Божество окажется изгнанным из мiра и заключенным в Своей неотмiрной Сущности. Тогда все свидетельства Св. Писания о вселении Бога в человека оказываются безсмыслицей, весь благодатный опыт богоносных мужей Ветхого и Нового Завета, в которых действовала сила Божия – ложью. Когда свт. Григорий, а имя его, в переводе с греческого, означает «Бодрствующий» услышал Варламовы хулы на Духа Святаго, не мог смолчать, потому что сам знал из личного опыта духовной жизни, что такое благодатное присутствие Бога в человеке.

Святитель сказал не так уж много нового, однако это его не умаляет, а напротив – возвышает, ибо он остался верен многовековому Преданию Вселенской Церкви. Новым была известная систематизация того, что всегда утверждалось богоносными отцами. В любые времена мало только иметь у себя под руками оружие мысли. Важно уметь им пользоваться, что и предпринял святитель Божий.

***

Он происходил из благочестивого и благородного семейства, был рожден и воспитан в Константинополе. Рано потеряв отца, сам стал вместо отца для своих младших братьев и сестер. С детства Григорий преуспевал как в благочестии, так и в познании духовных и светских наук. К 20-летнему возрасту в его душе созрело желание посвятить себя Богу. Когда он открыл его матери, та была весьма обрадована таковому устремлению старшего из своих детей. Собрался семейный совет, на котором было решено всем оставить мiр, чтобы без развлечения служить Богу. Раздав все имение нуждающимся, Григорий с младшими братьями отправился на святую гору Афон, а мать с дочерьми поступила в один из женских монастырей Константинополя.

На Святой горе Григорий разлучился с братьями и поступил в послушание к опытному старцу Никодиму. Под его руководством он немало лет подвизался в посте и молитве, наипаче же в послушании, смирении и нелицемерной любви. И вселилась в него обильно благодать Духа Святого для утверждения Церкви в Православии.

В Житии святого Григория описано благодатное видение, которого он сподобился, будучи на Афоне. «Однажды, во время богомысленного подвига, пред ним явился светоносный и благолепный муж, в котором он узнал святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Ласково взирая на Григория, апостол спросил его: «Почему, взывая к Богу, ты всякий раз только повторяешь: просвети тьму мою, просвети тьму мою»? Григорий отвечал: «Чего же другого должен я просить кроме этого, - да просвещусь, как творить Его святую волю»? Тогда святой евангелист сказал: «По воле Владычицы всех, Богородицы, с этой поры я буду с тобой неотступно».

После кончины старца Никодима Григорий поступил в число братии лавры Афанасия Афонского. Пробыв здесь несколько лет, он ее оставил ради пустынного безмолвия, потому что тяготился людской славой. Он ушел в скит под названием Глоссия, отдав себя в послушание старцу Григорию. Благоговейный монах желал закончить свою жизнь в пустынном безмолвии, но промысел Божий вел его к иному служению. Из-за нападений разбойных отрядов турок иноки, жившие в скитах, вынуждены были оставить Святую Гору. Григорий Палама с некоторыми другими удалился в Фессалонику. Отсюда святой Григорий думал отправиться морем в Иерусалим. Но прежде, чем предпринять это путешествие, стал усердно молиться, чтобы узнать, согласно ли его желание с волей Божией. После этого ему явился великомученик Димитрий и приказал оставаться в Фессалонике. Здесь Григорий принял священный сан, однако тотчас удалился из города в Веррский скит для молитвенного подвига. И Господь увенчал его благодатными дарами. Он получил власть исцелять неизлечимых больных, изгонял бесов. Григория называли богоносцем и пророком, а ведь ему шел тогда только четвертый десяток лет. Однако из скита близ Фессалоники иноки вынуждены были уйти по причине частых набегов албанцев. Григорий вновь появляется в лавре святого Афанасия Афонского. Здесь он сподобился посещения Царицы Небесной, после которого, как потом сам о себе свидетельствовал, всегда, где бы ни находился, ощущал на себе особенное божественное попечение.

