Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Православие на Американском континенте

22.02.2012


Рассуждения игумена Кирилла (Сахарова) о судьбе Русской Церкви в США …

В 90-е годы, посещая Иркутск, в Знаменском монастыре за алтарем собора на могиле купца Шелехова я совершил заупокойную молитву по старому обряду. Шелехов был основателем первых постоянных русских поселений на Американском континенте. В конце XVIII века на Аляску направилась православная миссия из валаамских монахов во главе с архимандритом Иоасафом. Добирались они из Петербурга 9 месяцев. Один из участников миссии иеромонах Ювеналий принял на Аляске мученическую смерть. Сорок лет трудился здесь старец Герман. В 1799 году архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископы для Аляски. На обратном пути корабль попал в шторм и все, кто был на нем, погибли. Епископ на Аляске появился только в 1840 году. Это был Иннокентий (Вениаминов), служивший в Иркутской епархии простым священником. Мне довелось общаться с его потомком о.Иннокентием. Несколько лет тому назад он умер, будучи епископом одной из ветвей катакомбников.

В 1867 году Россия была вынуждена продать Аляску. Договор о передаче Аляски сопровождался целой серией секретных статей, неопубликованных до сих пор. Надо бы разобраться. Специалисты считают, что можно было бы попытаться предъявить права на Аляску. Срок аренды давно истек, и никто не вспоминает про договор, кроме, пожалуй, певцов группы «Любэ».

Неплохо было бы провести научно-практическую конференцию по этой теме. Важным для меня открытием было то, что когда шли переговоры о продаже Аляски епископ Иннокентий добился, чтобы в договор был внесен пункт о том, что все храмы на Аляске остаются в собственности Русской Церкви. Этот пункт, однако, был проигнорирован…

Вообще тема, обозначенная в заголовке этой заметки, мне очень близка, т.к. начало моего воцерковления связано с чтением в журнале «Православный вестник», издававшемся на Украине, сообщений о предоставлении автокефалии Американской Православной Церкви.

В XIX веке на территорию США начали переселяться в большом количестве православные из разных стран. Все они в церковном отношении подчинялись русским православным епископам, находившимся здесь. Кроме того, у значительной части униатов, приехавших из Австро-Венгерской империи, были напряженные отношения с Католической церковью. По этой причине многие из них переходили в Православие. После октябрьского переворота, когда позиции РПЦ серьезно ослабли, другие Православные Церкви стали простирать свою юрисдикцию на США. Самой большой православной диаспорой здесь была греческая. Уже в начале 20-х годов Константинопольский Патриархат учредил здесь свою архиепископию. Около 200 тыс. православных относятся к Антиохийскому Патриархату (а всего их здесь около 5 млн).

В настоящее время в Америке присутствует более двух десятков православных юрисдикций, в том числе 4 украинские, 2 белорусские, 3 румынские и т.д. Между собой они находятся в разных отношениях, как и в отношении своих Материнских Церквей. Отдельно нужно говорить о Русской Зарубежной Церкви со своим уникальным Джорданвилем. Но вернемся к истории Православия на Американском континенте. Как известно, Патриарх Тихон, будучи еще архиепископом, много потрудился здесь. При нем центр епархии перенесен в Нью-Йорк и был построен Свято-Никольский собор. Переводились богослужебные книги на английский язык. Владыка Тихон предложил предоставить Американской Церкви автономный статус. Всего накануне октябрьского переворота в Америке было несколько сот тысяч православных. До 1921 года даже Константинопольские Патриархи согласовывали с Русской Церковью посылку своих епископов в Америку.

Последний предреволюционный архиерей Америки архиепископ Евдоким, выехавший в Россию для участия в работе Поместного Собора, обратно не вернулся. Более того он уклонился в обновленчество. Кстати, обновленцы имели здесь своего представителя Иоанна Кедровского, которому удалось овладеть Свято-Никольским собором и архиерейской резиденцией. В 1924 году митрополит Платон в г. Детройте на Соборе явочным порядком провел постановление о временной автономии. Когда Патриарх Тихон освободил его от управлением американской епархией, он это проигнорировал. В 1933 г. митрополит Сергий направил в Америку настоятеля Трехсвятительского Подворья архиепископа Вениамина (Федченкова) для изучения ситуации. Следствием миссии владыки Вениамина было запрещение митрополита Платона, который односторонне разорвал связь с Матерью Церковью. В 1946 году Всеамериканский Собор в Кливленде подавляющим большинством голосов постановил просить Патриарха Алексия I принять американскую епархию в свою юрисдикцию на правах автономии. Когда же на будущий год в США прибыл представитель Патриархии – митрополит Григорий, то преемник митрополита Платона митрополит Феофил от встречи с ним уклонился. С конца 60-х годов начинаются интенсивные переговоры. РПЦ представлял деятельный митрополит Никодим (Ротов). Переговоры завершились снятием запрещения и предоставлением автокефалии. Отдельным списком несколько десятков приходов были оставлены в лоне РПЦ. По количеству верующих и храмов Американская Автокефальная Церковь соотносима с Польской Православной Церковью – в ней так же около 1 млн верующих и около 650 приходов и 25 монастырей. Самый известный монастырь – Свято – Тихоновский, а самая известная духовная школа – Свято-Владимирская семинария.

