В 1867 году Россия была вынуждена продать Аляску. Договор о передаче Аляски сопровождался целой серией секретных статей, неопубликованных до сих пор. Надо бы разобраться. Специалисты считают, что можно было бы попытаться предъявить права на Аляску. Срок аренды давно истек, и никто не вспоминает про договор, кроме, пожалуй, певцов группы «Любэ».
Неплохо было бы провести научно-практическую конференцию по этой теме. Важным для меня открытием было то, что когда шли переговоры о продаже Аляски епископ Иннокентий добился, чтобы в договор был внесен пункт о том, что все храмы на Аляске остаются в собственности Русской Церкви. Этот пункт, однако, был проигнорирован…
Вообще тема, обозначенная в заголовке этой заметки, мне очень близка, т.к. начало моего воцерковления связано с чтением в журнале «Православный вестник», издававшемся на Украине, сообщений о предоставлении автокефалии Американской Православной Церкви.
В XIX веке на территорию США начали переселяться в большом количестве православные из разных стран. Все они в церковном отношении подчинялись русским православным епископам, находившимся здесь. Кроме того, у значительной части униатов, приехавших из Австро-Венгерской империи, были напряженные отношения с Католической церковью. По этой причине многие из них переходили в Православие. После октябрьского переворота, когда позиции РПЦ серьезно ослабли, другие Православные Церкви стали простирать свою юрисдикцию на США. Самой большой православной диаспорой здесь была греческая. Уже в начале 20-х годов Константинопольский Патриархат учредил здесь свою архиепископию. Около 200 тыс. православных относятся к Антиохийскому Патриархату (а всего их здесь около 5 млн).
В настоящее время в Америке присутствует более двух десятков православных юрисдикций, в том числе 4 украинские, 2 белорусские, 3 румынские и т.д. Между собой они находятся в разных отношениях, как и в отношении своих Материнских Церквей. Отдельно нужно говорить о Русской Зарубежной Церкви со своим уникальным Джорданвилем. Но вернемся к истории Православия на Американском континенте. Как известно, Патриарх Тихон, будучи еще архиепископом, много потрудился здесь. При нем центр епархии перенесен в Нью-Йорк и был построен Свято-Никольский собор. Переводились богослужебные книги на английский язык. Владыка Тихон предложил предоставить Американской Церкви автономный статус. Всего накануне октябрьского переворота в Америке было несколько сот тысяч православных. До 1921 года даже Константинопольские Патриархи согласовывали с Русской Церковью посылку своих епископов в Америку.
Последний предреволюционный архиерей Америки архиепископ Евдоким, выехавший в Россию для участия в работе Поместного Собора, обратно не вернулся. Более того он уклонился в обновленчество. Кстати, обновленцы имели здесь своего представителя Иоанна Кедровского, которому удалось овладеть Свято-Никольским собором и архиерейской резиденцией. В 1924 году митрополит Платон в г. Детройте на Соборе явочным порядком провел постановление о временной автономии. Когда Патриарх Тихон освободил его от управлением американской епархией, он это проигнорировал. В 1933 г. митрополит Сергий направил в Америку настоятеля Трехсвятительского Подворья архиепископа Вениамина (Федченкова) для изучения ситуации. Следствием миссии владыки Вениамина было запрещение митрополита Платона, который односторонне разорвал связь с Матерью Церковью. В 1946 году Всеамериканский Собор в Кливленде подавляющим большинством голосов постановил просить Патриарха Алексия I принять американскую епархию в свою юрисдикцию на правах автономии. Когда же на будущий год в США прибыл представитель Патриархии – митрополит Григорий, то преемник митрополита Платона митрополит Феофил от встречи с ним уклонился. С конца 60-х годов начинаются интенсивные переговоры. РПЦ представлял деятельный митрополит Никодим (Ротов). Переговоры завершились снятием запрещения и предоставлением автокефалии. Отдельным списком несколько десятков приходов были оставлены в лоне РПЦ. По количеству верующих и храмов Американская Автокефальная Церковь соотносима с Польской Православной Церковью – в ней так же около 1 млн верующих и около 650 приходов и 25 монастырей. Самый известный монастырь – Свято – Тихоновский, а самая известная духовная школа – Свято-Владимирская семинария.
Предоставление автокефалии Американской Церкви вызвало болезненную реакцию греков, которые претендовали на прерогативу в решении подобных вопросов и опасались потери своей богатейшей епархии в Америке. Вскоре после получения автокефалии от Московского Патриархата, Американская Православная Церковь перешла на новый стиль (не полностью все приходы, но подавляющее большинство). Помню, как в ОВЦС на одном из собеседований я обратил на это внимание протоиерея Кишковского, как на одно из негативных последствий отделения от Матери-Церкви. Действительно, Американская Автокефальная Церковь стала стремительно американизироваться. Главным идеологом этого был протопресвитер Александр Шмеман – большой поклонник американского государственного строя.
Вообще, жизнь в Америке побуждает к религиозной терпимости, к признанию американской модели жизни наилучшим идеалом. Очень сильно влияет на православных американцев плотное инославное окружение, что провоцирует модернистские и либеральные тенденции. Интересно, что в Америке никогда не было государственной религии. Это невозможно, потому что Америка – страна религиозных диссидентов и вообще принадлежность к какой-либо церкви – один из признаков американизма. Впрочем, можно признать, что позиции католичества достаточно сильны в Америке – католиков здесь до четверти населения (во многом это переселенцы из Ирландии и Польши). Католическая церковь в Америке имеет более 200 с половиной университетов и колледжей. Кстати, католиком был президент Кеннеди. Влияние здесь католичества объясняется еще и тем, что оно более-менее монолитно, в отличие от продолжающего дробиться протестантизма. Случайна ли в этой связи мощная компания по дискредитации католического духовенства в связи с обвинениями в педофилии? Странная избирательность – ведь, скажем, в Голливуде это явление имеет массовый характер, тем не менее, в качестве основного объекта нападок избрали Католическую церковь. На втором месте по количеству верующих в Америке – баптисты. Очень много здесь иудеев – раза в два больше, чем в Израиле. Половина из них живет в Нью-Йорке. Евреи в Америке – очень большая политическая, экономическая и религиозная сила.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма святителя Николы на Берсеневке
1. Пока еще Русская Америка