Будучи в лавре святого Афанасия, Григорий однажды впал в легкую дремоту. Как повествует Житие, «ему представилось, что в руках его – сосуд чистого молока, переполненный настолько, что оно переливалось через край; затем молоко это приняло вид виноградного вина, которое, переливаясь чрез край сосуда, омочило его руки и одежду, распространяя кругом дивное благоухание. Ощущая его, Григорий исполнился святой радости. И явился ему светозарный юноша, и сказал: «Почему ты не передаешь этого чудного пития, оставляемого тобою без достодолжного внимания? Ведь это – неиссякающий никогда дар Божий». «Но кому же передавать сие питие, когда нет нуждающихся в нем»? – спросил святой Григорий. «Хотя в настоящее время действительно нет жаждущих сего пития, - возразил юноша, - но ты, все-таки, исполняя долг свой, должен не пренебрегать даром Божиим, в надлежащем пользовании коим Владыка потребует от тебя отчета».

При сих словах дивное видение окончилось. Святой Григорий истолковал его в том смысле, что молоко означало дар слова обыкновенный, понятный для сердец простых, ищущих духовного наставления, а превращение молока в вино означало, что со временем от него Вышняя Воля потребует более глубокого наставления в истинах веры Христовой.» Вскоре после этого видения Григорий был избран игуменом Есфигменского монастыря на Афоне.

***

И вот этот богоносный муж слышит горделивые речи игумена Варлаама, которые стали раздаваться как в Царствующем граде, так и на святой горе Афонской; слышит, что ему внимают архиереи и вельможи, тем самым обличая в себе самих оскудение благодати Божией и суетность своего ума. Угроза для Православия была немалой. Пройдет век с небольшим, как состоится печально известный так называемый Флорентийский собор. Царь, патриарх, большая часть архиереев, за исключением доблестного святителя Марка Эфесского, из-за мирских выгод станут вероотступниками, положат начало так называемой Униатской церкви, от которой в истории были одни бедствия. В XIV веке удалилась из Константинополя чудотворная икона Богородицы, известная ныне под именем Тихвинской. В глазах народа она поднялась на воздух и, несомая ангелами, направилась на север – в Великую Россию. В XIV веке отправился из Греции в Россию по делам один епископ, о чем повествуется в житии прп. Сергия Радонежского. Он не веровал в то, что «в этой варварской стране», задавленной татарским игом, может сиять великая благодать Божия. Названный епископ направился в обитель игумена Сергия, дабы увериться, как он считал, в лживости сведений и посмеяться над русским подвижником. Приближаясь к обители, епископ ослеп. Прозрел же, лишь исповедав грех гордости, по молитве преподобного.

В это тяжкое время оскудения в Греции благодати Божией святитель Григорий Палама дал ереси Варлаама, а в ее лице и всему новому западно-европейскому богословию, основанному на трудах Фомы Аквината, отпор и выразил в точных и ясных понятиях православное учение о Божественной благодати. Он оставил Вселенской Церкви оружие против новомодного западного богословия. Много раз устраивались прения и созывались в Константинополе соборы, на которых святитель Христов побеждал Варлаама. Встретились опыт благодатной жизни в Боге и отвлеченное теоретизирование, встретились истина и ложь, свет и тьма. Но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Свт. Григорий упас стадо Христово, а Варлаам бежал в Италию, где уже явно присоединился к папской ереси, ибо подобные явления всегда тяготеют друг к другу.

В Константинополе объявился последователь Варлаамова учения инок Акиндин. Увы, но и патриарх Иоанн VIII тогда заразился ересью. Он вызвал святого Григория на суд, осудил его, и святой четыре года провел в темнице. В то же самое время Акиндин был удостоен сана диакона.

Тогда благочестивая царица Анна, управлявшая государством после смерти своего супруга императора Андроника Палеолога, поспособствовала тому, чтобы впавший в ересь патриарх был низведен с кафедры. Лишь после этого святой Григорий был освобожден из заключения. Более того, по настоянию нового патриарха – Исидора – он был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. Однако не сразу святой Григорий был принят на свою кафедру. Клир и народ были предубеждены против святителя клеветой еретиков. В это время благочестивый сербский царь Стефан Душан, который в то время управлял и Болгарией, стал просить святого Григория, дабы он согласился стать митрополитом Болгарским. Но святитель отказался от этой чести. Избегая людской молвы, он поселился на маленьком островке Эгейского моря Лемносе. Отсюда его вызвала раскаявшаяся в своем жестокосердии фессалоникийская паства. Когда святитель ступил на солунский берег, то был встречен с необыкновенным торжеством. Клир исполнял, несмотря на неурочное время, пасхальные песнопения. Первая служба святителя сопровождалась явлениями силы Божией, что выразилось в исцелении неизлечимых больных.

Господь, готовя своему угоднику самый блистательный венец победы над диаволом, послал святому новые испытания. Вызванный в Константинополь на очередной собор, Григорий на пути попал в плен к туркам и был увезен в Азию. Здесь он ободрял томившихся в неволе христиан. Сам же за твердость в Православии неоднократно подвергался побоям. Вместе с тем, сами пленившие святителя турки оберегали его жизнь, т.к. надеялись получить за него богатый выкуп. После года неволи его выкупили сербы и возвратили Фессалоникийской церкви, где он и пребывал в последние три года жизни к великому утешению своей паствы.

Святитель Григорий заранее предсказал день своей кончины. Она последовала 14 ноября приблизительно 1360 года, ему исполнилось к этому времени 63 года. Накануне, в день своей памяти, Григорию явился святитель Иоанн Златоуст и, как говорил окружавшим его сам святитель Григорий, с радостным видом призывал его к себе. А когда душа отделилась от тела, лицо почившего святителя стало излучать свет настолько, что все помещение озарилось этим благодатным сиянием, чему свидетелем был целый город, ибо светолитие не прекращалось.

При погребении праведника растаяли всякие сомнения (если они у кого-то имелись) в святости Григория. Поэтому Константинопольский патриарх Феофил (сам отошедший к Богу в 1376 г.) тотчас составил святителю службу. В ней он именуется «богословия трубой», «огнедухновенными устами благодати», «честным Духа приятелищем», «столпом Церкви непоколебимым», «рекой премудрости», «светильником света», «мечом», сокрушившим «гордость Варлаамову и всякую силу еретическую». На Константинопольском соборе 1368 года, где была окончательно анафематствована Варлаамова ересь, святителю Григорию торжественно была провозглашена «вечная память».

Вселенская Церковь установила, помимо дня кончины, чествование святителя Григория Паламы во вторую неделю «светоносных постов». Через седмицу после Торжества Православия над всеми ересями, а это есть непоколебимое основание духовной жизни, мы, продвигаясь вперед, празднуем победу православного подвижнического учения над всеми противными ему лжеучениями.

И, встречая это торжество, мы ублажаем память великого подвижника последних веков - божественного Григория: «Радуйся, имже свет взыде; радуйся, несозданнаго Божества ангеле; радуйся, созданнаго и буияго воистину обличителю; радуйся, высоту невосходимую, божественное Естество, рекий; радуйся, глубину неудобь видимую, действо рекий; радуйся, яко славу Божию добре рекл еси; радуйся, яко мнения злодеев отрекл еси; радуйся, светильниче, показавый солнце; радуйся, чаше, пития божественнаго подательнице; радуйся, имже истина просиявает; радуйся, имже помрачися лжа. Радуйся, проповедниче благодати!»

Через неделю же мы будем прославлять Крест Господень, которым умерщвляются все греховные страсти, и, взирая на который, мы вооружаемся терпением для несения собственного креста.

Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Проповедь иерея Сергия Карамышева

Спаси Господи, отец Сергий, за прекрасную проповедь!
Галина / 12.03.2012, 03:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Пастырская проповедь
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Все статьи темы
Великий пост
О добре человеческом и познании себя
Четверток 6-й седмицы Великого Поста
24.04.2024
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06