Предоставление автокефалии Американской Церкви вызвало болезненную реакцию греков, которые претендовали на прерогативу в решении подобных вопросов и опасались потери своей богатейшей епархии в Америке. Вскоре после получения автокефалии от Московского Патриархата, Американская Православная Церковь перешла на новый стиль (не полностью все приходы, но подавляющее большинство). Помню, как в ОВЦС на одном из собеседований я обратил на это внимание протоиерея Кишковского, как на одно из негативных последствий отделения от Матери-Церкви. Действительно, Американская Автокефальная Церковь стала стремительно американизироваться. Главным идеологом этого был протопресвитер Александр Шмеман – большой поклонник американского государственного строя.

Вообще, жизнь в Америке побуждает к религиозной терпимости, к признанию американской модели жизни наилучшим идеалом. Очень сильно влияет на православных американцев плотное инославное окружение, что провоцирует модернистские и либеральные тенденции. Интересно, что в Америке никогда не было государственной религии. Это невозможно, потому что Америка – страна религиозных диссидентов и вообще принадлежность к какой-либо церкви – один из признаков американизма. Впрочем, можно признать, что позиции католичества достаточно сильны в Америке – католиков здесь до четверти населения (во многом это переселенцы из Ирландии и Польши). Католическая церковь в Америке имеет более 200 с половиной университетов и колледжей. Кстати, католиком был президент Кеннеди. Влияние здесь католичества объясняется еще и тем, что оно более-менее монолитно, в отличие от продолжающего дробиться протестантизма. Случайна ли в этой связи мощная компания по дискредитации католического духовенства в связи с обвинениями в педофилии? Странная избирательность – ведь, скажем, в Голливуде это явление имеет массовый характер, тем не менее, в качестве основного объекта нападок избрали Католическую церковь. На втором месте по количеству верующих в Америке – баптисты. Очень много здесь иудеев – раза в два больше, чем в Израиле. Половина из них живет в Нью-Йорке. Евреи в Америке – очень большая политическая, экономическая и религиозная сила.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Zaharia : Пока еще Русская Америка
2012-02-25 в 14:21

О Русской Америке мы знаем по прежнему мало.
А чего стоит только такое имя - Семен Иванович Яновский (1789 - 1876).
Начал свою морскую службу в 1814 году, и во время освобождения Голландии от наполеоновских войск участвовал в русском десанте при осаде крепости Бац. Награжден медалью «За взятие Парижа».
С 1816 года – в составе четвертой русской кругосветки вышел из Кронштадта старшим офицером на «Суворове».
При посещении Кабо-Верде писал: «…Мы жалели, что судьба вместо наших колоний в Америке не дала нам острова Зеленого мыса», но ему предстояло самому связать свою судьбу с Аляской.
Он женился на дочери правителя Русской Америки Александра Баранова, что придало ему авторитет среди аборигенов, которого не было у Гагемейстера.
В 1819 году он стал главным правителем Русской Америки, и пробыл в этой должности два года (официально, в реальности около 4 лет – вместо Гагемейстера).
Вскоре Яновский отправился в инспекционную поездку, и на острове Кадьяк познакомился и сблизился с преподобным Германом Аляскинским, который стал его духовным отцом. Главными источниками сведений о жизни и внешнем облике преподобного по сию пору служат материалы Яновского. Точно также именно он сохранил архивы Баранова.
После возвращения в Россию, и в 1834-51 гг. был начальником Кажуской губернской гимназии, и именно в это время (в 1844 – 1849 гг.) в калужской гимназии учился будущий выдающийся русский мыслитель Константин Николаевич Леонтьев. Это не просто совпадение дат, - несмотря на то, что лично Яновского в своих воспоминаниях Леонтьев не упоминает, хорошо известно, как о том, что созданная в гимназии атмосфера сильно повлияла на будущего мыслителя, так и то, что дух благочестия и учености, характеризующий жизнь гимназии, был создан именно С.И. Яновским, часто ее посещавшим.
И хотя следующие двадцать лет Леонтьев с головой погружался в увлечения бурной молодости, интересно отметить, что и Яновский и Леонтьев, - в одно и тоже время дружили с одними и теми же людьми. Примером может служить тот факт, что Яновский преподнес свою книгу «Наставление моему крестнику Николаю К.» отцу Клименту Зедергольму: «Достойнешему и душою уважаемому Иеродиакону Отцу Клименту при искреннем почтении. От сочинителя». А именно отец Климент был одним из наиболее близких Леонтьеву людей (после его смерти, он написал о нем ныне многократно переизданную книгу, и сам принял имя «Климент» - именно в честь покойного друга).

Семен Иванович окормлялся у преподобного оптинского старца Антония (Путилова), а в 1864 году, приняв постриг, удалился в Тихвинскую пустынь Калужской губернии. Как убедительно доказал Юрий Холопов, именно Яновский являлся одним из соавторов знаменитой книги «Преподобные старцы Оптиной Пустыни», - он прекрасно знал многих старцев и жизнь пустыни. Этот мир он покинул схимонахом Сергием.
Оставил путевые записки о кругосветном плавании, «Записки о путешествии, совершенном в 1821 и 1822 годах из Америки в Петербург» и несколько других сочинений.
Капитан второго ранга.
Именем Яновского названа гора на острове Ситка.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме