Владимир Крупин: Рождественские чтения надо сохранить

Известный писатель выступил против ликвидации крупнейшего церковно-государственного форума

ДелоРус 
0
705
Как уже сообщала «Русская народная линия», в Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви состоялась рабочая встреча руководителей Синодальных учреждений. В соответствии с поручением Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви участники совещания обсудили возможности реструктуризации формата Международных Рождественских образовательных чтений. 

Мы попросили прокомментировать предложения по реструктуризации чтений одного из их организаторов, известного русского писателя, сопредседателя Союза писателей России Владимира Крупина.


Для меня это более чем неожиданное сообщение. И я должен сказать, что оно весьма огорчительное. Я стоял у истоков создания Рождественских чтений. Когда-то, в самом начале их существования, мы собирались в весьма скромных аудиториях - в Свято-Даниловом монастыре, в государственной библиотеке и пр. Однако за прошедшие двадцать лет Рождественские чтения превратились в форум высочайшего значения.

Что же теперь делается? Почему люди едут на Рождественские чтения буквально отовсюду – со всех концов России и даже из-за рубежа? Им что, платят за эти поездки большие деньги? Почему мы видим такое стремление православных ученых и общественных деятелей в Москву? Дело в том, что именно с Москвы берут пример в регионах России. Если бы Рождественские чтения не были интересны православным людям, то люди просто бы перестали туда ездить. Но этого мы не видим. Наоборот, с каждым годом количество участников чтений все более увеличивается.

Конечно, как мы знаем из законов философии, всякое явление имеет диалектические формы – зарождение, рост, развитие, расцвет, угасание. Но нельзя же заявлять, что Рождественские чтения приказали долго жить?! Я участвовал в заседаниях многих секций чтений – и в секции по сохранению церковнославянского языка, и в секциях, посвященных проблемам театра, кино, телевидения и т. д. Я вижу, как люди приезжают буквально отовсюду и делятся своими переживаниями, своими мыслями и предложениями, приносят свою боль и страдание. Конечно, организаторам чтений приходится проводить каждый год огромную подготовительную организационную работу: телефонные звонки, письма, распечатки программ, размещение участников в гостиницах и пр. Это все очень непросто. Но ведь овчинка стоит выделки! Рождественские чтения оказывают поистине благотворное воздействие по всей России. Потом, учитывая опыт их проведения, организуются в каждой епархии по примеру Рождественских чтений епархиальные чтения, что тоже немаловажно.

И в чью голову пришла такая мысль, что Рождественские чтения в нынешнем формате изжили себя? Надеюсь, эти люди просто пошутили! Мне кажется, что эти разговоры возгорелись на пустом месте и ведутся они или по дурости, что я не могу допускать от представителей Синодальных отделов, или по совершенно ложному мнению – о том, что хватит проводить Рождественские чтения. В общем, одним словом, в этом предложении сказывается нелюбовь к Православию.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

12. Чарнавской на 11

Скажу по-другому то же самое: перестал вести себя нагло на открытии МРОЧ и считать, что он пришёл нас поучать. Стал тихо и помалу вякать. А вообще его личность в связи с обсуждаемым важным вопросом, по-моему, нас меньше всего должна волновать. МРОЧ - это стишком важно, чтобы говорить о временщике, уже упаковавшем чемодан.
чистякова / 25.02.2012, 11:54

11. Чистяковой

...но он понял нечто тогда, хоть немного наглеть перестал. Неужели? В чём же это выразилось?

10. 5 Семенко; Чарнавской

1. Извините, г-н Семенко, но оба ваши утверждения откровенно циничны. Рьяные православные - это искренне верующие, которым Господь и заповедал идти в бой; нынешние церковные власти вовсе не игнорируют верующих - это ложь. 2.Откуда уныние такое? Духовную "пользу" (простите за упрощение, это для контрастности) нельзя положить на весы, нельзя сказать, когда и насколько участники МРОЧ и ВРНС изменили что-то в общественном сознании. "Нам не дано предугадать..." Самое главное - состояние души людей, участвующих в том или ином процессе, НЕПРЕМЕННО меняет и и мир, и людей в ту или иную сторону. И тысячи людей, приехавших без указки и суточных, по зову души, молившихся вместе, думавших вместе,переживавших вместе, получавших ответы на свои вопросы, бравших благословение у уважаемых пастырей, которых они не смогут всех вместе увидеть и услышать в другом месте - всё это, оказывается, православным не нужно!Оказывается, это ни на что не влияет! А что нужно - статьи в законодательстве? Вот их-то принять проще всего и проще всего отменить, и вообще не исполнять. А вы попробуйте нравы, направление мысли изменить! "Нравы совершенствуются медленно", это кропотливая многолетняя работа, все духовные лица это знают и учат нас - не унывать, всегда радоваться и трудиться. А что касается маски Фурсекно, то, между прочим, именно на МРОЧ впервые на одном из форумов именно там, и именно православные его чуть ли не освистали. Он этого совершенно не ожидал тогда, был ещё свеженький! Правда, православным тогда "всыпали" за это. Ну, мы в углу постояли, больше не шумим, но он понял нечто тогда, хоть немного наглеть перестал. Коли руководство МРОЧ всё время меняется, надо отдать в другие руки этот форум. Надеюсь, Святейший Патриарх этот вопрос решит.
чистякова / 24.02.2012, 20:07

9. Деяния личностей без имени...

Мы знаем имена созидателей Рождественских чтений,знаем о благотворном влиянии Рождественских чтений на духовную жизнь России,можем прочесть отклики и отзывы участников. Создали удивительное явление реальной духовной жизни народа- люди со всей страны могли приехать на это мероприятие и ощутить свое единство народа и власти,побыть в кремле получить личный опыт участия и общения в общественной жизни страны и осознать себя гражданами великой и могучей державы!И вдруг некие "анонимы" хотят это погубить.Ну не любят "анонимы" жизнь,даже политическую.Ну эти обитатели подполья не выносят свежего воздуха,чистоты,солнечного света- не позволим "анонимам" погубить наше достояние!Честь и слава творящим благое- и позор- пакостникам!
Владимиръ / 24.02.2012, 12:06

8. За Родину! За Православие!

Я помню прошлые Рождественские чтения, прекрасно организованные владыкой Меркурием. Они открывались, как и положено по статусу, в Кремле. За этот год, в отношении властной элиты к Церкви, произошли изменения. Стал упорно навязываться тезис о том, что Православие, всего лишь – «одна из конфессий – многокультурной, многоконфессиональной Российской Федерации». Произошли изменения и в работе Синодального отдела образования. Владыка Меркурий – был переведен на Ростовскую кафедру, возведен в сан митрополита, и не может, к сожалению, как раньше, уделять все свое внимание работе Отдела. Не секрет, что первый заместитель Главы Отдела образования, протоиерей Александр Абрамов, который, после перевода владыки Меркурия, работал с удвоенной отдачей, написал Прошение с просьбой освободить его от занимаемой должности, во многом, - в связи с отказом в проведении открытия чтений в Кремле, и в связи с попыткой, фактического, – расформирования Рождественских чтений. Изменения в этом году коснулись и сектора Православных гимназий и школ Синодального Отдела образования. Его заведующий, иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), был переведен на другую должность - в Российский Православный Университет. После его ухода, работа сектора Православных гимназий и школ, стала постепенно разваливаться. Все эти негативные процессы, происходят при полном молчании, так называемого, «Союза православных граждан», (один из руководителей – В.П.Семенко), - совершенно мифической организации, которая не имеет даже своего официального сайта, а главное, - своей православной позиции. Сейчас, в связи с доверием, оказанным Администрацией Президента, происходят существенные изменения в руководстве партии «За нашу Родину!» Мы берем дело о статусе Рождественских образовательных чтений – под свой личный контроль. Патриотическое поле перед выборами «зачистили» так тщательно, что, похоже, - больше некому вступиться за Православное Образование. «Если не мы, то кто?» - девиз партии «За нашу Родину!».
Орлов / 24.02.2012, 07:52

7. Re: Владимир Крупин: Рождественские чтения надо сохранить

Однако за прошедшие двадцать лет Рождественские чтения превратились в форум высочайшего значения. Чтения играли роль своего рода клапана, через который выпускали пар, лишнюю энергию слишком ревностных православных активистов, в частности, педагогов. При Патриархе Алексии считалось, что это необходимо. Задумалась над этими двумя фразами. Я далеко не на все Чтения ездила, раз 5 наверное. И всякий раз двойственное впечатление. С одной стороны - Москва, Кремль, служение в соборах Кремлёвских (позже в Храме Христа Спасителя), Патриарх, члены правительства. Народу православного море, глаза разбегаются, от впечатлений голова гудит. Возможность на ярмарке на год вперёд книг и кассет(позже дисков) накупить. С другой стороны много организационных сложностей: неоплачиваемый отпуск на работе, при этом нужно найти деньги и немалые (не только на проезд, жильё и питание, но и на книги с дисками)... Уж не знаю, какие расходы организаторы несли, кажется, даже программу бесплатно не раздавали, не помню точно. Разве что на заседания бесплатно можно было пройти, то есть аренда помещений, и концерт в Кремле. Когда мы, учителя, додумались объединить усилия и вместе ездить на Чтения, стало немного проще, но всё равно, помню, по возвращении я с сожалением отдавала за долги накупленные книги, наскоро прочитав или отксерив кое-что. И мысли о том, что большое значение Чтения имеют или там выпускают пар, заслоняла другая: можно использовать энтузиастов год-другой, но десятилетиями? Конечно, возможность живого Солженицына послушать или на уроке у отца Артемия Владимирова побывать уникальны, это останется в душе навсегда, равно как и любезные маски на лице Фурсенко и иже с ним. И вот, кстати, вспомнилось, ещё 7 лет назад сказал один из участников чтений: «В ближайшем будущем силы созидания и силы разрушения неизбежно пересекутся в одной точке». Ну вот,вероятно, и настал этот момент. Что Чтения, что Всемирный Русский Собор - на что реально повлияли? 20 лет топтание на месте по вопросу ОПК, не говорю уже о прочем. Новичкам, конечно, интересно, и должна быть какая-то площадка для общения, но в целом: если на приходском уровне последний Устав нас откровенно проигнорировал, почему иначе в общецерковном масштабе должно быть?.. Всё закономерно.

6. 4. Чистякову насчет его предложения по более строгому отбору : «..отбор будет строже…». Один из руководителей секции мне пожаловался, что за последние год – два очень ужесточился отбор докладов. Если раньше кто – то мог без соблюдения всех регламентов и

В этом году я впервые участвовала в Рождественских чтениях на секции Общества православных врачей, так как хотелось не только послушать доклады, но и реально поучаствовать в обсуждении с православными наболевших вопросов по закону «Об основах охраны здоровья». Сейчас очень много создается всяких профессиональных сообществ, общественных организаций, проводятся различные конференции, Съезды, Форумы с обсуждением насущных проблем. В нашем гражданском обществе Православные составляют самую многочисленную организацию, но видно кому – то очень не хочется, чтобы верующие могли хоть раз в году встречаться, обсуждать и как – то пытаться влиять на многочисленные деструктивные явления в нашем обществе. Сейчас очень важна роль РЦП, той части нашего гражданского общества, что стремиться сохранить традиционную культуру, мораль, нравственные ценности нашего русского народа. От этого зависит выживание нашего народа и сохранение государства. Мы видим, какие атаки предпринимаются на Православие, духовенство, на поругание нашей веры и христианских святынь. Происходит разрушение традиционной морали, зиждущейся на христианских принципах. Мы видим, как незаметно «переползают» к нам с Запада многочисленные негативные законопроекты. Кто скорее заметит и различит зло в них, как не православные, которые «озвучивают» эти опасности перед всем гражданским обществом. Но воцерковленных православных всего лишь небольшой процент. А наши батюшки заняты духовным окормлением, загружены пастырской работой и строительством сверх меры, поэтому не всегда, и далеко не все могут отслеживать новые деструктивные законопроекты, «высвечивать» их и активно участвовать в гражданских инициативах, да и последнее им совсем не обязательно. Но именно с батюшками общается большая часть верующих, испрашивая совета по тому или иному поводу и если батюшки просто не успевают быть в курсе насущнейших проблем нашего общества, то это не способствует большей части верующих выработки активной гражданской позиции. С другой стороны верующему, через любовь ко Христу открывается видение в истинном свете. Тогда, соборно обсуждая наболевшие вопросы в обществе, мы можем активно противостоять информационной агрессии и неправде. Манипуляционная тактика здесь не проходит, в отличие от узкого круга лиц, которыми куда проще манипулировать. Так, находясь на конференции Общества православных врачей, я с удивлением услышала из уст приглашенного светского высокопоставыленного чиновника из Минздравсоцразвития не только предложение по формированию отношения православных врачей, а с ними и всей Церкви к донорству, но и не двусмысленное намекание на то, каким оно (это отношение) должно быть (естественно, что в соответствии с официальной позицией чиновников из Минздравсоцразвития), хотя мы знаем о том, что часто биомедицинские технологии входят в явное противоречие не только с этикой, но и с христианской моралью. «Должно бояться Бога, а не человеков». И лично у меня нет уверенности в том, что в профессиональном православном сообществе, в которую входят «условно верующие» из министерских чиновников, последние не будут «задавать тон» и направлять деятельность всего общества в «нужном» им направлении. А ведь структура его такова, что в каждой епархии создаются «дочерние» общества… Все в Церкви Христовой должно решаться соборно. Поэтому – то так важно сохранить гражданский православный Форум и его закрытие было бы непростительной ошибкой, если не сказать больше…
Cветлана / 23.02.2012, 22:08

5. Re: Владимир Крупин: Рождественские чтения надо сохранить

А что тут удивительного? Рожд. Чтения играли роль своего рода клапана, через который выпускали пар, лишнюю энергию слишком ревностных православных активистов, в частности, педагогов. При Патриархе Алексии считалось, что это необходимо. Нынешнее же модернистское руководство РПЦ полагает, что народ можно вовсе игнорировать, он им не нужен. Отсюда и вполне логичный вывод: зачем деньги тратить? Лучше еще какое-нибудь миссионерское действо в ХХС провести с участием каких-нибудь феминисток...
В.Семенко / 23.02.2012, 20:01

4. без заголовка

Может быть, следует подумать о том, чтобы объединить некоторые секции, тогда некоторые проблемы решатся: меньше надо залов, меньше будет пустых докладов, тк отбор будет строже. Можно делать вечерние секции, например, с 16 часов до 20, тоже в тех же залах. Если что и сокращать - так это пленарку, особенно фурсенок и иже с ним. И концерт надо оставить только в конце чтений. НО ЖИВОГО ОБЩЕНИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ И ГОСТЕЙ - ИЗ ГЛУБИНКИ И КРУПНЫХ ГОРОДОВ НЕ ЗАМЕНИТЬ, ЕСЛИ МРОЧ ЗАКРЫТЬ!Никакие сайты и газеты этого не заменят! А это так важно!
чистякова / 23.02.2012, 19:49

3. Согласен с Владимиром Николаевичем

Не всякий раз участвовал в Рождественских Чтениях, но в необходимости такой не виртуальной, а естественной коммуникативно-информационной "площади" для современной России и Русской Православной Церкви убежден. Нельзя все обсуждения переносить в Рунет и суживать круг общения до официоза Межсоборного присутствия. Рождественские Чтения - по-настоящему Предсоборное присутствие, где вне жестких регламентов обсуждаются важнейшие духовные вопросы современности. На эту здоровую христианскую свободу и покушаются "церковные" (околоцерковные по духу) чинодралы. Долой чиновную душегубку!
Леонид Болотин / 23.02.2012, 18:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаевич Крупин
Два рассказа
Тарзан и Жучка. Доставка пиццы
21.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Солженицын: 60 лет эмиграции и 30 лет возвращения
Солженицын – явление более социально-политическое, нежели литературное
11.11.2024
Фонарик
Крупинки
06.11.2024
Все статьи Владимир Николаевич Крупин
ДелоРус
К 300-летию перенесения мощей св.блг.кн. Александра Невского в Санкт-Петербург
На Неве состоится реконструкция церемонии встречи мощей Александра Невского с участием кораблей петровского времени
03.09.2024
«Для нас важна победа не только над врагом, но и над собой»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный XIV Всероссийский молодежный военно-исторический форум «Александровский стяг»
05.07.2024
«Слава русскому оружию!»
В деревне Самушкино состоялся военно-патриотический фестиваль
18.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06