«После десятилетия реализации гигантских проектов в области инфраструктуры сейчас Китай переходит к развитию внутреннего потребительского рынка, что значительно сокращает его потребности в сырье, - отмечают аналитики "Креди Сюисс". - Наши подсчеты показывают, что начался процесс сокращения потребления природных товаров в каждом новом проценте роста ВВП КНР».
По мнению швейцарского банка, в экономике Китая «прошел золотой век» инвестиций в национальную инфраструктуру, бума на жилищное строительство, роста экспорта. Эксперты также считают, что правительственная политика по стимулированию экономики КНР тоже «прошла свой пик». «Мы прогнозируем, что в ближайшее десятилетие темпы роста экономики Китая будет находиться в диапазоне 7–8% ВВП по сравнению с 10,7% в предыдущие десять лет», - говорится в докладе.
Тем не менее, по мнению «Креди Сюисс», в Китае продолжится урбанизация – развитие городов, а также широкое капитальное строительство, в первую очередь жилья. Однако основные усилия правительство в предстоящие годы сосредоточит на развитии внутреннего потребительского рынка.
Прокомментировать прогноз швейцарского банка мы попросили известного экономиста, доцента Московского университета, кандидата экономических наук Андрея Кобякова.
«Можно согласиться с этими констатациями, но они не являются аргументами для конечного вывода, который приводят швейцарские эксперты. Наверное, можно говорить о том, что инвестиционный бум в Китае пойдет на убыль, но, в то же время, как утверждает "Креди Сюисс", произойдет переориентация на вынесение потребительского спроса. Увеличение потребительского спроса в Китае будет означать, например, все большую автомобилизацию, а при том, что там живет полтора миллиарда населения, это будет означать резкое повышение потребности в бензине. Непонятно, как можно было при таком прогнозе сделать вывод о том, что потребности Китая в сырьевых ресурсах сократятся.
Также очевидно, что автомобили – это металлопрокат, следовательно, потребность в металлургическом сырье, немалую часть которого Китай импортирует из Австралии, Канады и других стран, также будет увеличиваться. Более того, мы знаем, что в Китай приходит сейчас почти 50% производства стали в мире. Поэтому даже если предположить, что сократится потребность в арматуре, в результате сокращения каких-то инвестиционных программ в Китае, или потребность в рельсах для строительства высокоскоростных дорог (но если смотреть план на 12-ю пятилетку, этого не произойдет), то все это с лихвой окупится ростом потребности конечного спроса на те же самые автомобили.
Если говорить о спросе на нефть, то мы прекрасно понимаем, что в результате переориентации экономической политики на увеличение потребительской способности китайского населения, этот спрос только возрастет. Поэтому мне кажется, что аргументы выстроены сомнительно, если не сказать – неграмотно.
Другое дело, что всякий прогноз, касающийся роста цен на базовые биржевые товары, на сырье, топливо и продовольствие достаточно спекулятивен. Мы видим, как они периодически пересматриваются одними и теми же аналитическими структурами, не говоря о том, что разные мировые аналитические агентства выступают подчас с противоположными прогнозами. Ясно что потребность в продовольствии в мире продолжает нарастать, т.к. демографическая ситуация пока не свидетельствует о затухании роста населения. Связано это будет не столько с Китаем, который проводит ограничительную демографическую политику, сколько со странами Юго-Восточной Азии, Индией, Африкой. С точки зрения потребительского спроса, спрос на продовольствие в Китае тоже будет возрастать. Так что мне представляется предоставленный прогноз предельно мало обоснованным.
Что касается замедления темпов роста китайской экономики, это действительно возможно. Поскольку эффект базы растет, то наращивать экономику темпами в более чем 10% в год бесконечно нельзя, но темпы 7-8 % вполне реальны. А при темпе роста в 7,2% удвоение экономики Китая произойдет всего за 10 лет. Так что замедление роста экономики не означает уменьшение спроса с его стороны на основные базовые товары. Такой вот мой вывод.
Что касается России, то надо заметить, что всякий рост цен на сырье и топливо в краткосрочном плане благоприятен для России, поскольку это наш основной экспортный товар, от которого зависит ситуация с нашим бюджетом. Но, к сожалению, такой высокий уровень цен на эти товары демотивирует структурные изменения развития экономики, служит объективным препятствием для их проведения. Тем более, что скоро мы будем иметь дело с уже почти состоявшимся вступлением России в ВТО, которое поставит в невыгодные условия некоторые отрасли российской экономики. Поэтому я думаю, в долгосрочном плане эта тенденция будет иметь угнетающее действие на развитие российской экономики».