«Главное, чтобы у нас по обыкновению не отделались одними декларациями»

Православные священнослужители о том, как вернуть престиж военной службе

0
145
Время на чтение 4 минуты
«Армия должна вернуть себе традиционную роль важнейшего социального лифта. В России всегда воинское сословие не только имело особую поддержку государства, но и формировало управленческую, политическую, интеллектуальную элиту. Надеюсь, что так будет и в XXI веке», - заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя статью В.Путина, посвященную национальной безопасности.

По его словам, не случайно Церковь за каждым богослужением молится не о предпринимателях, крестьянах, рабочих, интеллигенции, «при всем уважении к этим слоям общества», а о властях и воинстве. Священник считает, что роль воина в обществе особая, эту роль нужно не просто подчеркивать, «а выстраивать под нее системы социального взаимодействия и государственного управления».

Его радует акцент в статье на работе по военно-патриотическому воспитанию школьников. Собеседник агентства заявил, что оно сегодня должно быть «всеобъемлющим и системным», и Церковь готова к содействию такому воспитанию, в том числе к работе с ДОСААФ, казачеством, создающимся добровольческим движением «Народного фронта» в поддержку армии, флота и ОПК.

Согласно опросу ВЦИОМ, в сравнении с другими институтами государства и общества, вооруженные силы пользуются очень высокой поддержкой общества: их деятельность одобряет 52% опрошенных, в то время как деятельность партий, судебной системы, профсоюзов – не более 30%.

Вооруженные силы вызывают в первую очередь чувство уважения (35%), причем в большей степени, чем раньше (в 2008 году – 29%). Кроме того, респонденты склонны испытывать чувства надежды (27%), гордости (26%). 44% опрошенных одобрили бы, если бы их сын или внук выбрал профессию военнослужащего. Выше этот показатель среди тех, кто сам отслужил в рядах Вооруженных сил (51%).

По убеждению большинства участников опроса, армия дает молодому человеку важный и полезный жизненный опыт (78%). 74% опрошенных высказали убеждение, что настоящий мужчина обязательно должен отслужить в армии. Практически в той же степени (74 и 70% соответственно) в этом уверены юноши допризывного возраста.

«Когда и почему, на ваш взгляд, армия утратила функции социального лифта и «кузницы» элиты? Возможно ли и нужно ли вернуть ей эти функции? Что для этого необходимо?» - с такими вопросами корреспондент портала Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отметил, что возвращение армейской службе былого престижа даст нашему обществу серьезный стимул для дальнейшего развития.

«Высокий почетный статус армии надо возвращать. Я сам 23 года носил погоны и уверен, что военная школа очень положительно влияет на формирование личности человека и на его приспособленность к жизни в обществе. Если нам удастся вернуть армии престиж, это будет чрезвычайно полезно во многих отношениях. Главное тут, чтобы у нас по обыкновению не отделались одними декларациями. Если наши старинные традиции и понятия чести, доблести и славы вернутся в нашу жизнь, это позволит нашей стране преодолеть многие трудности, которые мы испытываем сейчас – в частности, проблему отсутствия дисциплины, распространения наркомании и прочего», - сказал священник.

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, подчеркнул, что без сильной армии государство существовать не может.

«На мой взгляд, отношение к армии очень тесно связано с отношением к государству. Когда люди хотят видеть крепкое государство, когда они патриоты, они, естественно, заботятся об укреплении обороноспособности своей страны. Когда государство было крепким, - например, до революции или в советское время, - служба в армии была делом, которому многие с радостью посвящали свою жизнь. Она действительно служила хорошим социальным лифтом: если посмотреть на состав генералитета тех времен, то многие были из низших слоев, из крестьян. Понятно, что когда советское государство в конце 80-х годов себя дискредитировало в глазах большинства населения, произошел всеобщий упадок, и это отразилось в том числе, на армии. Тем более, некоторые военные авантюры, - война в Афганистане, к примеру, - привели к тому, что люди стали понимать: иногда армия используется для достижения каких-то идеологических целей, которые далеки от интересов советских граждан. Поэтому в 90-е годы к армейской службе охладели. Вообще возник вопрос о том, быть или не быть в дальнейшем в стране, в армию людей шло все меньше. Были сокращения, денег практически не выделялось», - добавил отец Димитрий.

По его словам, «общая тенденция к укреплению русской государственности в течение последних 12 лет привела к тому, что внимание к армии повысилось». «Не могу сказать, что ситуация коренным образом изменилась, поскольку ценности современного общества не всегда способствуют интересам укрепления обороноспособности. Немало тех, кто готов вообще покинуть нашу страну, в том числе и среди православных. Но в целом мы начинаем осознавать, что романтические мечты об обществе, в котором не будет насилия, а западная демократия будет гарантом мирного существования, не оправдались. Более того, мы видим со стороны США и Европы явное стремление к тому, чтобы Россию не принимать во внимание и даже игнорировать ее позицию по многим вопросам, в том числе и связанным с военной тематикой. Мы вынуждены укреплять политическую позицию, опираясь на силу своей армии. Когда люди увидят, что армейская служба почетна и вполне может приносить достойный доход семье военного, тогда изменится и отношение к службе. В обществе все к этому готово, в сознании людей уже произошла перемена отношения к армии, теперь все зависит от руководства нашей страны», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии